Бульварная пресса России — не подкидыш из космоса, не творение дъявола, не подарок ЦРУ и не копия «желтой прессы» Запада. Это масштабное, яркое, шокирующее публику и власти явление массовой культуры имеет земное происхождение, научное объяснение и собственные российские черты.

Е.А. Корнилов, В.С. Дядюшенко «Газета на бульваре». Ростов-на-Дону. 1997 г.

Газетный бум, который пришелся на середину 1990 годов, не обошел стороной и Ростов-на-Дону. Лавина печатных изданий, хлынувшая на газетные прилавки улиц, вокзалов, переходов, была призвана удовлетворить с помощью сенсаций, сплетен, слухов, пикантных подробностей жизни звезд, информационный голод ростовчан. Родился ребенок своего времени и обстоятельств — бульварная пресса, родителями которой стали такие антиподы, как состарившаяся советская партийная печать и молодой российский бизнес.

Так, жила-была в Ростове-на-Дону газета, 1958 года рождения, партийная, звалась «Вечерний Ростов». Дожила до 41 года. Созрела. Стала бульварной. Изменения произошли не только в авторском составе, но и в тематике, жанровой палитре и оформлении. Газета не экономит место, заголовки-анонсы занимают значительную часть газетной площади: «Голодный и обозленный врач — это пострашнее инфаркта и инсульта» («Вечерний Ростов», № 107. От 25.05. 99.) или «Кто они, десять самых сексапильных мужчин 250-летнего Ростова?» («Вечерний Ростов», № 108. От 26.05.99.) Круг тем, рассматриваемых газетой, необычайно широк, но при этом наблюдается ограниченное использование аналитических жанров. На ее страницах не найдешь ни теоретической статьи, ни портретного очерка, ни фельетона. Преобладающие жанры — корреспонденция, рецензия, отчет, зарисовка, репортаж; традиционные рубрики «Отовсюду обо всем», «Утренние новости», «Цитата дня», «Факты и домыслы», «По слухам и на самом деле», «Такое вот кино».

Коллективу «Вечернего Ростова» (в условиях конкуренции) удалось сохранить за своей газетой, как ежедневным изданием, приоритет информационной. «День без «Вечерки» — жизнь без новостей! А зачем Вам такая жизнь?» («Вечерний Ростов», № 103. От 21.05.99.) Привлекая внимание читателей, газета постоянно организовывает конкурсы, викторины, за которые «достойные» получают призы. А чего стоит только подписная кампания «Вечерки» по системе доставки к вечернему чаю!

Сегодня городская газета вполне может претендовать на принадлежность к типу бульварных изданий.

Научная справка. Термин «бульварная газета» используется не в разговорно-уничижительном, а в профессионально-типологическом смысле.

Е.А. Корнилов, В.С. Дядюшенко в книге «Газета на бульваре» так определяют бульварную прессу: Бульварные газеты России делают упор не на политические скандалы, а на достижения популярности и доходности изданий в основном за счет развлечения и удивления читателей, удовлетворения их информационных потребностей во внеполитической и внепрофессиональной сфере.

Сравнительно недавно в Ростове появилась подружка «Вечерки» -«Газета Дона» и сразу привлекла к себе внимание ростовчан от мала до велика. Учредитель и издатель ООО «Пресс-Центр», главный редактор И.И. Алексеенко. Круг тем знакомый: криминал, популярные персоны, эстрадные или иные звезды, культура, тусовка, спорт и, разумеется, все, что связано с взаимоотношениями полов. Рубрики немного веселей предшественницы (хоть и молодо, но не зелено): «Сигнал SOS», «Скрипучим пером», «Слухи в ухи», «Всяко разно», «Гадский вопрос», «Дона у юриста», «Ха-Ха», «Знакомства». Преобладающие жанры бульварной прессы — традиционны: корреспонденция, интервью, репортаж, зарисовка. Не грешит «Дона» и перепечатками материалов из других газет. За время своего существования она «потолстела» с 16 полос до 24, а теперь и до 32. «В семействе тем и рубрик — прибавление. Появилась детская полоса «Донюшка»; полоса для дам Дона «Как женщина женщине»; полоса «Московские тайны» — о том, как и сколько они там воруют и когда, надеемся прекратят».(«Газета Дона». № 4. 28 января 1999г.).

«Газета Дона» старается изо всех сил завоевать, привлечь, обольстить ростовчан. Пример: 1 рубль 50 копеек стоит «Газета Дона». «Если с вас взяли больше, звоните по тел. 66-31-31. Вас обманули. Обманули и нас, так как за счет низкой стоимости «Газета Дона» стремится обрести как можно больше новых друзей. «Газета Дона» доступна всем. Сегодня она не может позволить себе быть дороже буханки хлеба». ( «Газета Дона», № 3. От 31.12.98г.) Для привлечения все большей аудитории газета устраивает всевозможные конкурсы с денежными призами. «Дерзай, читатель, вчитывайся. Твой труд будет вознагражден». («Газета Дона», № 2. От 25-31.12.98г.).

В стиле бульварной прессы вести игру с читателем, когда в заголовке журналист пишет одно, а в заметке — по смыслу — совсем другое. Этот прием использует и «Газета Дона». Например: «Кто наградил мэра Ростова-на-Дону М. Чернышова симпатичным пацанчиком?» Интригует? Не обольщайтесь. Пацанчика, то есть внука, мэру подарила дочь М. Чернышова. (См. № 3 (6). 21. 12.99г.) или «С кем Горбачеву жена изменила?», а в заметке речь идет о совсем другом Горбачеве из г. Таганрога. (№ 19. 13.12.99г.) Эти игры со смыслами становятся просто отличительным признаком современной прессы.

Тираж еженедельника 34.000 экземпляров, значит — есть спрос на издание такого типа. Для газет, именуемых «бульварными», характерна тематическая универсальность и стремление к тотальному охвату аудитории. Однако динамичность развития прессы способствует появлению конкурирующих изданий в рамках одного типа, в том числе и «бульварного». Следовательно, нужна только профессиональная бульварная пресса, нужны профессионалы бульварных печатных утех. Думается, они уже есть сейчас.