Наталья Гундарева
«Сохранить в себе стержень человечности,
приобретенный жизненным опытом,
уготованный нам Богом, судьбой, — это очень много»Н.Гундарева
(Журнал «Огонек» №11,1998г.)
Эту актрису знают все по таким известным кинофильмам, как «Сладкая женщина», «Хозяйка детского дома», «Вас ожидает гражданка Никанорова» и др. Перед глазами сразу предстает статная русская красавица Наталья Георгиевна Гундарева.
В 1994 году мне довелось побывать на творческой встрече с этой знаменитой женщиной. Перед началом Александр Кулябин — директор агентства «Капик» и организатор встреч удмуртских зрителей со «звездами» — поспешил предупредить, что съемки запрещены. Всеобщему удивлению не было границ: в самом деле, почему нельзя? Жаль, самое интересное осталось за кадром, сохранившись лишь в памяти.
Гундарева в дуэте с Шакуровым показывала сцены из пьесы Э.Радзинского «Я стою у ресторана…». Оба играли, как всегда, очень убедительно. Одним словом, талантливые актеры.
Мне посчастливилось посмотреть на игру Натальи Георгиевны в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, который давали в Московском театре им. Маяковского. Гундарева сумела внести в хрестоматийный образ Катерины Львовны современный дух, который органично вписался в общий настрой спектакля, придавая ему особое звучание.
Актриса родилась в коммуналке на Таганке и с детства влюбилась в театр. В 18 лет поступила в «Щукинку», а после завершения учебы получила приглашения сразу трех театров, но выбрала театр им.Маяковского. Ее прославило мастерское исполнение ролей в спектаклях «Банкрот», «Дети Ванюшина», «Леди Макбет».
Гундарева — одна из немногих современных русских актрис, кто успешно работает в театре и так же удачно снимается в кино. Она необыкновенно женственна и в то же время имеет сильный характер. Все героини Натальи Георгиевны умеют убедить в подлинности своих чувств. Каждой ролью она доказывает, что ей по плечу душевные переживания в духе Ярославны и гротескный каламбур «гражданки Никаноровой». Ей подвластны любые жанры: водевиль или драма, народная трагедия или шоу-буфф — везде она колоритна.
Гундарева может сыграть кого угодно: от царицы Екатерины в «Капитанской дочке» до буфетчицы Наденьки в «Здравствуй и прощай». Но за кажущейся легкостью игры скрывается кропотливый, почти каторжный труд, требующий огромного напряжения и энергии. Каждой своей героине она отдает без сожаления частичку своей души, полагая, что это способствует успеху.
В далекие годы, когда кинематограф только начинал завоевывать сердца, «звезды» экрана были всеми обожаемы, но недоступны в обычной жизни. В наше время жизненные ориентиры сместились. Тем не менее, Гундарева считает, что для «актера важно не быть приземленным. Искусство театра и кино должно всегда радовать зрителя, быть праздником!»
Во время беседы, которая состоялась сразу после творческой встречи, я неожиданно поняла: актриса не так проста, как кажется Она иронична, наблюдательна, чрезвычайно строга к себе. Меня не покидало ощущение, что ее экстравагантность — только маска, за ней скрывается обычный человек, которому утомительно часто бывать на людях, вежливо отвечать на глупые вопросы. Безусловно, это раздражает, но является неотъемлемой частью актерской жизни.
Я задала всего несколько вопросов, на которые Наталья Георгиевна терпеливо ответила. Оказалось, что актриса любит деревенскую природу и хорошие стихи, любит все свои роли, даже в неудачных лентах, и очень высоко ценит творчество Алисы Фрейндлих и Николая Губенко. Когда-то она пробовала работать депутатом, но скоро поняла, что политика не для нее.
Сбылась моя давняя мечта: мне удалось побеседовать с самой Гундаревой, а ведь десять лет назад я так и не решилась постучать в дверь гримерной этой талантливой актрисы.
Михаил Кононов
Творческая встреча с Михаилом Кононовым состоялась в ДК им.Дзержинского в Ижевске в 1985 году. Когда я пришла туда, зал был почти полон поклонниками таланта знаменитого актера. Кононов вышел на сцену пружинистой походкой, широко улыбаясь. Глаза его тоже смеялись, лукаво прищуриваясь. Невысокий, светловолосый, в невзрачном костюме. Встретишь такого в толпе — пройдешь мимо. Но вот актер заговорил и сразу преобразился.
Просто и доверительно актер повел речь о работе в кинематографии, своих любимых партнерах и ролях. Вместе с Кононовым зрители смеялись над приключениями начальника Чукотки («Начальник Чукотки») и небезызвестного лейтенанта Малешкина («На войне как на войне»). Михаил посетовал: «С самого начала, как стал только сниматься в кино, понял, что Гамлета сыграть не дадут, а вот простых ребят — позволят. И получилось! Вроде специально никого не смешу, и вещи серьезные говорю, а получается смешно…»
В самом деле, большинство героев Кононова комичны или трагикомичны, что особенно четко просматривается в фильмах Глеба Панфилова: «В огне брода нет» (великолепный дуэт с Инной Чуриковой) и «Начало», где Михаил Иванович играет сразу две роли. Его персонажи отличаются правдивостью и узнаваемостью.
Отличительная особенность Кононова — его необычная речь. Он невпопад останавливается на полуслове, неожиданно повышает и понижает голос.
Из зала посыпались записки: «Какая роль больше всего дорога Вам?» Он быстро ответил: «Которую еще не сыграл.» В другой записке интересовались: «Есть ли у Вас любимый режиссер?» Актер сказал: «Да, есть. Глеб Панфилов и Леонид Трегубович. Они мои единомышленники, а в нашей профессии это важно.»
Он стал просматривать другие записки, потом выбрал одну, в которой задавался вопрос о его любимом фильме. Кононов воскликнул: «Да, все без исключения! Они мне, как дети родные. Всех любишь. Послушных и непослушных, все равно любишь. Так же и с картинами. Пусть не всегда хорошо получалось, а они тебе дороги, ты вложил в них частичку своей души».
После этих слов он взглянул на часы и начал откланиваться. Он так заторопился, что я едва успела сказать ему слова благодарности «за исполнительскую яркость и тонкий юмор» и вручить цветы. Уже за кулисами, в комнате Президиума, мне удалось несколько минут поговорить с актером.
— Михаил Иванович, каким образом Ваша жизнь оказалась связана с актерской деятельностью?
— Еще в школе вместе с Андреем Смирновым (ныне известным режиссером) мы готовили целые эстрадные программы, а потом я пришел в Театральное училище им. Щепкина. После него в Малом театре играл классику: Островского, Толстого, Чехова.
— А знаменитым стали уже после фильма «Начальник Чукотки»?
— Может быть. Но и до него у меня была интересная, хотя и небольшая, но очень выразительная роль Фомы в фильме «Андрей Рублев».
— А массовую популярность, извините за шаблон, Вам принесли фильмы «Большая перемена» и «Гостья из будущего». Вам везло на хороших режиссеров.
— Не только хороших, но главное — талантливых! Ни у кого не вызывает сомнения талант Тарковского и Панфилова.
— Полностью согласна. Что и говорить, замечательное поколение 60-х.
Актер внимательно посмотрел на меня и, помолчав, сказал:
— Каждое поколение как-то обозначают. Когда-то я и не подозревал, что я «шестидесятник». Мы, это самое поколение, отчаянно старались делать настоящее искусство.
— Почему Вы стали так редко появляться на экране?
— Читаю сценарии, отшатываюсь: настолько все непрофессионально и нелепо! Я не могу позволить себе сниматься в таких картинах, хотя бы во имя друзей, которых уже нет в живых.
Время нашей беседы истекало. Кононову пора было ехать. Он наскоро черкнул в моей книжке пожелание: «Счастья и успехов всегда!»
___________________________
© Сегал Лариса Илларионовна