Редкий фонд научной библиотеки РГУ располагает интересным собранием книг на европейских языках. Работая с иностранными книгами, мы обнаружили книги с экслибрисами, среди которых особенной красотой исполнения отличались экслибрисы, принадлежащие представителям немецкого графского и княжеского рода Штольберг. Но, прежде чем мы рассмотрим их поближе, напомним, что такое экслибрис.

Ex libris в переводе с латинского означает «из книг». Экслибрис неразрывно связан с книгой, история его возникновения тесно связана с появлением средневековой рукописной книгой. В скрипториях — мастерских по переписке книг, находившихся в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов » из книг » или » из библиотеки » (ex bibliotheca) и далее следовало имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря.

Но в своем традиционном виде — как бумажный ярлык, наклеенный владельцем на книгу, экслибрис появился вскоре после изобретения книгопечатания. И его родиной по праву считается Германия.

Небольшой по своему размеру этот книжный знак фактически является неразрывным элементом книги, индивидуальной особенностью данного экземпляра. Стиль и техника исполнения экслибриса отражала дух и моду эпохи, в которой он был создан.

Сведения, которые можно извлечь из изучения экслибриса следует считать важными фактами исторического значения и соответственно экслибрис для нас является ценным историческим источником.

Книжные знаки по своему содержанию делятся на четыре вида:

1. Гербовый экслибрис, самый ранний 16-17 вв. Его создание подчинено канонам геральдического искусства.

2. Вензелевый экслибрис (от польского » вензель » — узел) представлял собой первоначальные буквы имени и фамилии владельца. Отличались изящностью и могли рассматриваться наряду с книжными украшениями — элементами украшения книги.

3. Сюжетный экслибрис передавал определенные события в жизни владельца. Мог также состоять из изящных декоративных элементов.

4. Шрифтовой экслибрис представлял собой наборной ярлык с текстом в рамке, напечатанным типографским набором.

В 16-18 вв. книжный знак носил в основном геральдический характер. Наибольшего расцвета в 16 веке достиг немецкий экслибрис.

В истории немецкого искусства мастеров, занимавшихся составлением экслибрисов называли » Klein master » (малыми мастерами), но работы, создаваемые ими, являются уникальными и по технике исполнения и по художественному решению, и по замыслу. Над созданием экслибрисов работали лучшие художники мира: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбах младший, Лукас Кранах-старший и др.

Экслибрисы можно читать как миниатюры. Для современников важно то, что экслибрисы могут поведать о хозяине книге очень многое: знатность рода, его титулы, род занятий, старшинство в семье и т.д.

Какую историческую ценность имеют эти экслибрисы и что могут поведать нам о своих хозяевах?

Экслибрисы, на которых мы остановили свое внимание, относятся к гербовому разряду.

Само слово герб заимствовано от польского herb и происходит от немецкого Erb, что значит » наследство «. Но в немецком языке употреблялось другое слово — Wappen, что означало оружие.

Первоначально гербы были отличительными знаками на щите, знамени, шлеме рыцаря во время сражения. В дальнейшем они стали передаваться по наследству и становились родовыми эмблемами благородного сословия.

Разработкой правил составления гербов, терминологией геральдических фигур, изучением древних гербов занимается наука геральдика. В Западной Европе все гербы утверждались верховной государственной властью, таким образом, обеспечивался строгий контроль и соблюдение правил геральдического искусства.

В геральдике каждая фигура, знак, форма и цвет имеет определенное значение. Прежде чем мы перейдем к описанию экслибрисов, приведем цветографику гербов, принятую в геральдике.

Теперь рассмотрим экслибрисы. Перед нами один прямоугольный и два овальных экслибриса. Все три содержат сверху ленту с титулом и именем владельца. На прямоугольном экслибрисе читаем: Христиан Эрнст граф Штольберг. На этом экслибрисе, в отличие от двух других, помимо основного гербового щита, мы видим по бокам две античные колонны, рядом с которыми восседают две аллегорические женские фигуры: одна из них держит в правой руке весы, на ее голове лавровый венок. По-видимому, она олицетворяет Справедливость или Правосудие.

Вторая фигура с короной на голове, в левой руке держит дубовую ветвь, в правой жезл. В центре скамьи, на которой она восседает, указан год — 1721. Немного ниже подпись: Sg. Se. Возможно, это инициалы гравера.

На одном из овальных экслибрисов указано имя: господин Христиан Фридрих райхсграф Штольберг.

Имя другого владельца экслибриса: господин Хайнрих Эрнст рейхсграф Штольберг, настоятель монастыря святых Бонифация и Мауриция. Этот экслибрис украшен снизу щита как бы лентой, поверх которой пять корон, а в центре внизу крест. На самой ленте перемежаются буквы W и C, а в середине — цифра 5 с белыми крестами.

Гербовые знаки всех трех экслибрисов в основном совпадают: это три рыцарских шлема, поддерживающие щит, короны, украшающие шлемы и фигуры — орел, страусиные перья, оленьи рога. Далее, если перейти к щиту, то основное деление щитов и место расположения фигур в них тоже совпадают. За исключением белого цвета щита в центре с левой стороны, где в экслибрисах Христиана Эрнста рейхсграфа Штольберг красный цвет чередуется с белым, а в остальных — красный чередуется с золотым.

Пять поколений отделяют графа Христиана Эрнста от его предка графа Людовика цу Штольберга (1505-1574), которому кайзер Карл V пожаловал Wapen-Brieff, где приводится подробное описание родового герба графов Штольберг. (см. Lunigs Teutsche-Reichs Archiv.-Bd. II sn. sl. p. 332-334; Lucae F. Des Heil. Roemischen Reichs Uhralten Graffen-Saal…Franckfurt am Mayn, 1702.-p.732,243.;Spenero P.J. Historia insignium illustrium sev operis heraldici. Pars specialis.- Francfurti ad Moenum, 1717.-p.769-771)

В книге Spenero P.J. Historia insignium illustium sevoperis heraldici. Pars specialis приводится изображение герба Людовика Штольберга и родового герба Штольберг о котором говорится в документе Карла V.

Приглядевшись к деталям, мы обнаружили, что герб графов Штольберг в книге Srenero совпадает с гербом на экслибрисе Христиана Эрнста (щит с чередованием красных и белых полос) и двух овальных экслибрисов.

Но ядро в центре шлема с оленьими рогами совпадает лишь с экслибрисом Хайнриха Эрнста. А щит Христиана Эрнста с чередованием красных и белых полос совпадает с гербом Людовика. Также щит с заостренными красными и белыми полосами всех трех экслибрисов совпадает именно с гербом Людовика.

Перейти к трактовке гербов указанных экслибрисов нам поможет известное письмо Карла V, где приводится описание герба, однако, некоторые трактовки затруднены из — за сложности старой терминологии описания.

На экслибрисах мы видим основной щит, разделенный на части. На верхней части справа (в геральдике правая сторона та, которая справа от держащего щит, а не смотрящего на него) на золотом фоне изображение черного оленя. Это родовой герб семьи Штольберг. Рядом с ним, на золотом фоне изображен герб рода Кенигштайн — черный лев. В центре сверху, на таком же золотом фоне — красный орел — герб графов Рутшефорт. Родовой герб древней семьи Вернигероде можно сразу узнать по изображению двух красных форелей, перевернутыми друг к другу головами и хвостом на серебрянном щите. Мы располагаем источником, согласно которому Генрих I Птицелов (919-936) по случаю основания города Гослара разделил среди соседних графов новые должности и пожаловал графам Вернигероде титул королевского рыбака и новый герб с форелями (Lucae F. Des Heil. Roemischen Reichs Uhalten Graffen-Saal…-Franckfurt am Mayn, 1702.- p.726,731-732). Следующие от герба Вернигероде — щиты сверху вниз — герб баронов (Freiherren) Эппштайн. А под ним щит, поделенный пополам, как мы предполагаем, принадлежал графам Мюнценберг. Предполагаем также, что щиты с изображением шахматного поля относились к графам Марк. Небольшой серебрянный щит с красным оленем между этими гербами принадлежал семье графов Клеттенберг. Под этим щитом на красном поле золотой лев — герб графов Витгенштайн и Хонштайн. Щиты с золотыми и красными полосами относились к графам Аигмонт.

Как мы уже указали, основной щит поддерживают три турнирных шлема. Централь-ный шлем, с красным и серебряным плащом, увенчан красной шляпой, на ней золотое ядро, по бокам его два оленьих рога, красный и белый, в центре — павлиний хвост. Правый шлем, с золотым и черным плащом увенчан королевской короной, по бокам короны — два страусиных пера, в центре павлиний хвост. Левый шлем, с золотым и красным плащом, так же имеет королевскую корону, над ней стоит орел. Любопытно отметить, что в 1433 г. три графских дома — Шварцбург, Штольберг и Хонштайн — установили братский союз. Поэтому элементы гербов, в том числе центральный шлем с убранством присутствует в гербах этих трех фамилий.(Lucae F. Des Heil. Roemischen Reichs Uhralten Graffen-Saal… Francfurt am Mayn, 1702.-p.292)

В книге Spenero P.J. Historia insignium illustrium sev operis heraldici. Pars specialis.- Francfurti ad Moenum,1717.-p.772-773 приведены титулы графского рода Штольберг: графы Штольберг, Кенигштайн, Рутшенфорт, Вернигероде & Хонштайн, Эпштайн, Мюнценберг, Аигмонт, Лора & Клеттенберг. Таким образом, перечисленные графства со временем влились в род графов Штольберг, оставив след на фамильном гербе.

Из указанных перечислений видно, что многие родовые гербы, впоследствии стали обозначать принадлежавшие им владения.

Также из приведенных экслибрисов можно сделать вывод, что владельцы его принадлежали к знатному роду, игравшему не последнюю роль в истории Германии и были высокими ценителями и знатоками книги, что видно из собрания книг, которым они владели. Но более детальное знакомство с этой фамилией не входило в задачу данной статьи.

Мы будем благодарны всем замечаниям и уточнениям по геральдике, а также любой информации по приведенным нами экслибрисам.