В Москве с 1 февраля 2007 года проходит II Национальный фестиваль музыкальных спектаклей «Музыкальное сердце театра». Этот праздник музыкальных постановок призван продемонстрировать уровень профессионализма их создателей, способствовать успешному развитию современного музыкального театра в России и привлечь внимание широкой публики к лучшим его достижениям.
В конкурсной программе фестиваля – музыкальные спектакли из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова, Перми и других регионов России. Эти постановки продемонстрируют все разнообразие форм российского музыкального театра: классический мюзикл (как во всем мире, со своими жанровыми законами), музыкально-драматический спектакль (самобытный русский жанр, основанный на русской актерской школе), концертно-драматическое произведение, рок-опера, оперетта, антрепризные музыкальные постановки и экспериментальные постановки.
1 марта в Московском Международном Доме Музыки состоится Первая церемония награждения победителей по 18 номинациям и будут вручены 3 специальных премии.
Национальный фестиваль музыкальных спектаклей – это фестиваль жанра, который доказывает свое право на существование в современной российской театральной индустрии. Это «живой» жанр, развитие которого происходит на наших глазах и с нашим участием. Он способствует воспитанию вкуса у российских зрителей, демонстрирует качественный продукт, на несколько порядков выше современного шоу-бизнеса и поп-индустрии. Он затрагивает душу и эмоции зрителей, что оказывает огромное влияние на общее состояние культуры народа.
Мюзикл в его современном понимании – новое явление в нашей стране, но он сразу привлек к себе внимание и профессионалов и публики. Вспомнить хотя бы успех мюзиклов «Notre Dame de Paris» и «Ромео и Джульетта». «Иисус Христос — суперзвезда» и «Юнона и Авось» идут на сцене уже много лет и собирают полные залы. Значит, есть востребованность подобных постановок у российского зрителя. Это пограничный жанр, трудно определить все его составляющие — он сочетает в себе все достижения русской театральной традиции. Это синтетический жанр, в большинстве случаев музыкальные спектакли – это уникальные работы, зачастую экспериментальные, поставленные на энтузиазме их создателей.
Среди профессионалов и критиков до сих пор ведутся жаркие споры, что такое мюзикл и можно ли его сравнивать с опереттой, оперой, музыкально-драматическим спектаклем. Организаторы фестиваля, признавая различия между разными формами постановок, объединили их в рамках фестиваля, обозначив критерии отбора постановок: хорошая музыка, достойная драматургия и профессиональная актерская работа. И в первую очередь руководствуясь критериями индивидуальности и таланта.
В российском театре существует традиция постановки музыкального спектакля, но этот пласт культуры, к сожалению, не широко популярен, несмотря на то, что он очень искренний и открытый – «живое» исполнение, акцент на драматических способностях поющих артистов, возможность сопереживать героям, высокая степень самоотдачи российских актеров.
Актер музыкального театра – это воистину многогранно талантливый человек, который на сцене умеет творить чудеса. По словам Президента фестиваля А.Рыбникова «создание современных музыкальных спектаклей требует как нетрадиционного мышления авторов и постановщиков, так и неординарной работы актеров». В прошлом году награду «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» вручили Народному артисту СССР В.М.Зельдину. До сих пор вспоминается, как этот великий Актер исполнял отрывок из спектакля «Человек из Ламанчи» — сильно, эмоционально. Зал аплодировал ему стоя, отдавая дань уважения и восхищения, испытывая гордость за то, что у нас есть такие уникальные артисты. Российские театральные ВУЗы воспитали уже целое поколение актеров именно музыкального театра, которые увлечены этим жанром, и мечтают продолжать играть в мюзиклах, например, «золотой голос мюзиклов» Александр Маракулин, Сергей Ли, Лика Рулла и другие.
Несмотря на некоторое количество проблем и вопросов у музыкального театра, организаторы Фестиваля надеются доказать востребованность и перспективность жанра, получить всестороннюю поддержку.
____________________
© Емельянова Инна