Язык и литература — неотъемлемая, важная часть национальной духовной культуры. Правильная постановка дела в одном из важнейших направлений гуманитарного образования — филологии, верное и четкое представление места, целей, задач, содержания и путей филологического образования в школе и вузе позволит решить важнейшую современную глобальную проблему гуманизации личности. Совершенно справедливо и предостерегающе в связи с этим звучит сегодня утверждение, что «общеобразовательная школа с минимизированным гуманитарным компонентом означает дегуманизацию общества» (Н.Б. Мечковская, 1996).
При решении этой проблемы необходимо помнить слова акад. Д.С. Лихачева: «Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств… лежит слово и связь слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры» (Об искусстве слова и филологии // О филологии, 1989).
Именно поэтому образовательная (предметная) область «Филология» («Языки и литература») занимает в настоящее время одно из ведущих мест в ГОС основного и среднего (полного) образования и в структуре Базисного учебного плана (БУП) общеобразовательных учреждений РФ, входя в его инвариантную часть в виде федерального компонента и включая: русский язык, литературу, иностранный язык (в учебных планах (УП) для средних общеобразовательных учреждений РФ с русским родным языком обучения) и русский язык (как государственный), русскую литературу, родной язык и литературу, иностранный язык (в УП с русским (неродным) или родным (нерусским) языком обучения).
К основным положительным тенденциям, определяющим, например, современное состояние лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных заведениях, отнесем следующие:
1) расширение объема предмета «Русский язык» и соответственно объема содержания изучаемого материала не только в связи со сближением школьного и научного (вузовского) курсов, но и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики, часть материала которых традиционно (особенно с 70-х годов) включается как составная часть основного курса «Русский язык»;
2) расширение временных рамок (по количеству часов, по годам обучения) изучения предмета «Русский язык», всей лингвистической подготовки, связанное с указанными содержательными изменениями предмета и возможностями, предоставляемыми действующим БУП, что позволяет выстраивать как бы две параллельные образовательные линии: основное (обязательное) лингвистическое образование, реализуемое в образовательной области «Филология», и дополнительную углубленную (при необходимости непрерывную) лингвистическую подготовку в области родного и иностранного(-ых) языков, осуществляемую за счет обязательных, по выбору (элективных) и факультативных курсов на разных образовательных ступенях (II и III), в соответствии с профилем учебного заведения (или класса) и индивидуальными интересами учащихся, что позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного образования. Все базовые и факультативные лингвистические дисциплины имеют хорошее программно-методическое обеспечение.
Следует отметить, что русскому языку отводится главенствующее место в образовательной области «Филология» БУП. Во многих регионах, включая Ростовскую область, русский язык введен как обязательный предмет (1-2 часа в неделю) в старших классах. Это особое положение определяется, с одной стороны, теми важнейшими функциями, которые он выполняет «и как родной язык русского народа, и как государственный язык РФ, и как один из языков межнационального (международного) общения в ближнем и дальнем зарубежье», с другой, тем, что он «является средством общения и передачи прагматической информации, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства» (О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях. Информационно-метод. письмо Минобразования РФ от 22.05.98 г.);
3) усиление в образовательном процессе принципа интегративности. Последняя тенденция, в настоящее время лишь частично реализуемая, должна, на наш взгляд, постепенно нарастать с развитием альтернативных учебных заведений и усилением уровневой и профильной подготовки на III образовательной ступени (особенно при переходе к 12-летнему образованию по структуре 4+6+2). Ярким примером такой интеграции является лингволитературоведческий курс «Русская словесность», обогащенный через сто лет новыми идеями и опять занявший достойное место в филологическом образовании школьников. Примером могут служить курсы технического или художественного перевода, построенные на сопряжении лингвистических знаний разных языков; курсы лингвокраеведения и лингвострановедения, этнолингвистики, социо- и психолингвистики;
4) усиление текстоцентрического подхода в лингвистической подготовке.
В целом школьный курс русского языка имеет линейно-концентрическое построение (три концентра, соответствующие трем ступеням школьного образования, и линейное расположение материала внутри каждого концентра). Однако существующие тенденции лингвистической подготовки настоятельно диктуют необходимость создания единого, цельного школьного курса русского языка, построенного по принципу расширяющейся спирали (непрерывной в отличие от концентрических кругов и сохраняющей линейность), что должно обеспечить подлинную реализацию важнейших принципов преемственности и перспективности в формировании знаний. Этот же принцип должен получить дальнейшее развитие в построении курса иностранного языка.
Переход в современной школе к концентрическому построению литературного образования (от существовавшего ранее линейного его построения), закрепленный в новых обязательных минимумах содержания образовательных программ для основной и средней (полной) школы, дал, на наш взгляд, веские основания (из-за его сжатия, сокращения) для тревоги представителей педагогической общественности, учителей-словесников. Полагаем, что принцип расширяющейся спирали следует положить и в основу построения полноценного и цельного школьного курса литературы.
Концепция филологического университетского образования базируется на непреходящих, вечных специализациях, определяемых филологией как наукой и вытекающих из нее и основного назначения «филолога как интерпретатора текста» (С.С. Аверинцев): филолог — это педагог (преподаватель, учитель родного, иностранного, классических языков, а также соответствующей литературы); филолог — это переводчик; филолог — это хранитель информации (библиотекарь, библиограф, редактор, патентовед, документовед, референт, литературный краевед, музеевед).
Именно эта концепция положена в основу подготовки современных филологов, по направлению — 520300 и специальности — 021700 — «Филология», осуществляемой с 1993/94 уч. года по новой системе многоступенчатого (многоуровневого) образования на факультете филологии и журналистики РГУ, что нашло соответствующее отражение как в обновлении содержания филологического образования, так и в изменении самой его структуры (подробнее об этом см. статью Е.А. Корнилова и Н.Н. Маевского «Многоуровневая система современного университетского образования (опыт факультета филологии и журналистики РГУ)» в предыдущем номере нашей газеты).
Рассмотрению проблем координации школьного и университетского филологического образования была посвящена научно-методическая конференция «Университетская филология — средней школе», проходившая в рамках XII Пленума НМС по филологии УМО университетов РФ на базе Кабардино-Балкарского ГУ (г. Нальчик, сентябрь-октябрь 1999 г.), где был обсужден широкий круг вопросов.
В настоящее время завершена работа по созданию профильными НМС УМО университетов РФ ГОС «второго поколения» по всем направлениям и специальностям высшего образования, включая «Филологию». Назрела необходимость обсуждения вопроса о возможности создания скоординированных «сквозных» образовательных стандартов, связывающих основные уровни национальной образовательной системы по соответствующим направлениям (профилям) подготовки на основе преемственности и перспективности, заложенных в их содержании и структуре, что должно способствовать (после перехода школы на 12-летнее образование, а высшей школы — на многоступенчатую систему) реализации идеи формирования непрерывного (периодического, систематического) образования, важными составляющими которого станут также переподготовка, повышение квалификации, самообразование.
_____________________________
© Маевский Николай Николаевич