Информационные агентства одновременно с выходом в Интернет и началом работы с массовой аудиторией сложились в сложную многофункциональную систему, удовлетворяющую потребности различных групп общества.
Согласно философскому определению, система (от греч. – целое, составленное из частей; соединение) – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.[1] Каждая система обладает неотъемлемым набором признаков, среди которых основные — целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, а также иерархичность.

Принципы системы СМИ и условия ее существования сформулировал М.В. Шкондин. Так, в учебном пособии «Система средств массовой информации России», он пишет: «Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода, для чего:
— сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;
— располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;
— иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;
— структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, теле- и радиопрограмм, которые могут способствовать выполнению этих функций;
— СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.» [2]

Поскольку система информационных интернет-агентств является подсистемой системы СМИ, но в то же время самостоятельна как собственно система, она обладает теми же признаками и качествами, что и система СМИ.
Остановимся подробнее на основных характеристиках системы интернет-агентств: целостности, взаимозависимости системы и среды, функциях, компонентах и структуре.
Состоящая из ряда компонентов и массы элементов система интернет ИА, как и любая другая система, является целостной. Информационные агентства различны по множеству признаков: территории информационного охвата и аудитории, объему информации и общественной значимости, роли в информационном потоке, качеству готовых продуктов и оперативности, однако в то же время они построены на единых принципах, в их основе лежит единая цель – удовлетворение информационных потребностей отдельной личности, определенной группы людей, СМИ и общества в целом. Для реализации этой цели система агентств выполняет ряд единых задач:
— объективное и максимально полное отражение всего разнообразия жизни общества;
— консолидация и коммуникации общества;
— реализация всех функций средств массовой информации через интернет-канал.

Как и любая система, система интернет-агентств имеет внутренние взаимосвязи между компонентами и связана с внешней средой, ее условиями, в которых она существует и от которых зависит.
Как было сказано выше, на возникновение интернет-агентств в Сети и, в конечном счете, формирование их системы, повлияли политические, экономические, идеологические, материально–технические и другие условия, сложившиеся в России. Так, экономическая среда, в которой проходило становление системы агентств в Интернете, связана со становлением рыночных отношений в стране. Важными являются и материально–технические условия системы. Являясь электронным средством массовой информации, информационные агентства целиком зависят от уровня компьютеризации и интернетизации населения.

Связь с внешней средой имеет и обратные векторы, которые выражаются в необходимом наборе выполняемых функций системы интернет-агентств для удовлетворения информационных потребностей различных групп населения и общества в целом. В условиях современных экономических и общественных требований, многие функции средств массовой информации в целом и интернет-агентств, в частности, существенно актуализируются.
Произошедший рост потребности общества в оперативной информации и само целевое назначение информационных агентств определили приоритетность реализации информационной функции.
В то же время продолжается реализация аналитической функции, хотя для информационных агентств она и не является целеполагающей. Стоит отметить, что количество аналитических материалов СМИ, резко сократившееся в конце 1990-х – начале 2000-х, стало постепенно увеличиваться. Расширяется палитра используемых аналитических жанров, появляются политические и экономические обозрения, аналитические интервью, корреспонденции.

Культурно-образовательную функцию информационные агентства выполняют, распространяя информацию о культурных и образовательных событиях, обеспечивая доступ к познавательной, образовательной информации, культурному наследию страны и мира.
Составляя рейтинги, справки, досье на компании, биографии, пресс-портреты, базы данных, мониторинги СМИ, распространяя разного рода статистические данные, агентства реализуют рекламно-справочную функцию.

Рекреативная функция, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день для радио- и телевещания, не обошла и информационные агентства. Связано это с тем, что выполнение этой функции привлекает массовую аудиторию, увеличивает посещаемость сайтов информационных агентств, а значит, и стоимость размещения рекламных блоков, что делает экономическое положение более стабильным.
Под воздействием вышеперечисленных условий среды развиваются и формируются компоненты системы информационных интернет-агентств, что определяет признак структурности. Системные компоненты являются факторами, активно влияющими на функционирование целостной системы. Среди них можно выделить:
— ресурсы (материально-техническая база, человеческие ресурсы);
— субъект приложения (тот или иной вид информации);
— аудиторию;
— каналы распространения (интернет, мобильная связь).

Реализацию функций обеспечивает структура системы интернет-агентств. Формирование и развитие структуры связано с образованием новых компонентов, возникновением новых структурных связей, расширением процессов интеграции и специализации. Структура способствует взаимодействию и взаимосвязи компонентов системы, на основе которых происходят процессы интеграции и дифференциации внутри системы. Характеризуя современные структурные связи системы агентств, прежде всего, необходимо отметить наличие рыночных отношений и конкурентной борьбы, как регуляторов этих связей. Отсюда и своеобразие формирующейся типологической структуры системы информационных интернет-агентств.
Дифференциация интернет-агентств по различным признакам (характеру информации, масштабу деятельности, аудиторным особенностям и др.) является обязательной частью процесса формирования системы.

На сегодняшний день в структуре информационных интернет-агентств сложились универсальные и специализированные агентства, общефедеральные и региональные, государственные и частные, передающие текстовую информацию и мультимедийные, а также многие-многие другие.
Между тем, процесс формирования системы информационных интернет-агентств еще не закончен. Как сложный многоуровневый механизм она продолжает расширяться интенсивно (за счет появления новых ступеней) и экстенсивно (с расширением количества компонентов в пределах уровня).

Литература:
1.     Философский энциклопедический словарь.- М., 1983. – С.610
2.     Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001. — С.17.
_____________________________
© Могилевская Эльвира Владимировна