Искусство требует, чтобы ему
Отдавались целиком.

В. И. Качалов

С этой замечательной актрисой я встретилась в Ижевске в 1985 году. Одна из творческих встреч должна была проходить в ДК им. Дзержинского. Какое везение! Сама Чурсина приехала в гости в столицу Удмуртии! Она давно входила в число моих самых любимых актрис, ее фотографии украшают книжную полку домашней библиотеки, лежат под стеклом на столе в служебном кабинете. Я пристально следила за творчеством Людмилы Алексеевны. Восхищалась и преклонялась. Еще бы! Кто не помнит ее Виринею или Журавушку, Любовь Яровую или Анфису в «Угрюм-реке»! Образы, созданные актрисой, навсегда врезаются в память своей достоверностью и выразительностью. Чрезвычайно жизненны ее героини — женщины трагической судьбы.

…Я приложила немало усилий, чтобы попасть на встречу с любимой актрисой. И не зря! Не успела я появиться в фойе, как тут же ко мне подошла Лидия Андреевна Безносова, начальник республиканского общества «Знание»:
— Замечательно! Вы скажите после выступления Чурсиной слова благодарности и вручите цветы. Понятно?
Я кивнула в знак согласия. Она продолжала:
— А потом поедем провожать в аэропорт, ладно?
— С удовольствием!
Как можно было не согласиться!

… В действительности Людмила Алексеевна оказалась еще более красивой, чем на экране. Настоящая русская красавица: среднего роста, стройная фигура, соболиные брови вразлет, очень выразительные глаза, четко обозначенная линия губ. Гладко причесанные волосы делали ее похожей на учительницу. Подкупала ее непосредственность: никакого налета «звездности», чем грешат многие наши знаменитости. В движениях артистки отсутствовали нарочитая поза, а в словах не было и следа жеманства и высокомерия.

Родители Чурсиной, особенно дядя — летчик-испытатель, не одобряли стремление Людмилы стать актрисой. В Москву отпустили с условием: поступать в МАИ, поскольку она окончила с медалью школу и любила точные науки. Но судьба распорядилась по-своему.
Вместе с подружкой Чурсина подала (за компанию) документы в Театральное училище им. Щукина, которое успешно закончила. Много лет играла в Ленинграде.

Людмила Алексеевна рассказывала, как нелегко было ей, горожанке, сниматься в ролях деревенских женщин. Как сложно было работать с режиссером Владимиром Фетиным (ее первым мужем). Вместе они создали «Виринею», «Журавушку», но какой ценой! Фетин был талантливым режиссером, бесспорно, но очень капризным и несговорчивым, не шел ни на какие компромиссы.
Чурсина вспоминала , правда, совсем коротко, свои зарубежные поездки. Там были Испания и Аргентина. В последней ей подарили автомобиль «Ягуар» но наши власти не разрешили взять. Там были Кан и Сан-Себастьян.
— Я слышала, Вас приглашали в Голливуд, — спрашивала я Чурсину после встречи со зрителями.
— Да. Предложили сразу 15 сценариев и контракт на 3 года на выгодных условиях.
«Киношное» руководство встретила это в такие штыки, что Чурсина была вынуждена отказаться. А жаль. Кто знает, как сложилась бы ее творческая судьба.

По приглашению Московского театра им. Советской Армии Людмила Алексеевна стала москвичкой.
— С головой ушла в театр, — рассказывала она, — снимаюсь нечасто, но не жалею. Меня всегда привлекал театр, именно там школа для актеров, есть прекрасная возможность повысить свой уровень игры. От спектакля к спектаклю находишь все новые, иногда неожиданные нюансы своего персонажа. Это очень увлекательно!
— Мне понравилась Ваша работа в фильме Донская повесть», говорила я Чурсиной уже по дороге в аэропорт . -Образ казачки Дарьи , такой противоречивый, у Вас получился очень правдивым .
— Да. Это была интересная работа. Там сложная драматургия. Надо было сыграть не столько внешний рисунок, сколько показать внутреннюю борьбу героини с самой собой.
— Она же была подослана белобандитами и потом страдала, что вовремя не открылась Шибалку, — подсказала я.
— Мне нелегко было играть: предательство и неожиданную любовь, материнское счастье и скорую гибель. Так Шолохов все круто замесил! Сейчас нет подобной драматургии, — вздохнула Чурсина.- сценарии слабые, мелкие, темные, вынуждена отказываться от съемок. Мне нравится, когда страсти бушуют, идеи решаются…

Так вот почему восхищалась я актрисой! Мне это тоже по душе, очень ценю людей с сильным характером, одержимых проблемами. Всю дорогу мы тараторили о всякой всячине, перескакивая с одной темы на другую. От высоких материй, вроде влияния искусства на незрелые умы и профессиональной от ответственности актера до простых житейских. Например, о материнских заботах. Людмила Алексеевна очень волновалась за сынишку, тогда ему шел только седьмой годок…

За окнами машины показались строения аэропорта. Наша встреча подходила к концу, расставаться было жаль. Еще не все сказала я любимой актрисе. О том, как удачно сыграла она в фильмах «Открытая книга», «Личное счастье», «Собственное мнение». Как замечательно читала стихи на встрече со зрителями, как к лицу ей модный пиджак…

Как принято говорить, красоту не скроешь. Время совсем не отразилось на ее облике, не убавило шарма и обаяния. С восхищением я отметила, что задора и энергии тоже нисколько не уменьшилось. Она шла к сцене легкой походкой, мило улыбаясь, и все люди, сидящие в зале, улыбались ей. Марина Лаврентьевна прочитала свое стихотворение «Ромашки», которые росли на аэродроме и провожали ее в полет …
______________________________
© Сегал Лариса Илларионовна