Стендовые модели парусных судов, созданные художником Леонидом Дуднаковым, характерны не только точностью соблюдения соответствующих параметров при масштабировании (что априори является непременным условием жанра), но и высокопрофессиональным подходом к эстетической, художественной компоненте. Дуднаков – один из немногих специалистов, которые не ограничиваются слепым техническим копированием всемирно известных парусных кораблей, а воссоздают подлинную атмосферу времени и места, в которых судно-прототип приобрело свою заслуженную славу. Эффект анимации (оживления, одушевления) прошлого достигается за счет синтеза собственно классического моделирования и приемов скульптурной пластической миниатюры. Проще говоря, почти каждое творение мастера-судомоделиста не только по всем правилам оснащено парусным вооружением, рангоутом, такелажем, якорями (см. дополнение) и прочими техническими элементами, необходимыми кораблю для успешного преодоления океанских просторов, перевозки ценных грузов и участия в свирепых морских сражениях, но и содержит на борту команду мореплавателей, будь то честные и мужественные морские офицеры и матросы русского петровского флота (пакетбот «Св. Петр»), либо злобные коварные пираты, либо отважные первооткрыватели новых земель («Пинта», «Санта-Мария» – шхуны Христофора Колумба) и даже сказочные персонажи (сюжет «Золотое путешествие Синдбада» – корпус выполнен по чертежам восточного судна «Дао», а прочее воссоздает кадры одноименного кинофильма). Костюмированы миниатюрные персонажи в полном соответствии с исторической достоверностью. При том, они не статичны – бурная деятельность царит на палубах и капитанских мостиках дуднаковских шхун, каравелл, ботов и прочих плавсредств: гнусные пираты берут на абордаж мирное торговое судно, честные вояки готовятся к сражению с неприятелем, путешественники-первопроходцы предпринимают усилия к наискорейшему открытию Америки.
Всякий миниатюрный парусник Дуднакова – своего рода сценическая площадка, на которой разыгрывается живописный спектакль – «реставрация» некоего момента, связанного с конкретным историческим событием, либо обобщенная картина бытия мореплавателей определенной эпохи.
«Реквизит», придающий сценическому действию особую живость и достоверность (оружие, навигационные и оптические приборы, книги, карты, музыкальные инструменты, индивидуальные предметы обихода), выполнены со скрупулезной точностью и художественным мастерством, придающим каждой композиции в целом неизъяснимое обаяние.
Нина Огнева
Выставки:
Ростовский-на-Дону краеведческий музей (1999 г., 2006 г.).
Выставка-конкурс военно-исторической миниатюры (2005г.). Персональная выставка в Ростовском государственном университете путей сообщения (2007 г.).
Персональная выставка в Ростовском научно-исследовательском институте радиосвязи (2007 г.).
Бронзовый призер чемпионата России по стендовым моделям (модели военных судов времен I и II Мировой войны, М 1:300). (2000 г.), Москва.
Работы Леонида Дуднакова находятся в частных коллекциях России, Голландии, Австралии.
Классификация судов по парусному вооружению
Корабль (фрегат) – парусное судно с полным парусным вооружением, несущее на всех мачтах прямые паруса, а на бизань мачте дополнительно – косой.
Барк – судно, имеющее три или более мачты, последняя из которых (сухая) вооружена косыми парусами.
Бриг – двухмачтовое с прямыми парусами на обеих мачтах и косым парусом на грот-мачте.
Баркентина – судно, имеющее три или более мачты, первая из которых имеет прямое вооружение, а остальные – косое.
Бригантина – двухмачтовое судно, на первой мачте несущее прямые паруса, а на задней – косые.
Гафельная шхуна – двух-(или более) мачтовое судно с гафельным вооружением.
Марсельная шхуна – судно, имеющее в дополнение к гафельному вооружению прямые паруса (марсели) на передней мачте.
Бермудская шхуна – шхуна, вооруженная косыми (без гафелей) бермудскими парусами.
Стаксельная шхуна – шхуна, вооруженная вместо триселей стакселями.
Стаксельный кеч – двухмачтовое судно, вооруженное стакселями, задняя мачта установлена впереди головки балера руля.
Гафельный кеч – то же, что стаксельный, но вместо стакселей вооружен гафельными парусами (триселями).
Бермудский иол – двухмачтовое судно, снабженное бермудским вооружением, задняя мачта установлена на срезе кормы (сзади головки балера руля).
Рангоут – общее название устройств для подъема и растягивания парусов, он обеспечивает их постановку и удержание в штатном (рабочем) положении.
Мачты – вертикально стоящие рангоутные «деревья», являющиеся основой для крепления реев и такелажа.
Такелаж – общее наименование всех снастей, составляющее вооружение судна. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной – бегучим.