Расширение масштабов многоуровневой (многоступенчатой) подготовки кадров — одна из важнейших задач современной высшей школы на ближайшие годы. Подтверждением того, что многоступенчатая структура всей системы образования, включая высшую школу, может характеризоваться как базовая и широко распространенная в международном масштабе, может служить пересмотренная и обновленная «Международная стандартная классификация образования (МСКО)», утвержденная 29 сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. (впервые принятая в 1975 г.).

Этим определяется необходимость внесения соответственных коррективов в действующую отечественную образовательную систему, изменения характера и повышения уровня подготовки специалистов с целью достижения мировых стандартов качества образования, включения его в международную образовательную систему и формирования единого образовательного пространства.
Обновление современного образования в России носит глобальный характер, охватив все его уровни и ступени, что диктуется новыми условиями и потребностями развития общества, нуждающегося в наличии эффективной и гибкой образовательной системы, и связано с установлением приоритетов в области образования и их соответствия задачам и возможностям конца XX и начала наступающего XXI века.
Следует признать справедливым мнение, что главным в реформе образования следует считать изменение содержания обучения, его новое наполнение и перевод от массово-репродуктивного к активно-деятельностному, позволяющему создать необходимые условия для выявления и формирования творческой индивидуальности будущего специалиста. Конвертировать следует не диплом (или не только диплом), а содержание образования, соотнеся его с существующими мировыми стандартами. Вместе с тем, делать это необходимо осторожно, не допуская бездумного разрушения фундаментальности, глобальности действующей национальной образовательной системы, отрицания или игнорирования накопленного положительного опыта, а, наоборот, максимально учитывая и используя его, сохраняя сложившиеся отечественные традиции.

Многоступенчатая система создает благоприятные условия для взаимодействия непрерывного, периодического и систематического образования, предоставляя широкие возможности для гибкого подхода к созданию Государственных образовательных стандартов (ГОС) по соответствующим направлениям и специальностям, а на их основе — образовательно-профессиональных программ (ОПП) и учебных планов (УП), заключающих в себе необходимую свободу для реализации новых для нас идей открытости и вариативности в формировании содержания и организации процесса обучения с учетом целого ряда факторов: специфики региона (республики), национально (регионально)-культурных особенностей (что очень важно для такого многонационального государства, каким является Россия); уровня довузовской подготовки контингента, творческих возможностей преподавательских коллективов (кадровый состав), учебно-материальной базы вузов и т.д.

Факультет филологии и журналистики РГУ успешно завершил важнейшие этапы перехода к многоступенчатой системе, которые потребовали мотивационной, психологической, научно-методической подготовки предварительного формирования и планирования общей и факультетской моделей многоступенчатой системы университетского филологического и журналистского образования, создания ОПП и наполнения на их основе УП для разных форм обучения по направлениям «Филология» (отечественная и зарубежная), а также «Журналистика» (включая международную) с учетом профиля факультета, при сохранении традиционных программ подготовки специалистов по двум соответствующим специальностям.
Основные идеи, связанные с обоснованием перехода к новой образовательной парадигме (модели), описание ее структуры и содержания ОПП и УП обобщены в отчетных материалах «Многоуровневая (многоступенчатая) система образовательно-профессиональной подготовки в области филологии и журналистики в высшей школе (университетах) России», представленных факультетским коллективом разработчиков в отчетных материалах в Минвуз (Госкомвуз) в 1992-93 гг., а также в пяти выпусках сборников «Многоуровневая система образовательно-профессиональной подготовки в высшей школе (университетах) России. Методические разработки для студентов и преподавателей факультетов филологии и журналистики», в которых изложены концепция, образовательно-профессиональные характеристики, структура, ОПП и УП подготовки бакалавров филологии (вып. 1-2, 1993), бакалавров журналистики (вып. 3, 1993), дипломированных специалистов и магистров филологии (вып. 4, 1995) и журналистики (вып. 5, 1995).

Опубликовано также около ста докладов, сообщений, тезисов сотрудников факультета, принимавших участие в восьми университетских научно-методических конференциях по проблеме многоуровневого (многоступенчатого) образования, проходивших в РГУ или на базе средних учебных заведений при участии РГУ с 1992 по 1997 годы. Особо следует выделить организованную на базе факультета межвузовскую научно-методическую конференцию «Фундаментальные и специальные дисциплины в системе университетской многоуровневой образовательно-профессиональной подготовки филологов и журналистов» (1994), в которой приняли участие не только преподаватели и аспиранты факультета, но и около 50 гостей из классических и педагогических университетов 20 городов различных регионов России.
В новых УП (а также в рабочих программах дисциплин) подготовки бакалавров и дипломированных специалистов нашло отражение также и обновление школьного филологического образования.

На II-й образовательной ступени (бакалавриат) как обязательные или специальные/элективные курсы введены: мифология, история книги, общая риторика, расширенный курс стилистики (включая экспрессивную, коммуникативную и функциональную), лингвистический анализ текста, средства обучения языку в современной лингводидактике; специальные курсы по творчеству писателей, чье наследие сейчас изучается в школе (М. Булгаков, А. Платонов, А. Солженицын, Д. Мережковский, В. Набоков и др.), по поэзии Серебряного века. В основной курс отечественной литературы введены новые разделы, связанные с литературой русского зарубежья и «возвращенной» литературой. Включены также общегуманитарные дисциплины (история мировой культуры, история искусств, информатика и ТСО, новые информационные технологии), а также ряд дисциплин естественнонаучного блока.

На III ступени подготовки дипломированных специалистов (III-1) с дополнительной квалификацией «Преподаватель», кроме традиционных дисциплин психолого-педагогического блока, введены профессионально ориентирующие обязательные или специальные/элективные дисциплины, обеспечивающие содержательно-методическую подготовку по ряду новых школьных филологических дисциплин: история методики русской словесности, стилистика и культура речи в школе, риторика в школе, этимология и этимологический анализ в школе; а также дисциплины общепедагогического плана: образование в современном мире, педагогическая техника и мастерство учителя-словесника, информатика в образовательном процессе. Введена новая форма проведения педпрактики в IX семестре — «Школьный день», позволяющая студентам продуктивно сочетать изучение читаемых в этом семестре курсов частных методик с наблюдениями за образовательным процессом в школе и хорошо подготовиться к активной практике в Х семестре.
В 1997/98 и 1998/99 учебных годах осуществлены первые выпуски бакалавров, филологов и журналистов (всего 44 чел.), продолжающих в настоящее время обучение в магистратуре (ступень III-2, 4-й и 5-й годы обучения) по направлениям 520300 — «Филология» и 520500 — «Лингвистика» по программам «Русская литература», «Литература народов зарубежных стран», «Теория литературы», «Русский язык», а также по направлению 520600 — «Журналистика» по программам «Теория журналистики» и «История отечественной журналистики» (всего 41 чел.).

В плане совершенствования действующих ГОС по направлению 520300 — «Филология» и по специальности 021700 — «Филология» особого внимания заслуживает предложение о создании новых раздельных ГОС (или вариантов внутри ГОС) с учетом специфики направлений «Отечественная филология» и «Зарубежная филология», что позволит избежать в будущем многих сложностей и противоречий, возникающих в настоящее время при реализации функционирующих ГОС, а также примерных УП подготовки бакалавров и специалистов, разработанных на их основе.
Укажем также на возможность и целесообразность частичного совмещения в IX семестре УП подготовки дипломированных специалистов и УП подготовки магистров (1 года обучения), позволяющего расширить границы подготовки магистров не только по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», но и по квалификации «Преподаватель» с учетом реальных возможностей их будущей работы в общеобразовательных и альтернативных учебных заведениях: гимназиях, лицеях, колледжах, что находится в соответствии с последними «Методическими рекомендациями по сопряжению подготовки бакалавров и магистров с традиционными специальностями высшего профессионального образования» Минобразования РФ от 20.07.99 г.
____________________________
© Корнилов Евгений Алексеевич, Маевский Николай Николаевич