Дистанционное обучение как один из элементов общего образовательного пространства опосредованно определяется на современном этапе требованиями работодателей, способствует созданию мобильной образовательной среды, позволяет обеспечить получение профессиональных знаний в системе дополнительного профессионального образования на уровне профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В систему дополнительного профессионального образования (ДПО) вовлекаются руководители предприятий и их структурные подразделения, персонал предприятий и организаций (фирм), руководители среднего и нижнего звена управления, безработные граждане и незанятое население, требующее быстрого переобучения и переориентации на перспективные профессии на Российском рынке труда. Подавляющая часть из перечисленных категорий имеет либо высшее техническое образование, либо среднее специальное.

Дистанционное обучение позволяет обеспечить получение современных профессиональ-ных знаний на основе кейс — технологий, сетевых технологий, программированных учебных пособий, мультимедиа курсов в условиях гибкого графика использования свободного времени обучаемого. При ДПО особенно важен принцип модальности обучения, т.е. возможности набора программ подготовки и переподготовки из отдельных дисциплин моделей, а также выбор формы обучения — 1) полностью дистанционной; 2) частично дистанционной; 3) заочно дистанционной, при которых преследуется цель формирования профессиональных знаний, умений и навыков с минимальными затратами времени обучения. Особенность образования взрослых заключается в необходимости учета их жизненного и профессионального опыта.

Поэтому технология дистанционного обучения при профессиональной подготовке и повышения квалификации взрослого населения и предполагает гибкость обучения, адаптивность, адекватность требованиям рынка труда и, что особенно важно, индивидуализацию то есть:

— оценку и учет исходного уровня знаний обучаемых;

— анализ и учет их психологических и возрастных особенностей;

— анализ и учет интеллектуального развития и потребностей.

Отсюда — дифференцированный подход к каждому обучаемому, усиление мотивации обучения и активизация самообразования, развитие самоконтроля в процессе самообучения, и получение современных профессиональных знаний на основе выбора интенсивных обучающих технологий.

При разработке дистанционной технологии обучения необходимо создание адекватного учебно-методического и информационного обеспечения.

В Ростовском экономико-статистическом колледже разработаны и внедрены дистанционные кейс-технологии с использованием компьютерных технологий для обучения безработных граждан и незанятого населения по специальностям: «Бухгалтер», «Менеджер в коммерческой деятельности», «Бухгалтер — экономист», «Кадровое делопроизводство».

Основными составляющими процесса обучения являются:

— учебно-программная документация;

— учебно-практические пособия;

— обзорные лекции с применением схемоконспектов;

— коммуникативные занятия;

— постоянные консультации;

— промежуточные и итоговое тестирование;

— самоподготовка с использованием мультимедиа курсов, обучающих программ, с использованием предметного экзаменатора для контроля исходного уровня, рубежного уровня знаний по разделу дисциплин управления самостоятельной работой, аттестации слушателей.

На сегодняшний день безработные граждане и незанятое население практически не имеют домашнего компьютера или доступа к нему, тем более, выхода в какую-либо развитую вычислительную сеть. Поэтому на этой стадии мы сочли целесообразным применить дистанционную форму обучения, базирующуюся на интенсивной технологии обучения с использованием учебно-практического материала в твердом переплете программированных учебных пособий мультимедиа-курсов. В основу положен гибкий график обучения, ориентированный на различный уровень изначальной подготовки слушателей и предусматривающий чередование усиленного теоретического обучения, консультаций, самостоятельной работы, самообучения с помощью мультимедийных учебников на вычислительном центре колледжа, проверки знаний с использованием промежуточного и итогового тестирований как преподавателем, так и с помощью «Предметного экзаменатора» на ПЭВМ.

В учебно-практические пособия включены теоретические основы предметов, специальности и практическая часть, сквозные задачи, иллюстрирующие определения, темы и объединяющие эти темы общими экономическими показателями. Опираясь на этот материал, слушатель решает заданную ему проблему самостоятельно в период самообучения.

Для контроля за усвоением материала применяется система промежуточного итогового тестирований. В учебно-практических пособиях предусмотрено контрольно-самостоятельное тестирование, помогающие слушателю самостоятельно определить уровень своего материала. Обучение разбивается на несколько этапов: этап вводных занятий, этап промежуточного тестирования, этап итогового тестирования, самообучения.

Каждый слушатель получает рабочий портфель со всеми учебно-практическими, методическими пособиями, схемой работы, расписанием коммуникативных занятий и консультаций.

Для самообучения разработан ряд электронных и мультимедийных учебников по предметам:

— Основы бухгалтерского учета,
— Бухгалтерский учет,
— Делопроизводство,
— Налогообложение,
— Организация деятельности фирмы,
— Рынок ценных бумаг,
— Менеджмент,
— Маркетинг,
— «Предметный экзаменатор» для контроля знаний.

Мультимедийные учебники содержат информационно-справочный, нормативный материал, образцы первичных документов, правила их заполнения, тренинги, игровые ситуации. Предусмотрена возможность самостоятельного промежуточного тестирования с помощью встроенных текстов. Итоговое тестирование проводится с помощью программированного опроса на ПЭВМ посредством «Предметного экзаменатора».

Отзывы, полученные о такой форме обучения, самые положительные.

Поддерживается связь с выпускниками групп, накапливается статистика их трудоустройства, собираются отзывы работодателей.

Согласно данным статистики, после завершения обучения процент трудоустройства безработных граждан составляет 65,5 %.