А, какое чудо! — сказала я, вздрогнув от восторга.
Их было несколько, соединившихся вместе в замысловатом рисунке и радужном сиянии. «Графика мыльных пузырей» — так называлась фотография.
— Да Вы – поэт, — я продолжала рассматривать снимки, названия которых дополняли, «закругляли» зрительный ряд, усиливая впечатление. Вот две совершенно перламутровые поганки – кто бы заметил их красоту и назвал «Призраки леса». Готовый распуститься алый бутон цветка кактуса – «Ожидание». Таинственно светящийся шар кошачьего зрачка – «Другая вселенная».
— Красота – это всегда неожиданность, — говорит Юрий Иванов, автор работ.
— Кто же Вы все-таки, Юрий Алексеевич? – спрашиваю его.- По образованию – химик, шла я к ювелиру-художнику, а пришла к фотографу.
— Человек – это то, чем он внутри горит, — таков был краткий ответ.
Друг Юрия Иванова, доцент Академии народного хозяйства Н.Г. Судоргин рассказал мне, что творческое горение не давало Юрию покоя с очень ранних лет. Увлекшись астрономией, он смастерил для школьного кружка настоящий телескоп, по всем правилам отшлифовав вогнутое зеркало. Его отличало очень уважительное отношение к труду: за что бы ни брался, доводил до конца и делал безукоризненно.
Мое знакомство с Юрием Ивановым произошло 6 лет тому назад и носило несколько детективный характер. В 1998 году в здании, где находится кинотеатр «Буревестник», открылся хороший художественный Салон – магазин (сейчас там продают хлеб). Среди множества поделок две работы остановили мой скользящий взгляд. Авторами оказались Юрий Иванов и Михаил Репко. Два года я следила за их творчеством, научилась почти безошибочно узнавать неповторимый почерк каждого, а вот узнать телефон, адрес, познакомиться почему-то никак не удавалось. Из-за них я и пришла летом 2000 года на Всероссийскую выставку произведений ювелирного искусства «Во славу Фаберже» и открыла для себя целую россыпь талантливых ростовских мастеров, которые очень достойно представляли наш город наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, городами Урала, Закавказья – в общем, всей России. Мне было приятно, что я не ошиблась в выборе: Репко и Иванов заняли призовые места. Знаю теперь, что Юрий принимал участие во многих выставках такого масштаба и не один раз был призером.
К сожалению, в последние три года подобные выставки авторских работ в Ростове больше не проводятся, и узнать о творческой судьбе замечательных ростовских ювелиров, таких, например, как А.И.Говорухин, Ю.Иванов, М.Репко, И.Дмитриева, Ю. Чигрин О.Александрова и других практически невозможно. Периодически появляется вывеска «Мир камня», но под этим названием в различных помещениях, порой подвальчиках, просто продаются безымянные заурядные украшения. Вот почему я и оказалась в гостях у Юрия Иванова. (Михаил Репко Ростов покинул, как многие другие художники).
— Главное для меня, — говорит Юрий Алексеевич, — конечно, работа с металлом и камнями. Так случилось, что к этому я пришел от химии, от гальваники. Технике рисования и живописи меня еще в детстве обучил отец – профессиональный художник. Растительные мотивы в стиле модерн – это было только начало, хотя я и сейчас порой возвращаюсь к ним, вернее, к природным мотивам. Меня волнуют и морские глубины, и космические дали, и человек как часть Космоса.
Юрий Алексеевич показывает мне свои работы, и я вижу, как жадный к знаниям и одновременно склонный к созерцательности, он умеет переплавлять все свое любопытство к миру, все свои разнообразные впечатления в рукотворные чудеса. Как художник он постоянно выходит за рамки просто украшений, потому что постоянно одержим решением загадок.
Вот браслет с цитрином под названием «Самородок». Изысканный рисунок металла напоминает закрученный «водоворот» горных пород, как бы порождающий из себя чудо драгоценного камня. А вот кольцо «Вулкан» — черная воронка с вытекающей из нее расплавленной лавой, внутри воронки будто вращается шарик золота. Золотой браслет в китайском стиле – совершенно другая техника, строгий иероглифический рисунок. Кольцо «Летний день» — изогнутый квадрат сияющей золотой пластины с наплывами металла, как природными мгновениями: быть может, только родившимися бутонами или побегами, а в углу на этом сиянии ярко зеленый прозрачный камень – хромдиопсит.
— Две недели делал эскиз. Но между рисунком и воплощением в металле – большая разница. В процессе работы многое додумывается, меняется. Я далеко не всегда знаю, каким будет итог.
Сейчас меня очень захватывают стилизованные мотивы древних культур: символические щиты, шкуры убитых животный, ацтекские орнаменты, иероглифический рисунок, китайская символика, например, связанные ветви бамбука.
— Я вижу в Ваших изделиях камни без огранки.
— Да, Вы правы. Неграненые прозрачные и полупрозрачные камни дают интересный оптический эффект, когда через них проходит свет, падает на металл, распределяется по поверхности изделия, дополнительно освещая его светом этого камня, и возвращается отраженным. Снизу могут быть металлические символы, а сверху – камень, как бы окно в таинственный мир. Так кроме меня, по-моему, пока никто не делает.
Магия искусства – в сочетании несочетаемых вещей, — продолжает Юрий.- использовать можно любой материал: сталь, белое золото, титан и совсем необязательно драгоценные металлы и камни. Хочется быть разнообразным, как сама природа… Вот попробовал работать в технике выпиловки – появились более воздушные прозрачные формы. Как-то легко вошел в этот стиль.
Я увлекаюсь, но мне не безразлично, как реагируют люди на мои работы: произведение искусства должно поднимать в человеке волну чувств. Я стремлюсь к этому.
— Как относятся в семье к Вашему творчеству?
— Жена с удовольствием носит все украшения, которые я для нее делаю. Сын – студент, отличник, будет, наверное, прекрасным специалистом, но то, чем я занимаюсь, называет «игрушками». Знаете, какая молодежь сейчас: в основном без романтики и с ориентацией только на деньги. Но не все такие. У той части, которая интересуется искусством, чувствует и классику, и модерн, мои работы находят понимание. В общем-то, я и сам когда-то начинал, чтобы зарабатывать. Конечно, искусство должно приносить деньги – это оценка работы и возможность жить. К сожалению, богатые люди, которые могли бы быть моими заказчиками, у нас редко обладают хорошим вкусом и пониманием искусства. Мое дело дает мне лишь нестабильный эпизодический заработок. Вот почему, ищу сейчас стабильную работу или по своей химической специальности, или вообще в другой области.
— А как же камни, металл, фотографии – неужели бросите?
— Нет, конечно. Это моя страсть
И я подумала тогда, что безудержное детское любопытство к жизни и Человеку – то, чем он постоянно горит внутри, очень напоминает кольцо «Вулкан» с шариком золота в середине – будто символ его творчества. За внешним спокойствием в нем бурлит бесконечное движение, и в этом движении (которое и есть жизнь) он создает самого себя как художника и как личность. Ведь человек, который способен видеть Вселенную в зрачке кошки, любоваться кузнечиком, сидящим на колючке, или пауком – ловцом собственной тени просто не способен причинить зло ни человеку, ни кошке, ни даже кузнечику.
________________________
© Боровская Наталья Ивановна