Наверное, многие из нас вспомнят практически заученную наизусть фразу, неоднократно произносимую с особым пафосом не одним учителем: «Вы должны учиться для получения не оценок, а, прежде всего, знаний». И, придя в школу семилетними малышами, мы действительно стремимся, впитать в себя, как в губку, максимум всего нового, интересного, неведомого. Но постепенно к этому стремлению откуда-то исподволь присовокупляется желание увидеть на обложке своей тетради цветную звездочку, кружок, цветочек, символизирующие хорошо выполненное задание, похвалу, а, следовательно, успех (успех у одноклассников, учителей, родителей). Потом именно жажда успеха, действующего как наркотик, и становится мощнейшим стимулом к учебе, а высокие оценки — ничем не превзойденным средством самоутверждения. И вскоре ты перестаешь замечать, как в погоне за желанными пятерками уже не способен остановиться ни перед чем: ни перед списыванием контрольной у соседа под партой, ни перед выдиранием из задачника по физике страниц с вариантами ответов, ни перед изготовлением экзаменационных шпаргалок. А виной всему эти злосчастные пятерки, достающиеся подчас с таким трудом!

А кому не знакома следующая ситуация: проболев последнюю неделю декабря и пропустив итоговую контрольную, решающую судьбу твоей четвертной оценки в сторону четверки или пятерки, ты все-таки получаешь четыре и уже почти готова смириться, но узнаешь, что та же оценка ставится и твоей однокласснице, учившейся то на тройки, то на четверки попеременно, но каким-то чудом написавшей (а скорей списавшей) эту контрольную на «пять».

Чудовищная несправедливость, согласитесь! И ты со слезами на глазах и дрожью в голосе бежишь к преподавателю с единственным вопросом: «Неужели моя оценка и ее — равнозначна». Но в ответ Татьяна Васильевна лишь разводит руками и обреченно вздыхает: «Я здесь ни причем! Виновата несовершенная система школьных оценок». Иными словами, необходимо внесение существенных корректив в традиционную систему оценок в средней школе.

Насколько я понимаю, первостепенная задача школы — научить ребенка самостоятельно мыслить. Зачем же тогда нужны оценки? Вы скажете: «Как же, ведь оценки — это практически единственный стимул к учебе». Я не возражу вам в этом, но предложу создать более действенные стимулы (например, преподавание материала, тесно связанного с реальной жизнью, способствующего принятию правильных решений сложных жизненных ситуаций). К тому же получаемые учениками оценки являются не только символами успеха, побед, но и сигналом бедствия, неудачи. И вот уже у ребенка перед боязнью очередной двойки опускаются руки, и он начинает относиться к учебе как к совершенно бесполезному для него делу. И кто возьмется объяснить ему, что все обстоит, не так уж плохо, и что виной всему — школьная система оценок, совершенно не делающая скидку на то, что один и тот же материал не может с одинаковой легкостью быть усвоен всем классом. К тому же отрицательные оценки сразу как бы зачисляют школьника в категорию безнадежно отстающих, вряд ли даже впоследствии добьющихся успехов. А если дать ребенку еще один шанс и заново преподать ему неусвоенный курс, то может быть, он сможет наверстать упущенное, и в нем проснется вновь жажда к знаниям. А может, удовольствие от общения с более «сильными» одноклассниками станет для него стимулом к познанию? Так или иначе, но главное — не допустить того, чтобы ученик разуверился в собственных силах, признал свое поражение в борьбе за обретение знаний, проникся ощущением безнадежности.

А ведь опыт создания подобных школ без оценок существует уже давно в европейских странах. И первой школой без стрессов была создана в 1919 немецким владельцем фабрики Эмилем Мольтом в содружестве с педагогом Рудольфом Штайнером. Она была предназначена для детей рабочих фабрики и должна была создать наиболее благоприятную атмосферу для развития личности школьника. Сейчас в мире насчитывается более 400 школ, работающих по данной модели. Их называют «Вальдорфскими школами». Дети обучаются в этих школах 12 лет. На протяжение трех или четырех недель у них ежедневно в течение двух часов преподается один и тот же предмет. После этого учащиеся переходят на традиционный режим обучения. Считается, что таким образом школьники могут лучше сконцентрироваться на каждом конкретном предмете. Здесь нет оценок и нет второгодников. В конце 12 класса учащиеся могут сдать экзамен на аттестат зрелости и продолжить свое обучение в вузах. И если у нас в России уже собираются учиться 12 лет, то почему бы это не делать по модели «Вальдорфских школ»!
___________________
© Лужняк Наталья