«Гляжу в озера синие,
в полях ромашки рву,
зову тебя Россиею,
единственной зову…»
Когда слышишь эту песню, перед глазами сразу предстает героиня телефильма «Тени исчезают в полдень», которую пронзительно, до предела достоверно сыграла Нина Русланова. Когда спрашиваешь об этой актрисе, многие вспоминают ее роль в телесериале «Цыган» по роману Анатолия Калинина. Очень уж фактурно она сыграла сельскую женщину: беспутную, взбалмошную, но добрую и несчастную. Ее Катька-аэропорт подкупала зрителя неубывающим оптимизмом и искренним задором.
Запомнились также работы Руслановой в кинофильмах «Афоня», «Собачье сердце», «Небеса обетованные», «Забавы молодых», «Знак беды», «Не стреляйте в белых лебедей». Мне очень нравится ее роль в нашумевшем фильме «Зимняя вишня». Героиня Нины Руслановой — зав. автобазой Лариса, шибко деловая, грубоватая, но независимая и верная. Она полюбилась зрителям не меньше, чем главная героиня в исполнении томной Елены Сафоновой, теперь живущей в Париже.
Русланова привносит в создаваемые образы много своего эго, в них проглядывают отголоски ее детдомовского детства. Особенно это чувствуется в острохарактерных ролях.
Как она мудро сделала, что ступила на актерскую стезю! А ведь могла пойти по другому пути после окончания строительного училища. Подсказать было некому: выросла в детском доме. Там ее окрестили на всю жизнь Руслановой за громкий и сильный голос, как у известной русской певицы Лидии Андреевны Руслановой.
Годы, проведенные в детдоме, наложили отпечаток на все ее дальнейшее существование: умение постоять за себя, целеустремленность, лошадиная работоспособность и желание сделать что-то стоящее в этой жизни. Все это удалось ей сполна!
Первая работа Руслановой в кино — роль деревенской девушки в кинофильме режиссера Киры Муратовой «Короткие встречи». Читатель, возможно, помнит, что ее партнером был совсем молодой Владимир Высоцкий. Широкое знакомство с актрисой состоялось в многосерийном телефильме по роману Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Сериалы только входили в моду, и вся страна напряженно следила за перипетиями судеб героев. Нина Русланова играла первую «председательшу» таежного колхоза Марью Воронову, статную красавицу «с ясными глазами цвета вызревающей черемухи».
В кинофильме режиссера Алексея Германа «мой друг Иван Лапшин» она играет актрису Наталью Адашову. Ее героиня просто шикарна: изысканные манеры, элегантная внешность, ну, прямо Муза. Партнерами Руслановой выступили два Андрея — Миронов и Болтнев, беспредельно талантливые и неповторимые, но, увы, рано ушедшие из жизни.
Впрочем, я чуть-чуть отвлеклась. Вернемся в столицу Удмуртии, в март 1998 года. Именно в это время должны были проходить гастроли Московского драматического театра им. Рубена Симонова (худ. руководитель — народный артист СССР Юрий Яковлев). Театр приезжал в Ижевск уже не первый раз, но интерес к нему не ослабевает. Высокий профессионализм мастеров сцены и талантливая молодежь — вот главный секрет успеха.
В тот памятный вечер давали старинные русские водевили «Девушка-гусар» Федора Кони и «Дайте мне старуху» Василия Савинова. Русланова была занята во втором водевиле в главной роли — московской дамы Прасковьи Петровны Клецкиной. Как она играла! Нет, не играла, она жила в образе! Шквал эмоций, водопад энергии обрушивается на зрителя, когда Нина Русланова у рампы.
Внезапно я вспомнила, что она прежде работала в театре им. Вахтангова, где смогла сыграть за 15 лет лишь 3 роли. Подумать только! Хорошо, хоть кинематограф оценил ее по достоинству. Начиная с 1967 года Русланова постоянно занята на съемочной площадке, сыграла более чем в 60 лентах. Она показала, что ей по плечу любая роль — от крайне комедийной до крайне трагичной. Ей подвластны и гротеск, и фарс, и высокий драматизм.
Читатель, безусловно, согласится со мной, если интересуется творчеством актрисы. Свой неповторимый талант она доказала в недавних киноработах. В кинофильме «Я свободен, я — ничей» у Нины Ивановны превосходный дуэт с Валентином Гафтом, в телефильме «Бедная Саша» (премьера состоялась в канун Нового, 1998 года) — не менее прекрасный дуэт с Александром Збруевым. В 1998 году ей было присвоено звание «Народная артистка России».
… После спектакля мне было не совсем удобно задерживать надолго любимую актрису, а она легко и просто согласилась.
И вот мы сидим рядышком в гримерной. Я — млея от восторга, она — устало затягиваясь сигаретой. Очень красивое русское лицо: высокий открытый лоб, добрый, но твердый взгляд, милая улыбка. «Наверное, с таких женщин писал портреты Венецианов», — подумалось мне.
— Что считаете важным в своей работе, Нина Ивановна? — не очень удачно поинтересовалась я.
— К зрителям надо идти с открытой душой, — не раздумывая долго, ответила она. — Только тогда они оценят твое творчество по достоинству.
— А какая Вы в жизни — больше задумчивая или больше затейница?
— Разумная. Люблю свободу. Жизнь такая непредсказуемая. Не умею, да и не хочу раскладывать все по полочкам. Так скучно…
— Стать актрисой — это мечта детства?
Нина Ивановна вздохнула:
— Скорее, юности. В г. Богодухове Харьковской области работала штукатуром, а втихомолку мечтала о театре.
Непростым был ее путь в Щукинское училище, зато никогда не пожалела, что выбрала именно его. Какие ребята учились рядом! Борис Галкин, Леонид Филатов, Александр Кайдановский. Их успехам не завидовала, а тянулась за ними. Поначалу в напряжении и сомнении, но жизнь доказала лучше любого адвоката: правильно сделала выбор! Как говорят, талант — его не скроешь…
— Нина Ивановна, я слышала, что Вы стали преподавать в родном училище. Что это Вам дало?
— Многое. Я учу ребят и учусь сама.
— Это как?
— Очень просто: учу их быть профессионалами, обожаю это слово! И сама стараюсь повышать свой творческий уровень.
— Но Вы уже доказали свой талант! Своими ролями и в театре и в кино много раз! — разгорячилась я.
— Спасибо за похвалу, хотя, честно говоря, я это не особенно люблю.
В этой связи мне припомнилось высказывание ее партнера по кинофильму «Афоня» Е.П.Леонова, к сожалению, ушедшего из жизни: «Мастерство в любом деле хорошо. Но опасно, когда, научившись всему, молодой актер впадает в гордыню, дескать, я мастер, мне все подвластно. Тут и первый шаг к профессиональной гибели…»
— Знаешь, профессионализм и талант неразрывно связаны, — убеждала меня Нина Ивановна. — Вы покажите мне талантливого человека и чтобы он не был профессионалом. Нету такого!
— А среди коллег есть у Вас кумиры?
— О, я обожаю и преклоняюсь перед Фаиной Раневской и Людмилой Целиковской! Они истинно талантливы и самобытны! Жаль только, что кинематограф мало их снимал.
— А чтобы Вы хотели сыграть сейчас?
— Теперь мало возможности нормально работать: то сценарий не устраивает, то денег нет на съемку. Но я не отчаиваюсь. Будет и на нашей улице праздник, вот увидите!
— А я и не сомневаюсь. Разрешите традиционный вопрос: Ваши увлечения?
— Чтение романов. Только вот урывками читаю, сейчас некогда. С дочкой, ей 21 год, строим дачу, насадили цветов. Я их обожаю!
— Поэтому, видимо, ОРТ и пригласило Вас выступить в рекламе «В мире цветов», да? — улыбнулась я.
— Ну, точно угадала! — лукаво прищурилась Нина Ивановна.
Я возвращалась домой, переполненная чувствами и эмоциями. Какая женщина! Какая умница! В ней столько таланта и сердечности, что с лихвой хватило бы на троих. Я очень благодарна судьбе за эту встречу.
___________________________
© Сегал Лариса Илларионовна