Восемь теплых осенних дней и восемь бессонных ночей Ростов жил международным театральным фестивалем «MiniFest 2000». Событие для города не новое, шестое по счету и уже ставшее традиционным. Постоянные выступления, мастер-классы, обмен впечатлениями, клубные вечеринки — все это пережили участники фестиваля из 7 стран: Австралии, Бразилии, Исландии, Испании, Узбекистана, Финляндии и России. Заморских гостей приютили ТЮЗ, театр им. Горького и ДК «Красный Аксай», на ночь же раскрывала свои трехзвездные двери гостиница «Интурист».

Из Австралии, красивейшего — судя по названию — города Адэлаида, приехала труппа из театра «Splash». Театр в традиционном понимании этого слова для них подходит мало, такого сочетания музыки, танца, песни и актерской игры на сцене ростовский зритель еще не видел. «Splash» в переводе с английского означает всплеск, брызги. Всплеска эмоций, радости, веселья нельзя было не заметить на лицах всех, кто попадал на вечеринку в стиле splash. С первых же минут Xайди, Уилл и Дэйв, которым не больше 20-22 лет, нарочито поднимают (обращаясь на понятном даже школьнику английском языке) зал на ноги, вместе поют, хлопают и танцуют. Каково же было мое удивление, когда полный зал драматического театра им. Горького буквально не мог усидеть на своих местах, а многие просто подтанцовывали в партере. Впечатление от простых, запоминающихся песен и танц-игры актеров и зрителей еще долго останется и у администрации драмтеатра.

Бразильский театр «Amalgama» & «Cia 2» в своем спектакле пытался объединить различные виды искусств. Кроме особой пластики и оригинальной визуальной концепции здесь и борьба за экологию — декорации и костюмы только из переработанных материалов. «Забавы птиц» — спектакль довольно авангардный: актеры — куклы-марионетки. Сначала из трех разноцветных сумок вылетают различные предметы, потом же они трансформируются в гигантские бессловесные фигуры птиц. Фантазия режиссера Энн Вестфаль поражает своей неординарностью — от сплетения снов и яви до поэтики и сюрреализма.

Итальянский «Teatro Del Sole» — один из ведущих театров для детей и молодежи не только в Италии, но и в Европе — показал спектакль «Баллада о дудочке», попытку по-новому взглянуть на легенду о нашествии крыс, крысолове, волшебной дудочке и исчезновении детей. Тема, к которой обращались еще братья Гримм и Гете, и Лейбниц. На родине итальянскому театру ставится в заслугу изобретение особого театрального языка, который позволил перейти границу между поколениями. В Ростове, ставшем театральной столицей на дни фестиваля, была достигнута и другая, даже более значительная, цель — изобретение интернационального театрального языка жестов, мимики, игры, танца, который был бы понятен любому и везде. Сюжет по-сказочному захватывает: изгнание котов, нашествие крыс, вмешательство дудочника, предательство и исчезновение детей… Само путешествие дудочника символично: режиссер показывает сложные взаимоотношения между взрослыми и детьми, которые выражаются в соприкосновении с честностью и обманом.

Исландский театр «Moguleikhusid» интересен и завораживает как все новое и не совсем понятное. Из декораций — только занавес, на сцене только двое: один читает текст из скандинавского эпоса «Старшая Эдда», перевоплощаясь из одного героя в другого, второй — виолончелист — необычной, подчас какофонической, игрой делает акценты на наиболее острых местах повествования. Столь неординарная игра исландского дуэта тоже стала открытием для ростовского зрителя.
Молодежный театр из Узбекистана представил спектакль «Холстомер» — ремейк знаменитого одноименного спектакля Товстоногова. Режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист республики Наби Абдурахманов, сказал, что в этой работе он больше всего хотел показать историю коней, которые так и не смогли достичь высокого духовного уровня и поэтому погубили Холстомера.

Питерский «Папиж-club» — очень необычный театрализованный концерт в стиле «фьюжн». Это — сплав пантомимы, буффонады, эксцентрики, авангарда и народной комедии. Клоун Папиж в исполнении Геннадия Ткаченко отличается изумительной пластикой, смешной и грациозной одновременно, блестящим вокальными данными, включая классические оперные вариации и звукоимитацию. Его выступления буквально перемежаются с другими, на первый взгляд, диаметрально противоположными по жанру, номерами. Елена Гагарина исполняет романсы, песни на французском, немецком, английском, итальянском и русском языках. Художественный руководитель «Папиж-club», режиссер Галина Губанова, известна своими постановками в театре «Черный квадрат» в Москве, своей работой с эскизами Казимира Малевича, Даниила Хармса и др.

Москва взяла количеством. Только один «Класс-центр» Сергея Казарновского насчитывал 42 человека (не считая технического персонала), которые присутствовали, наверное, на всех смежных концертах и поднимали публику «на ура». Класс-центр, он же центр музыкально-драматического искусства, он же просто школа, где, кроме основного образования, ученики получают обязательное музыкальное образование. Программа класс-центра «В джазе только де…» насыщена произведениями известных джазовых музыкантов — от Элингтона до Брубека. Ребята не только легко играют на нескольких инструментах, но и танцуют, показывают разные по-настоящему смешные номера.
Второй московский гость — Московский ТЮЗ. Со своим легендарный мюзиклом «Good-Bye, America» в постановке Генриетты Яновской является заслуженным ветераном. Вот уже 10 лет спектакль веселит публику, блестяще пародируя нашу, еще совсем недавнюю, советскую действительность.

Для тех, кто открыл для себя «Минифест» еще пять-десять лет назад, этот фестиваль показался малозначительным и действительно «мини». Небольшие молодые мобильные театральные группы из разных стран мира все больше становятся завсегдатаями международных фестивалей нежели огромные труппы с гигантскими декорациями и тоннами аппаратуры. Немаловажна и финансовая сторона этого вопроса: сейчас даже самые обеспеченные коллективы требуют частичного, а зачастую и полного покрытия расходов. Можно только посочувствовать принимающей стороне. И порадоваться за нее. Действительно, ростовский ТЮЗ справился со своей задачей: привез в Ростов яркий захватывающий и запоминающийся праздник, который еще не закончился. 12-13 октября в Музыкальном театре в рамках того же «Минифеста 2000» пройдут выступления знаменитого балета «Трише Браун» из США. Спешите.
__________________________
© Гарматин Алексей Алексеевич