На рубеже 20 и 21 веков народы мира встретились с новыми проблемами, связанными с переходом целого ряда стран социалистической ориентации на путь демократического развития. Радикальные преобразования, которые охватили страны социалистического лагеря, вначале проводились, как известно, под лозунгами совершенствования и демократизации существовавшего социалистического строя, а завершились полным крушением прежней идеологии, а также соответствовавшей ей политики и экономики. Прекратили свое существование многие государственные и общественные институты, международные организации и т.д.
Монголия, хотя и не была инициатором общественно-политических реформ, не могла заметно выходить за рамки общих тенденций. До конца 80-х годов социализм составлял главную идейно-теоретическую основу деятельности правящей Монгольской народно-революционной партии и правительства страны, превратившись в неоспоримую догму. Однако в то же время нельзя не сказать о недопустимости однобоко негативистского подхода к теории и практике социализма.
Бывшая до революции 1921 г. одной из наиболее отсталых стран, Монголия в годы социалистического развития «добилась немалых успехов, в том числе и в завоевании национальной независимости, восстановлении своей государственности, в преодолении былой отсталости, моноотраслевого (скотоводческого) характера своей экономики, в создании собственной национальной промышленности, в развитии земледелия, современных видов транспорта и связи, в ликвидации массовой неграмотности населения, в создании национальной интеллигенции, государственных систем народного образования, здравоохранения, науки, культуры, искусства, физкультуры, спорта и т.д.» [1]
Тем не менее, за прошедшие годы были допущены многочисленные ошибки, просчеты и даже преступления — массовые репрессии по политическим мотивам, искоренение национальных религиозных устоев, формирование командно-административной системы управления, в том числе и экономикой, и многое другое.
В настоящий момент страна вступила в решающий этап своего развития. Осуществляемая ныне в стране реформа политического развития и политической системы привела в движение все сферы общественной жизни. Реформирование затронуло острейшие проблемы страны, касающиеся развития демократии и справедливости, восстановление национального культурного наследия и религии (буддизма) вплоть до коренного преобразования существовавшей политической и экономической системы, отказа от догматических представлений о социализме в частности и политической системе вообще.
«Несмотря на огромные трудности, с которыми Монголия столкнулась при переходе от старой модели к новой, в 90-е годы ей удалось добиться заметных успехов в трансформации своей политической и экономической системы, разрешении политических кризисов мирными средствами при сохранении национального согласия и единства в создании и развитии частного сектора и основ рыночной экономики, обновлении законодательной базы и т.д.» [2]
Реформа началась из-за тех трудностей и противоречий, которые накопились в нашем обществе в течение последних 70 лет. Проявлением этих противоречий стало «установление бюрократического однопартийного режима, свертывание демократии, обеднение национального облика общественного мышления и духовной жизни и то, что к концу 20 века Монголия по-прежнему оставалась отсталой страной, зависимой от других в экономическом отношении» [3].
Возможность осуществления глобальных перемен в рамках социалистической мировой системы появилась только с появлением новых идей и процессов в СССР. Общественная мысль Монголии уловила концепцию нового политического мышления, выдвинутую «великим соседом» и поняла, что этот процесс открывает возможность самостоятельного решения своих проблем, как внутренних, так и внешних.
Тем не менее, никто из руководства страны не подозревал, сколь глубокими переменами обернутся принятые решения. Накопившиеся в обществе проблемы вскрылись, как нарыв, вследствие чего социализм в Монголии, как политическая система, перестал существовать. «Представляется, если бы Советский Союз не распался или характер исторически сложившихся отношений между СССР и МНР сохранился еще на некоторое время, то соответственно и экономический кризис в МНР разразился бы позднее и не имел бы столь тяжелых последствий. Фактически же политический кризис и общее ухудшение экономического положения в СССР в конце 80-х годов, нарушение нормальных хозяйственных, прежде всего торгово-экономических отношений Монголии с бывшим СССР и Россией способствовали возникновению острого политического и экономического кризиса в Монголии». [4]
Радикальные изменения, произошедшие в политической системе Монголии в 1990 г., а именно — уход в отставку всего прежнего руководства страны, введение института президентства, первые демократические парламентские выборы на многопартийной основе, — все это свидетельствовало о переходе от старой советской модели развития к новой, демократической. Что касается экономики, то главными преобразованиями на этот период стали следующие: 1) приватизация государственной и кооперативной собственности, 2) реформа банковской системы, либерализация цен, а также 3) значительные изменения во внешнеэкономических отношениях.
Эти преобразования охватили все отрасли экономики и социальной сферы. «Однако углубляющийся экономический кризис, спад производства, инфляция, дефицит товаров первой необходимости, ошибки при проведении экономической реформы и приватизации государственной и кооперативной собственности, слом прежней государственной системы торгового, медицинского, бытового и культурного обслуживания населения без адекватной замены и другие факторы привели к заметному снижению жизненного уровня населения в 1990-1993 г.г.» [5]. Следует заметить также, что в начале 90-х гг. абсолютное большинство населения Монголии не было готово к резкому переходу к новой системе общественного устройства. Условия экономического кризиса, снижения жизненного уровня и массовой «переоценки ценностей» породили стрессовое состояние у большей части населения страны. К концу 90-х г.г., когда наметились признаки экономической стабилизации, завершился и перелом в общественном сознании.
Несомненно, что данные процессы не могли не сказаться на средствах массовой информации. Телевидение, как наиболее мобильный и оперативный вид информирования, а также наиболее эффективное средство пропаганды (а соответственно — и рекламы) почувствовало эти изменения на себе сразу же.
Развитие телевещания в период с конца 80-х г.г. по настоящее время характеризуется большими переменами. Каждый этап политического и социального реформирования, снимая определенные ограничения для журналистов, выдвигал новые профессиональные требования. Но еще более существенная перемена произошла в течение 90-х г.г., зачеркнув многие прежние представления о профессии. Наступило время заново осмыслить социальную роль и социальную ответственность журналиста на экране ТВ, вспомнить принятые в цивилизованном мире профессиональные правила, базирующиеся на таких понятиях, как честность, беспристрастность, четкое отделение фактов от мнений.
Начавшаяся реформация социально-политического облика страны не могла не сказаться на всей системе СМИ. Телевидение почувствовало на себе эти перемены в первую очередь, так как, с одной стороны, этот вид СМИ является самым «демократическим» и доступным практически всем слоям населения, с другой — самым эффективным с точки зрения пропагандистского воздействия. Кроме того, в условиях складывающейся рыночной экономики немаловажным фактором является то, что телевидение — мощное рекламное средство. Таким образом, телевидение, оказавшись на стыке экономики и политики, испытывает на себе влияние и того, и другого.
1 января 1991 г. в телецентре Монголии впервые была принята передача телевидения США. Кроме того, зрители получили возможность смотреть лучшие зарубежные телепрограммы, авторы которых были награждены престижными международными премиями.
18 января начался показ передачи «Итгэлт баяны сургууль» («Школа богача Итгэлт»), которая давала практические советы, касающиеся рыночной экономики. С 31 марта начался показ передачи «Хувьсгалын туух эндээс эхэлсэн» («Отсюда началась история революции»).
Политические и экономические перемены стимулировали и административную реорганизацию монгольского телевидения. Свойственный этому периоду процесс дифференциации шел от создания отдельных авторских программ к появлению независимых телеканалов и отдельных телестудий. 25 апреля 1992 г. на канале МТВ была показана программа «Чолоот телевиз» («Свободное телевидение»), основал которую тележурналист Ц. Тормандах. Вскоре была выпущена первая передача телестудии «Мэдээлэл арилжааны чолоот суваг» («Свободный канал информации и торговли»), директором этого объединения являлся Д. Гарам-Очир. Также вышла в эфир передача авторского объединения «Жолоо».
Еще одной телекомпанией, организовавшейся в это же время, было телевидение Улан-Батора — «UBS». Первая передача телевидения «UBS» вышла в эфир 7 сентября 1992 г. «UBS» определило свое направление как информационно-художественное телевидение, что в принципе является достаточно характерным для вновь организующихся телестудий в системе складывающихся рыночных отношений. В этом случае приоритетом становится критерий «продаваемости» телевизионной продукции, а по этому принципу всегда выделяется новостное и развлекательное вещание.
3 октября 1992 г. в эфире канала МТВ вышла первая передача независимой студии «Удшийн хэмнэл» («Вечерние рамки»).
Процесс дифференциации продолжал развиваться, и с 15 февраля 1997 г. МТВ было переорганизовано в несколько самостоятельных телестудий: «ЭСС», «Хар Энтертейнмент», «Эй Ди Си», «Ханилаг», «Эв эе» («Согласие»), «Хар хул» («Саврасый»), «Алслал» («Даль»), «Малчин» и др.
Первым крупным событием, освещение которого стало своего рода испытанием для всех старых и новых телеорганизаций Монголии, было солнечное затмение, которое произошло 9 марта 1997 г. В тот день съемочные группы всех телекомпаний Монголии собрались в местности недалеко от города Дархан, которая была определена как главная точка затмения. Это интересное событие показывалось в прямой трансляции, что было испытанием не только технических показателей телевидения, но и наглядно демонстрировало мастерство журналистов на примере прямого комментирования одного и того же события.
В связи с затмением в Монголию приехали съемочные группы разных телекомпаний мира, в том числе CNN, BBC, NHK, АВС, ОРТ и др. Это событие дало возможность работникам монгольских телестудий наблюдать технику работы известных зарубежных телеканалов и методы профессиональной деятельности известных тележурналистов.
27 сентября 1997 г. монгольское телевидение отмечало 30-летие своего существования. В связи с юбилеем была опубликована книга, состоявшая из воспоминаний, заметок и статей — «Зурагт зулын хойморт заларсан нь» («Телевизор вместо алтаря»), вышел документальный фильм «Монгол телевиз-30», художественный фильм «Хунну», также была организована международная научно-исследовательская конференция. Но в это время положение МТВ было скорее нестабильным. Частая ротация управленческих кадров, неустойчивость нового положения телевидения, длительный экономический кризис в сфере СМИ, неподготовленность тележурналистов для работы в современных условиях — все эти проблемы характеризуют нынешнее положение не только МТВ, но и всего телевидения Монголии.
В последние годы большие перемены произошли в кадровом составе творческих работников МТВ. Из-за трудностей экономического положения и снижения зрительского интереса уменьшилось количество художественных телеочерков, телепьес. Однако увеличилось число развлекательных программ, разного рода телешоу, игровых передач: («Папа, мама, я»), «Хэн сайн дуулах вэ»» («Кто лучше споет»), «Бизнес-шоу», «Баатар наадаан» («Героическая игра») и т. д. Также резко увеличилось время рекламных передач, которые получили совсем новое содержание и форму.
Во время демократических перемен телевидению Монголии также пришлось преодолевать ряд препятствий. Например, на начальном этапе демократии оказалось, что работать в прямом эфире мало кто умеет. Такое положение было еще и следствием парадоксального развития телевизионной журналистики в 1988-1992 гг. Благодаря оппозиционной направленности своих программ несколько журналистов стали народными депутатами.
Позиция критика позволяла некоторым журналистам поддерживать популярность своих персон и не слишком заботиться об уровне профессионального мастерства. Но критика подменялась эмоциональным и не очень грамотным потоком голословных обвинений и мрачных пророчеств.
Изменения претерпели не только программы. Значительные перемены произошли и в кадровом составе телевидения. Во вновь созданные телевещательные организации пришли новые журналисты. Программы таких телеведущих, как Цэвэлсурэн, Нарангэрэл, Ургамал и других стали выделяться по манере и стилю подачи информации.
Основные перемены в содержании телепередач выразились в том, что повысился аналитический уровень программ, но одновременно увеличилась доля информационно-развлекательного вещания, которое к тому же часто прерывается рекламой. Возросла роль журналиста-ведущего, расширился диапазон непосредственных форм общения с аудиторией, поскольку передачи, идущие в прямом эфире, повышают эффективность воздействия на разные группы телезрителей.
Осенью 1998 г. монгольским парламентом был принят Закон о свободе прессы, вскоре был подписан указ о создании национального совета по радиовещанию и телевидению. Наряду с государственными вещательными организациями в эфире появились несколько частных, межгосударственных, независимых телекомпаний разного масштаба, возникла необходимость создания качественно новой системы государственного регулирования в сфере электронных средств массовой информации. В связи с этим был создан национальный совет по радиовещанию и телевидению. Эта организация призвана вырабатывать и непосредственно проводить государственную политику в области лицензирования радио- и телевизионных организаций, выдавая лицензии на вещание и контролируя соблюдение держателем лицензии своих обязательств.
Что касается 2000 г., то по материалам мониторинга, проведенного Институтом прессы Монголии, 111 газет, 24 журнала и 6 телевизионных и радиостанций были зарегистрированы в Министерстве юстиции как новые организации (в том числе и в Интернете), увеличив число зарегистрированных выпусков, начиная с 1990 г., до 1270 и выше.
Следующая таблица содержит число выпусков в различных категориях СМИ, сравненных с этим же показателем в 1999 г.; числа в скобках показывают число проверенных выпусков.
1999 2000
Ежедневные газеты 5 (5) 5 (5)
Выходящие дважды в неделю 4 (1) 6 (3)
Еженедельные 18 (11) 28 (19)
Выходящие дважды в месяц 45 (27) 54 (41)
Ежемесячные 28 (19) 37 (25)
Другие 23 (19) 33 (21)
Еженедельные журналы 1 (1) 1 (1)
Ежемесячные журналы 4 (3) 11 (10)
Ежеквартальные журналы 12 (4) 12 (9)
Другие 9 (7) 13 (11)
Радио 24 (22) 28 (23)
Телевидение 27 (25) 29 (26)
Каналы кабельного телевидения 8 (4) 8 (8)
Ежегодный суммарный тираж пяти ежедневных газет составляет приблизительно 60% газетных продаж на монгольском рынке средств массовой информации. «Одрийн сонин» (газета «Дейли ньюс»), ежегодные продажи которой составили 55% тиража ежедневных газет в 1999 г., понизила количество продаж в 2000 г., однако и это количество поддерживает ведущее положение на газетном рынке, 43% всех газетных продаж в течение 2000 г.
За 1999 и 2000 гг. в категории газет, выходящих дважды в месяц, часто появлялись новые издания, и в то же время прекращали свое существование уже имеющиеся, так что изменения в частоте и порядке выпуска могут быть обнаружены относительно более часто, чем в категории ежедневных и еженедельных газет. Отдельная норма продажи газет, выходящих дважды в месяц, также повысилась по сравнению с ежедневными и еженедельными газетами (54% в 1999 и 61% в 2000 г.)
Средняя цена за отдельную продажу в сравнении с первым кварталом 1999 г. повысилась на 33% в конце 2000 г. для ежедневных газет, на 29% для еженедельных газет и на 20% для газет, выходящих дважды в месяц.
Что касается радио и телевидения, то, кроме увеличения в еженедельных передачах времени вещания некоторых местных радио- и телевизионных станций, в 2000 г. не наблюдалось существенных изменений относительно числа, формы собственности и принципов составления программ электронных средств массовой информации, которые осуществляют передачи по общенациональному каналу и в столице.
Если говорить о местных СМИ, то вне столицы и ее предместий было выпускалось 12 газет, в то время как 16 из выходивших средств информации временно приостановили свой выпуск. С декабря 2000 года общее количество зарегистрированных региональных газет составило 24. Было исследовано 26 газет (включая приостановившие выпуск в течение года).
Газеты, выходящие дважды в месяц, играют наиболее существенную роль в сельской местности. «Сияние», газета аймака Орхон, ранее издававшаяся каждые 10-14 дней, стала еженедельной, 2 еженедельных газеты появились в 2000 г. в Дархане.
Что касается конца 1999 г., то средний тираж местных газет составлял 750 экземпляров. В первой половине 2000 г. тираж слегка увеличился, достигнув среднего числа 815 экз., однако снова снизился до 750 во второй половине года. Общий ежегодный тираж местных газет слегка повысился от приблизительно 390 тыс. в 1999 г. до приблизительно 406 тыс. в 2000 г. Однако местные газеты составили только 2% от общего числа газет, проданных по подписке и в газетных киосках в 2000 г.
Если говорить о последствиях реформ для всей системы СМИ Монголии в целом, то можно отметить следующие особенности: во-первых, резкое увеличение количества публицистических и политико-экономических материалов и программ в первое время начала реформ. Во-вторых, постепенное увеличение роли информации в СМИ. В-третьих, последующее нарастание интереса к местным новостям, к развлекательным и культурно-познавательным материалам как признак возрождающегося интереса к обыденной жизни вообще. Все эти тенденции в полной мере приложимы и к телевизионным программам.
——————————————————————-
1. Грайворонский В. В. Современное аратство Монголии. М. 1997. С. 4.
2. Там же. С.5.
3. Юндендорж А. Особенности политической системы Монголии в условиях перехода к конституционализму. Улан-Батор. 2000. С. 3.
4. Грайворонский В. В. Современное аратство Монголии. М. 1997. С. 29.
5. Там же. С.38.
______________________________________
© Самдан Энхцэцэг