На звание лучшего автомобиля 2007-го года в Европе претендовала сорок одна модель. В финал конкурса вышли восемь машин – Citroen C4 Picasso, Fiat Grande Punto, Ford S-MAX, Honda Civic, Opel/Vauxhall Corsa, Peugeot 207, Skoda Roomster и Volvo C30. Авторитетное жюри европейского конкурса «Автомобиль года» («Car of the Year»), состоящее из 58 лучших автожурналистов из 22 стран, в большинстве своем проголосовало за Ford S-MAX. Президент и исполнительный директор европейского отделения Ford Джон Флеминг (John Fleming) отметил: «Мы очень рады, что S-MAX завоевал этот титул, особенно учитывая, какие достойные конкуренты были представлены в финале. Представив автомобиль в апреле этого года, мы не ожидали такой реакции от представителей СМИ и потребителей». Победа Ford S-MAX в европейском конкурсе «Автомобиль года» является уже пятой для американского концерна. Последнюю премию получил в 1999 году Ford Focus. В 1993 в конкурсе победил Ford Mondeo первого поколения, в 1985 – Ford Scorpio, а в 1981 – Ford Escort.

Практичность завоевывает мир

В последнее время мировой автомобильный парк становится все разнообразнее. Появляются новые типы машин, наиболее полно удовлетворяющие постоянно возрастающие запросы потребителей. Особенно популярными в конце ушедшего – начале нового века стали так называемые минивэны. Секрет их успеха, пожалуй, заключается в том, что, в отличие от многих других классов автомобилей, минивэны вполне пригодны для самых различных условий эксплуатации – как в качестве служебных машин, так и личных, как на переполненных улицах больших городов, так и на междугородных трассах.
Началом эпохи минивэнов на европейском автомобильном рынке можно считать вторую половину 1984 года. Ведь именно тогда во Франции началось серийного производство уникальнейшего однообъемного многоместного автомобиля с пластиковым кузовом Renault Espace. Интересный факт: конструкция этой машины была разработана отнюдь не автомобилистами, а специалистами… известной аэрокосмической фирмы MATRA!

«Космический» Renault имел существенные отличия от привычных для того времени легковых автомобилей. Оригинальный кузов с ветровым стеклом, образующим одну линию с капотом, имел просто фантастическое значение коэффициента аэродинамического сопротивления – 0,32. А ведь это был не какой-нибудь приземистый спорткар, а довольно крупный и вместительный автомобиль с просторным трансформируемым салоном.
Вслед за Renault выпуск удобных и практичных минивэнов освоили почти все ведущие мировые автопроизводители. Так, например, в 1995 году в продаже одновременно появились сразу два минивэна – Ford Galaxy и Volkswagen Sharan, очень похожие друг на друга. И это было совсем не случайно, ведь эти модели проектировались совместно специалистами двух известнейших во всем мире автоконцернов.
По своей компоновке Galaxy и Sharan практически ничем не отличались от других машин такого типа: поперечно расположенный силовой агрегат, передние ведущие колеса, независимая подвеска всех колес. Отличные ходовые качества и высокий уровень безопасности в сочетании с вместительным семиместным салоном сделали фордовско-фольксвагеновскую парочку весьма популярной.

Вэны разные нужны…

Однако конкуренция на мировом рынке однообъемных семейных автомобилей обострялась. И вот на Женевском автосалоне в марте 2003 года концерн Ford представил свою очередную новинку – универсал повышенной вместимости (или, если хотите, компактный минивэн) Focus C-MAX. Столь необычная аббревиатура в названии расшифровывалась достаточно просто: «Comfort Maximisation» («Максимальный комфорт»).
Спроектированный буквально с нуля кузов вырос по ширине и высоте по сравнению с моделью Ford Focus (именно на его платформе и выполнен C-MAX), длина его правда несколько уменьшилась, зато возросло значение колесной базы. Благодаря этим геометрическим изменениям салон стал заметно просторнее, однако создатели машины все же отказались от первоначального замысла сделать ее семиместной, что позволило более комфортно разместить пятерых человек.
Конструкторы C-MAX помимо вместимости и трансформируемости салона серьезно занимались и многими другими вопросами. Так, например, его кузов имеет жесткость на кручение на 10 % выше, чем у обычных моделей Focus! Да и двигатели были предусмотрены полностью новые, более мощные и экономичные. То есть все было сделано для того, чтобы в максимальной степени приспособить автомобиль для быстрого темпа и разнообразия современной жизни.

А незадолго до дебюта C-MAX, на самом рубеже веков состоялась премьера Galaxy второго поколения. Обновленные машины, как и прежде, собираются вместе с Volkswagen Sharan на португальском заводе в Сетабале, который сейчас полностью принадлежит VW Group. Отлично оснащенные автомобили комплектуются тремя бензиновыми двигателями (объем от 2-х до 2,8 литров, мощность от 115 до 204 л.с.), либо турбодизелями TDI производства VW объемом 1,9 л в четырех вариантах (мощность от 90 до 150 л.с.) и до сих пор пользуются неплохим спросом. Но пришло время и для их замены…

Простор, комфорт, безопасность…

Абсолютно новое поколение полноразмерного семиместного вэна впервые было представлено под названием Ford SAV Concept на Женевском автосалоне 2005 года, а серийную версию, получившую имя S-MAX, широкая публика увидела уже на IAA′2005 во Франкфурте.
Выполненная на платформе дебютировавшей годом раньше в Париже Mazda 5
новинка сильно напоминает концепт, что не может не радовать. Стильный экстерьер Ford S MAX представляет собой как бы воплощение движения – даже когда он неподвижно стоит. Такое ощущение достигается благодаря высоко расположенным противотуманным фарам круглой формы, низкой линии крыши кузова, аркой проходящей над задней дверью, отчетливо выраженным колесным нишам, скругленной задней части кузова, а также, пусть и бутафорским, но весьма эффектным сеточкам воздухозаборников в переднем бампере и выполненным в таком же стиле «жабрам» на передних крыльях автомобиля.

Однако столь стремительная внешность не мешает новому фордовскому вэну быть одной из самых практичных и универсальных машин в своем классе. В ее просторном салоне свободно размещаются три ряда комфортабельных сидений. Причем любое из сидений во втором или третьем рядах отдельно складывается вниз с образованием плоского пола, обеспечивая множество вариантов выбора необходимого пространства для размещения багажа.
Автомобили предлагаются в трех базовых комплектациях: Core; Trend и Titanium. Даже в наиболее скромной версии Core S-MAX имеет в стандартном оснащении кондиционер, электростеклоподъемники передних дверей, регулируемое по высоте сиденье водителя, три индивидуально регулируемых сиденья 2-го ряда, бортовой компьютер, окрашенные в цвет кузова бамперы, наружные зеркала заднего вида с электрорегулировкой, обогревом и встроенными повторителями указателей поворота, противотуманные фары, аудиосистему с 8-ю динамиками и центральный замок с дистанционным управлением.
Автомобили в комплектации Trend дополнительно оборудуются двухзонной системой климат-контроля, задними электростеклоподъемниками, водительским сиденьем с регулируемым упором поясничной поддержки, кожаной отделкой рулевого колеса и рукоятки рычага переключения передач, двумя наконечниками выпускных труб (только для автомобилей с бензиновым двигателем 2.5 Duratec) и аудиосистемой с CD-чейнджером.

Исполнение Titanium подразумевает наличие достаточно эксклюзивных элементов оснащения: легкосплавных 17-дюймовых колес с шинами 225/50R17, системы автоматического включения внешнего освещения, датчика дождя, электрохроматического (автоматически темнеющего) зеркала заднего вида, электрообогрева лобового стекла и форсунок омывателей, сидений водителя и переднего пассажира с регулируемым подогревом, обтянутой кожей рукоятки стояночного тормоза и электропривода регулировок водительского сиденья.
К тому же следует отметить и столь немаловажное обстоятельство, как высочайший уровень безопасности Ford S-MAX. Благодаря наличию интеллектуальной системы безопасности (IPS), включающей сминаемые элементы кузова, целую кучу подушек безопасности, механизмы натяжения трехточечных ремней, убирающиеся рулевую колонку и педали автомобиль на тестах EuroNCAP заслуженно стал обладателем пяти звезд за защиту водителя и пассажиров при столкновениях. А для того, чтобы их избежать, служит целый ряд «умных» электронных систем: регулируемого автоматического управления скоростью (АСС) с предупреждением о впереди идущей машине (FA); помощи при начале движения на подъеме; контроля над давлением в шинах (TPMS), устанавливаемая вместе с шинами, обеспечивающими возможностью движения после прокола.

…в сочетании с «драйверским» характером

К большому сожалению, подавляющее количество вэнов проигрывают традиционным седанам и даже универсалам по своим ходовым качествам. О Ford S-MAX так сказать язык просто не повернется.
Очень мощный и одновременно эластичный двигатель 2.5 Duratec с турбонаддувом вкупе с шестиступенчатой механической коробкой передач обеспечивают машине поистине ураганную динамику разгона. По своим динамическим качествам топ-версия S-MAX практически ни в чем не уступает многим «заряженным» седанам и хэтчбекам. Превосходно работает механизм переключения передач – пользоваться рычагом столь же легко, как компьютерным джойстиком, например.

Отличной оценки заслуживает и тормозная система, даже в стандартном варианте оснащенная ABS в сочетании с электронным распределением тормозных сил (EBD). ABS срабатывает именно тогда, когда это необходимо, причем проявляет себя достаточно мягко, не пугающе. В качестве «опций» автомобиль может быть оборудован системой стабилизации (ESP), а также системой IVDC (активная подвеска) вместе с непрерывно управляемой амортизацией CCD (Continuously Controlled Damping). Эти умные устройства обеспечивают отличные ходовые качества в самых сложных дорожных условиях и на самых высоких скоростях. Однако, честно говоря, и без них S-MAX ведет себя весьма надежно благодаря удачным характеристикам усилителя рулевого управления, жесткому кузову и изумительно настроенной подвеске колес. Достаточно высокий автомобиль практически не кренится в поворотах, цепко держится за дорожное полотно и обладает просто изумительной управляемостью.
Ну, а если кому-либо версия с турбомотором покажется чересчур жесткой, а расход бензина АИ 98 чересчур высоким, тот может остановить свой выбор на автомобилях с либо с бензиновым двигателем объемом 2,0 литра (мощность 145 л.с.), либо с одним из двух
турбодизелей: объемом 1,8 л. (125 л.с.) и 2,0 л. (143 л.с.). Эти версии удачно сочетают весьма неплохую динамику с высоким уровнем комфорта и хорошей топливной экономичностью.

Пора ломать стереотипы

Говорят, что в слаборазвитых странах (к коим кое-кто относит и Россию) ценятся исключительно седаны. Однако в последнее время на дорогах нашей страны стало появляться все больше и больше автомобилей с самым различным типом кузовов, в том числе – и мини-вэнов. Думается, что появление на нашем рынке модели S-MAX еще больше укрепит данную тенденцию. Ведь этот очень вместительный и комфортабельный автомобиль к тому же обладает столь ценящимся у российских автомобилистов «драйверским» характером.
Ford S-MAX хорошо подойдет как для любителей активного отдыха на природе всей семьей, так и для тех, кто регулярно совершает протяженные марш-броски при полной нагрузке. Да просто если вы часто перевозите трех-четырех пассажиров или объемный груз – эта машина предназначена именно для вас.

Технические характеристики Ford S-MAX

Модификации Ford S-MAX 2.0 Ford S-MAX 2.5 turbo
Тип кузова однообъемный, пятидверный универсал
Количество мест, включая водителя 5(7)
Габаритные размеры, мм:
— длина 4870
— ширина 1884
— высота 1658
Колесная база, мм 2850
Колея колес, мм:
— передних 1578
— задних 1600
Снаряженная масса, кг 1605 1681
Полная масса, кг 2340 2420
Компоновка поперечное расположение двигателя, привод на передние колеса
Тип двигателя бензиновый бензиновый, с турбонаддувом
Система питания распределенный впрыск топлива с электронным управлением
Количество цилиндров/клапанов 4/16 5/20
Рабочий объем, куб. см 1999 2522
Максимальная мощность, л.с. 145 220
При об/мин 6000 5000
Макс. крутящий момент, Нм 190 320
При об/мин 4500 1500 – 4800
Коробка передач механическая, пятиступенчатая механическая, шестиступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 197 230
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 10,9 7,9
Потребляемое топливо АИ 95 АИ 98
Расход топлива, л/100 км:
— городской цикл 11,0 13,3
— загородный цикл 6,4 7,1
— смешанный цикл 8,1 9,4
Емкость топливного бака, л 70
Размер шин 215/60R16 или 225/50R17
Объем багажного отделения, л 285/1171/2000*

__________________________________________
Примечание: * — при трех/двух/одном ряде сидений
____________________________
© Костянов Александр Аркадьевич