Пребывание в Бишкеке, общение с преподавателями и студентами факультетов журналистики Кыргызстана убеждают, что проблемы журналистского образования у нас общие и решать их нужно сообща с учетом мирового опыта и национальных традиций.

К числу важнейших проблем относится создание системы многоуровневой подготовки журналистов, которая внедряется в Ростовском университете и журналистских вузах Кыргызстана.

Осуществление программы многоуровневой подготовки журналистов в Ростовском государственном университете предполагает тесную связь вуза и школ, совместную разработку системы дополнительных спецдисциплин гуманитарного цикла для школьников и программы их профессиональной ориентации, преемственность и непрерывность в образовательной деятельности.

Целесообразность формирования многоуровневой системы образования определяется, наряду с такими факторами, как приведение в соответствие отечественной и мировой практики, создание условий высококачественной подготовки специалистов, также и необходимостью воссоздания традиционной для России, но утраченной связи и преемственности гимназии и университета.

Гимназия гуманитарного профиля является начальным звеном в системе многоуровневой подготовки специалистов для различных областей культуры. Личностная ориентация образовательно-воспитательного процесса, его направленность на овладение учащимися основами национальной культуры, а через нее — общечеловеческими ценностями, гуманистическое и эстетическое содержание изучаемых предметов, их вариативность и альтернативность создают перспективу для осознанного выбора старшеклассниками будущей профессии.

В этой связи довузовская подготовка учащихся, приобщение их к основам будущей профессии является одной из важнейших задач факультета филологии и журналистики Ростовского госуниверситета, который строит свою образовательную политику с опорой на среднюю школу» с ориентацией на подготовку будущих абитуриентов в стенах гимназий, лицеев, специализированных классов.

По инициативе декана факультета филологии и журналистики профессора Е.А.Корнилова и директора гимназии № 2, выпускницы того же факультета, ныне кандидата филологических наук Д.Д.Матвеевой пять лет назад был создан при ростовской гимназии и 2 филологический класс, в котором профессора и доценты университета дают учащимся начала специальных знаний, профессиональную ориентацию, навыки самостоятельной научной и практической деятельности. Выпускники филологического класса пополняют ряды студентов филологов и журналистов РГУ, ныне их на факультете свыше сорока.

Формируемый из числа старшеклассников на основании их пожеланий и способностей филологический класс имеет целью осуществить оптимальный переход от школьной к вузовской системе обучения, выявить и развить профессиональные навыки учащихся, обеспечить стабильность контингента абитуриентов факультета.

Филологический класс является одной из форм творческого взаимодействия учителей и вузовских преподавателей, старшеклассников и студентов, своеобразным научно-методическим центром по разработке и внедрению инновационных проектов, проведению совместных научно-практических конференций и методических семинаров, базой для повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства.

Гимназисты филологического класса изучают следующие предметы: античную литературу, фольклор, стилистику русского языка, историю и теорию мировой литературы, грамматику английского языка, введение в специальность, фотодело, компьютерную грамоту, тележурналистику, ориентированные на дальнейшую подготовку бакалавров в гуманитарных вузах. Важную роль играет профессиональная подготовка. Учащиеся публикуют свои материалы в городских газетах, выступают с докладами на студенческих научных конференциях. Они выпустили номер многотиражной газеты факультета «Молодой журналист», сняли телефильм о гимназии.

Открытие специализированных гимназических классов является важной ступенью на пути интеграции средней и высшей школы в единую систему. Тем самым открывается возможность качественных изменений в вузовском обучении: увеличение объема самостоятельной работы студентов, индивидуальный график сдачи экзаменов и зачетов, дифференцированная подготовка высококвалифицированных специалистов. В свою очередь, получившая апробацию в вузах идея свободного выбора системно ориентированных спецкурсов и индивидуальная работа преподавателя со студентом как основа профессионального совершенствования личности может найти и находит применение в старших классах гимназии.

На базе гимназии № 2 прошли городские научно-практические конференции: «Совершенствование гуманитарного образования в школе и вузе», «Современные образовательные технологии», «Проблемы культуры, этноса, экологии в образовательно-воспитательном процессе», в которых участвовали учителя школ и преподаватели вузов Ростова. Цель регулярно проводимых конференций — обобщение и распространение творческого поиска педагогов, направленного на совершенствование учебного процесса.

В тезисах доклада декана факультета филологии и журналистики профессора Е.А.Корнилова на тему «Интеграция гимназического и университетского обучения. Опыт и перспективы» намечена программа единого подхода к содержанию, методике и новым технологиям образования в школе и вузе: «Принципиально новой идеей, выдвигаемой впервые, является разработка государственного стандарта, в соответствии с которым на основе школы-гимназии может быть поставлено обучение уровня бакалавриата с выдачей диплома государственного образца» Бакалавриат может быть реализован при условии развертывания спецкурсов, проводимых в 10-11 классах гимназии, в полноценные курсы по вузовской программе и двух-трех лет дополнительного обучения, реализуемых в основном силами сотрудников факультета. Разработка единого учебного плана, методик и технологий позволит преодолеть существующий сегодня разрыв между школьным и вузовским обучением».

Таким образом, осуществляется ломоносовская идея о том, что каждый университет должен иметь свою гимназию, и находит практическое решение проблема непрерывного образования. Разработанный коллективом гимназии № 2 инновационный проект на тему «Концепция гимназии гуманитарного профиля в условиях перехода вузов России на многоуровневую систему обучения» отмечен Грантом фонда Сороса.

В настоящее время подготовка, которая ведется в Ростовском государственном университете по специальности «Журналистика», представляет собой многоуровневую систему. Первая ступень «бакалавр журналистики» со сроком обучения 4 года имеет целью общеобразовательную подготовку специалистов, которая включает в себя дисциплины: I/ гуманитарные и социально-экономические — «Философия», «Экономические учения», «Политология», «Логика», «Основы государства и права», «Общая и социальная психология», «Современные международные отношения», «Теория и методы социологии», «Отечественная история», «История искусств», «Литературно-художественная критика», «Мировые религии», «Теория литературы», «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Современный русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура»;

2/ Общие естественнонаучные дисциплины — «Экология», «Концепции современного естествознания», «Информатика», «Экономическая география», «Дисциплины по выбору»; З/ Фундаментальные дисциплины по журналистике — «Стилистика», «Литературное редактирование», «Основы журналистики», «Теория и методика журналистского творчества»; «История отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики», «Экономика СМИ», «Дисциплины специализации».

Обучение завершается государственным квалификационным экзаменом. Бакалавр журналистики должен иметь литературные, творческие способности, обладать развитым образным мышлением, владеть системой изобразительно-выразительных средств журналистики. Он способен решать следующие профессиональные задачи: I/ подготовить и написать заметку, корреспонденцию, комментарий, интервью, теле- радиосюжет, передачу;

2/ заказать материал нередакционному автору, помочь его подготовить, отредактировать текст; З/ уметь работать с читательской почтой; 4/ отобрать и подготовить сообщения, поступающие из информационных служб; 5/ провести «круглый стол», «прямую линию» и другие акции; б/ вычитать гранки, полосы; сделать монтаж записанного, отснятого материала, работать с изобразительной информацией, электронной техникой; 7/ подготовить обзор номера для «летучки»; 8/ наладить взаимодействие с организациями, учреждениями и общественностью для решения конкретных редакционных задач; 9/ подготовить обоснование для социологического исследования аудитории, опроса общественного мнения, использовать социологическую информацию и методы для выполнения своих профессиональных задач.

Лица, имеющие степень бакалавра, могут по собственному желанию продолжать обучение на дипломированных специалистов /срок обучения один год/ или на магистров /срок обучения два года/.

Содержание обучения дипломированного специалиста-журналиста предполагает подготовку по специальностям, ориентированным на конкретный объект производственной деятельности в системе средств массовых коммуникаций. Предусматривается изучение комплекса теоретических, специальных. и прикладных дисциплин, а также прохождение практики в соответствии с избранной специальностью: газета-журнал, радио-телевидение, редакционно-издательское дело. Наряду с фундаментальными дисциплинами направления — «Теория информации и массовой коммуникации», «Новейшие средства МК», «Международная журналистика», «Теория и методы социологии в журналистике» и др. предусматриваются дисциплины по блокам специализации: газеты-журналы — «Работа секретариата редакции», «Искусство и техника газетного дизайна», «Фотожурналистика», «Активные стилистические средства в газете» и пр.; радио и телевидение — «Новые формы журналистской работы на ТВ и радио», «Журналист в кадре (вопросы этики), «Жанры теле- и радиожурналистики», «Реклама в СМИ» и пр.; редакционно-издательское дело — «Виднейшие русские книгоиздатели», «Редактор в издательстве», «Искусство оформления книги», «История книгоиздательства» и т.п.

Дипломированный специалист-журналист подготовлен: 1/ для творческой и организаторской работы в газетах, журналах, на телевидении, радио, в информационных агентствах, издательствах в должности заведующего отделом или его заместителя, старшего редактора или редактора издательства, ответственного секретаря или его заместителя; 2/ для организаторской и литературной работы в государственных и административных учреждениях в должности референта, руководителя рекламных подразделений; З/ для работы в должности старшего лаборанта или лаборанта журналистских кафедр.

Программа подготовки магистра предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе. В Ростовском университете магистр, специализирующийся в области научной и педагогической деятельности в высшей школе, может избрать следующие направления: теория журналистики, история журналистики, язык СМИ. При этом он овладевает, помимо гуманитарных и социально-экономических дисциплин, такими специальными дисциплинами, как история и типология СМИ, методология и методика научных, исследований, современные теории журналистики» паблик рилейшнз, маркетинг, тенденции развития мировой культуры, современные образовательные технологии, роль новейших технических средств образовании и др. После защиты магистерской диссертации выпускник может работать ассистентом в вузе, продолжать обучение в аспирантуре.

Эффективность обучения журналистике в вузе в значительной степени зависит от организации практики. В основу обучения должен быть положен принцип непрерывной практики студентов, который строится на сочетании летней практики с отрывом от занятий и практики текущей, вписывающейся в учебный процесс. В Ростовском университете функционирует система сквозной практики: учебно-ознакомительная /I курс/, производственная /2,3 курсы/, практическая работа по индивидуальному мастерству /4 курс/, производственная /5 курс/, педагогическая /магистратура/.

Помимо аспирантуры и докторантуры» основными компонентами системы непрерывного журналистского образования являются: система повышения квалификации для исследователей, преподавателей; система послевузовского повышения квалификации, переподготовка журналистов-практиков.

Для решения комплекса задач, связанных с функционированием системы непрерывного журналистского образования, в структуре факультета целесообразно существование центра по повышению квалификации, переподготовке работников СМИ /на базе маркетинговых кадровых исследований, заказов редакций/. Такой структурой в Ростовском государственном университете является Международный институт филологии и журналистики /МИЖИФ/ , его адрес :344006 г. Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, I50/.Работа центра переподготовки журналистов, организованная на коммерческих началах, может осуществляться как непрерывно в самом учебном заведении, так и при организациях Союза журналистов, в других вузах. Возможна краткосрочная подготовка и переподготовка журналистов /курсы, циклы/ в специальных группах или по индивидуальным планам, а также организация выездных лекториев, семинаров, практикумов.

Важным условием функционирования системы непрерывного образования является обеспечение учащихся необходимой учебно-методической литературой. К сожалению, в области журналистики издается таких работ немного. В этой связи нельзя не отдать должное усилиям руководителей фонда Сороса в Кыргызстане /исполнительный директор А.Мадеюев, руководитель программы А.Галямова/, активно снабжающих журналистские вузы республики новейшей специальной литературой, опубликованной в российских и других вузах. Ростовский госуниверситет поставил в Кыргызстан 13 наименований учебных пособий по истории и теории журналистики, изданных в течение двух последних лет /см. приложение № 1/.

Наличие специальной литературы позволяет решить главную задачу вузовского образования: научить студента учиться. В этой связи основное внимание преподавателей сосредотачивается на организации самостоятельной работы студентов, контроле за нею, вооружении студентов современными методами и методиками журналистской деятельности и исследовательской работы. С таким расчетом были составлены программы спецкурсов по «Основам теории журналистики» и «Истории русской журналистики 18-19 веков», прочитанных в Бишкеке студентам-журналистам профессорами Ростовского университета /см. приложения № 2,3/.

Для преподавателей журналистских факультетов Кыргызстана ростовские ученые провели семинарские занятия по методике исследования журналистики и современным педагогическим технологиям /см. приложение № 4/. Названная проблематика относится к числу наименее освещенной в научной и учебной литературе но журналистике. На практических занятиях профессор А.И.Акопов познакомил слушателей с опытом издания электронной газеты Ростовского университета. Участники семинара подготовили очередной выпуск электронной газеты с информацией об итогах своей работы.

Организованный Фондом «Сорос-Кыргызстан» семинар по «Программе поддержки СМИ» для преподавателей и циклы лекций для студентов факультетов журналистики Кыргызстана подтвердил целесообразность внедрения системы непрерывного журналистского образования, необходимость активизации самостоятельной работы студентов, эффективность продуманной системы обеспечения учебного процесса научной и методической литературой. Обретенный опыт может найти применение в других вузах при решении проблем журналистского образования, от успехов которого зависит современное состояние и будущее средств массовой коммуникации.

___________________________________________________

Приложение 1

Список учебной литературы по журналистике преподавателей Ростовского университета

1. Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики. Словарь-справочник. Ростов-н/Д, 1998.- 270 с.
2. Станько А.И. Журналистские расследования. Изд-во Ростов, ун-та, 1997.- 201 с.
3. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-н/Д, 1999.- 222 с.
4. Станько А.И. Пушкин-журналист, его размышления и разборы. Изд-во Ростов, ун-та, 1999.- 134 с.
5. Короченский А.П. Этическое регулирование журналистской деятельности /зарубежный опыт/. Ростов-н/Д,1999.
6. Бусленко Н.И. Российский журналист: права и обязанности. Ростов-н/д, 1999.
7. Станько А.И. Пресса южного региона России /XIX век/. Изд-во Кубанского ун-та, 1998.-114с.
8. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-н/Д.,1999
9. Короченский А.И. Публицистика Хосе Марти. Ростов-н/Д, I998. -82 с.
10. Корнилов Е.А., Станько А.И. Многоуровневая система обучения журналистов. Ростов-н/Д, 1999.
11. Акопов А.И. Основы издательского дела. Ростов-н/Д,1999
12. Смирнов В.В. Современная аналитическая журналистика /практический аспект/. Ростов-н/Д, 1999
13. Смирнов В.В. Практическая журналистика. Ростов-н/Д, 1997.- 104 с.

Приложение 2

А.И.Станько,
доктор филологических наук, профессор, действительный член Академии наук региональной печати России

Спецкурс:История русской журналистики 18-19 вв. /I2 час./

Спецкурс в конкурсе проектов Института «Открытое общество» признан победителем и отмечен Грантом /№ J5Д738/.

Программа спецкурса

1. Итоги и проблемы изучения истории русской журналистики 18-19 вв. /анализ научной и учебной литературы/.
2. Методика исследования журналистики /основы самостоятельной работы студентов по изучению истории русской журналистики/.
3. Возникновение и развитие русской периодической печати в 18 веке /характеристика журналов, газет и др. видов периодики, жанров, мастерства журналистов; анализ текстов/.
4. Периодическая печать России первой четверти 19 века /опыт издания энциклопедического журнала, массовой общероссийской газеты; становление жанров литературного обозрения, фельетона/.
5. Журналистская и редакторская деятельность А.С.Пушкина /опыт редактора, литературного критика, фельетониста, очеркиста/. Семинарское занятие: анализ пушкинского памфлета.
6. Газетное и журнальное дело в России в 1840-50 гг. Западники и славянофилы /издания, публицистика, анализ текстов/.
7. Типологическая характеристика русской журналистики 1860-х гг. Частные демократические журналы «Современник», «Русское слово», «Искра» /опыт организации и функционирования, анализ публицистических текстов/.
8. Вольная русская пресса за границей. Редакторская и издательская деятельность А.И.Герцена /анализ публицистических текстов/.
9. Типологическая характеристика русской журналистики 1870-90-х гг. /направления, жанры публицистики, анализ текстов/. Семинарское занятие: анализ репортажа Гиляровского.
10. Русские писатели-классики Достоевский, Толстой и др. о нравственно-воспитательной функции прессы.
11. Чехов-журналист /опыт мастерства фельетониста, очеркиста, судебного репортера; анализ текстов/.
12. Возникновение и развитие журналистики на Северном Кавказе /проблематика, жанры, мастерство публицистов, анализ текстов/. Семинарское занятие: анализ журналистского расследования А.И.Свирского/.

Литература
По теме спецкурса А.И.Станько опубликовал следующие монографии:

1. Русские газеты первой половины XIX века. — Изд-во Ростов. ун-та, 1969.- 201 с.;
2. Пушкин — журналист и редактор. — Изд-во Ростов. ун-та, 1973.- 85 с.;
3. Русская периодическая печать ХУШ века.- Изд-во Ростов. ун-та, 1979.- 128 с.;
4. Становление теоретических знаний о периодической печати в России I8 в. — 60 гг. 19 в. — Изд-во Ростов. ун-та, 1986. — 203 с.;
5. Журналистика Дона и Северного Кавказа. — Изд-во Ростов, ун-та, 1990. — 125 с.;
6. Журналистские расследования. — Изд-во Ростов, ун-та, 1997.- 221 с.;
7. Пресса южного региона России /XIX в./. Изд-во Кубанского ун-та, 1998.- 114 с.;
8. А.С.Пушкин-журналист, его размышления и разборы. — Изд-во Ростов. ун-та, 1999.- 133 c.;
9. Монографии А.И.Станько под №№ 1,2,4 рекомендованы Минобразованием России для обучения журналистов в университетах РФ / См.: Программа дисциплины «История русской журналистики». Для государственных университетов. М., 1995, с.34, 39, 40/. Монографии положительно рецензировались в столичной прессе: — Новый мир, 1970, № 2, с.268-271;
10. Вестник Московского университета. Сер. «Журналистика», 1988, № I, с. 86-87; Проблемы журналистики. — Л., 1974, вып. 4, с. 73-74; «Журналист», 1998, №3, с. 6

Приложение 3

А.И.Акопов,
доктор филологических наук по специальности «журналистика», профессор

Спецкурс:»Основы журналистики»

1. Система средств массовой информации. Возникновение, развитие, социотипологическая трансформация
2. Периодические издания. Классификация и типология.
3. Газета и журнал как типы изданий
4. Журналоведение. История. Теория. Практика
5. Технология издательского процесса
6. Виды издательской продукции и их особенности
7. Методика изучения периодических изданий
8. Типологические признаки периодических изданий
9. Моделирование периодических изданий
10. Электронные сети как новый вид СМИ
11. Интернет для журналистов
12. Сетевая электронная журналистика

Спецкурс предполагает изучение одного из главных объектов журналистики — периодических изданий. Общий объем — 12 часов лекций. Слушатели — студенты, обучающиеся по специальности «журналистика». Курс разбивается на три основных блока по 4 часа каждый — 25.09.99; 27.09.99; 30.09.99. В первом рассматриваются основные термины и определения, история возникновения, развития и трансформации типов и видов периодических изданий. Типология и классификации периодических изданий. Журналоведение как раздел журналистики и как учебная дисциплина. Журнал как тип издания. Во втором предполагается знакомство с технологией процесса подготовки и выпуска в свет печатных изданий. Изучается методика исследования периодических изданий, основные принципы анализа и моделирования изданий. В третьем — даются основы сетевой компьютерной журналистики, знакомство с рядом российских электронных газет и журналов.

Литература
По теме спецкурса А.И.Акоповым опубликовано 60 работ, в том числе:

1. Искусство быть собой // Журналист, 1981, №9.
2. Методика типологического исследования периодических изданий. Изд-во Иркутского ун-та, 1985
3. Масс-медия в СССР. М., АПН, 1990 (на англ., нем., франц., исп., ит.)
4. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1995
5. Основы издательского дела. Уч.-метод. пос. Ростов-на-Дону, 1996
6. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ, 1998, №3
7. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. — Воронеж. 1999, №1-2

Приложение 4

ПРОГРАММА
семинара «Методика исследования и преподавания журналистики»
г. Бишкек, Кыркызская Республика. 23 сентября — 30 сентября 1999 г.

Руководители семинара — проф. А.И.Акопов, проф. А.И. Станько

Темы:

1. Многоуровневая система подготовки журналистов. Анализ учебных программ подготовки бакалавра, дипломированного специалиста, магистра журналистики.
2. Программа и методика организации учебной и производственной практики студентов-журналистов
3. Виды и типы средств массовой информации. Этапы их типологического и функционального развития.
4. Электронная сетевая журналистика. Практическое занятие по электронной газете
5. Современные образовательные технологии в журналистике.
6. Методика проведения практического занятия по истории журналистики
7. Типология в журналистике. Типология периодических изданий.
8. Методика типологического исследования периодических изданий
9. Актуальные проблемы, методы и методика исследования журналистики
10. Практическое занятие по методике исследования газеты
11. Журнал как тип издания. Журналоведение как научная проблема и учебная дисциплина. Практическое занятие по методике исследования журнала
12. Система жанров журналистики. Основные подходы и методы преподавания
13. Практические занятия по жанру «Статья»
14. История жанров публицистики.
15. Практические занятия по журналистскому расследованию
16. Создание номера электронной газеты в Интернете, посвященного семинару в Бишкеке.
17. Итоги и проблемы подготовки журналистов в Кыргызстане. Обсуждение. Ответы на вопросы. Обмен мнениями. Проекты сотрудничества.