Пианистке Анне Винницкой посчастливилось в самом начале своего музыкального образования встретиться со своим нынешним преподавателем Сергеем Ивановичем Осипенко. Профессору Ростовской консерватории С.И.Осипенко посчастливилось лет восемь тому назад обнаружить в Новороссийске талантливую девочку Аню Винницкую.
Недавний результат этого счастливого совпадения — третья премия, полученная Аней на Международном конкурсе пианистов имени Рины Сала Галло, проходившем в итальянском городе Манце в конце сентября — в начале октября. Среди 45 участников конкурса семнадцатилетняя первокурсница Ростовской консерватории была самой юной.
— Сергей Иванович — удивительный педагог, другого такого нет,- говорит Анна Винницкая.
— Аня — человек редкостный, не только по своей музыкальной одаренности, но и по целеустремленности и честности,- считает Сергей Иванович.
Счастливое совпадение? Но среди учеников С.И.Осипенко — Соня Бугаян (первая премия международного конкурса в Волгограде), Саша Яковлев (вторая премия конкурса Владимира Горовица в Киеве и вторая — московских «Юношеских ассамблей»), Алеша Хевелев (вторая премия конкурса в Израиле)… Не слишком ли много случайностей? Похоже, что такие совпадения — участь одаренных людей.
Была ли Аня в свои восемь-девять лет вундеркиндом?
— Нет,- смущается Аня,- никогда себя вундеркиндом не чувствовала.
— Думаю, была,- говорит С.И.Осипенко.- Но, слава Богу, сама она этого не осознавала. Наверное, все дело в семейном воспитании. Человека научили работать как следует, не особенно задумываясь о своей исключительности.
О семье здесь нужно сказать особо. Мало того, что Анины родители — профессиональные пианисты, что они были и остаются ее постоянными учителями, экзаменаторами и помощниками, что мама Марина в течение многих лет сидела на всех дочкиных фортепианных уроках. Но, к тому же, дедушка Ани по отцовской линии был довольно известным дирижером, а родной дядя, Александр Винницкий — знаменитый скрипач, профессор Московской и Хельсинской консерваторий.
Неудивительно поэтому, что, когда в 96-м году Сергей Иванович пригласил Аню в свой класс лицея при Ростовской консерватории, мама с папой просто снялись с места и переехали с дочерью и сыном из Новороссийска в Ростов. (Старший брат Ани сейчас учится в Московской консерватории по классу ударных инструментов).
В том же 96-м году Анна Винницкая получила первую премию на московском международном фестивале «Юношеские ассамблеи». А дальше — гастроли в Финляндии, Норвегии, Шотландии, диплом и специальная премия конкурса в Италии. И, наконец, теперешний конкурс, тоже итальянский. Вот такой актив к семнадцати годам.
— Сколько занимаюсь? — переспрашивает Аня.- Все свободное время. Когда шесть часов, когда больше. Ну, иногда, конечно, бывает и меньше.
— Она работает так не потому, что ее кто-то заставляет,- говорит С.И.Осипенко.- И даже не из чувства долга. Она просто иначе не может. Это уже как наркотик: невозможно прекратить.
Анин концертный репертуар своей обширностью, разнообразием и сложностью сделал бы честь даже опытному исполнителю. Только к конкурсу в Италии она подготовила огромную программу: пять туров, в каждом свои требования. Сонаты Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Прокофьева, этюды Шопена и Рахманинова, «Карнавал» и концерт для фортепиано с оркестром Шумана, «Отражения в воде» Дебюсси, «Ундина» Равеля…
— Ей было всего лет десять, когда она сыграла все «Времена года» Чайковского,- вспоминает Сергей Иванович.
А между тем популярный фортепианный цикл заключает в себе сложности, которые по плечу не каждому студенту консерватории.
Теперь Аня сама консерваторка, и, естественно, мечтает о карьере концертирующего пианиста. Об этом же наверняка мечтает и большинство ее однокурсников. Но их мечтам, скорее всего, суждено остаться мечтами. Для Ани же это вполне естественный вариант ее будущего. Другой вопрос, насколько он осуществим в пределах России и, тем более, провинциального Ростова.
— Прежнее перепроизводство музыкантов, когда на курсе было 35-40 пианистов, привело к безработице, а многих — к разочарованию в музыке вообще,- считает С.И.Осипенко.- А просто любителей много лет подряд отвращала от классической музыки авторитарная и жесткая система начального музыкального образования. Ведь даже из детей с очень посредственными данными в музыкальной школе насильно делали профессионалов. Результат — полупустые концертные залы. Вместо того, чтобы воспитывать грамотных потребителей, пытались в массовом порядке фабриковать творцов. А творчество — товар штучный. Вот и пожинаем теперь плоды.
Сейчас прием в консерваторию резко сокращен. И это правильно. Конечно, и пение в школе тоже должны преподавать образованные специалисты. Но это должно быть образование совсем другого рода. А когда человек готовится к артистической карьере, блестяще выступает на государственном экзамене, а потом попадает в школу (даже музыкальную), где все его таланты абсолютно невостребованы, ничего хорошего из этого не выходит. Семнадцать-восемнадцать лет напряженной работы оказываются напрасными. Остается надеяться, что ситуация выправится: признаки ее улучшения уже заметны.
* * *
С открытием лицея при консерватории, похоже, наметились пути решения проблемы. Консерваторские преподаватели готовят здесь профессионалов — своих же будущих студентов. А те, кто хочет научиться музицировать «для себя», идут в музыкальную школу. Благо, из-за колоссального недобора школе ничего не остается, как идти навстречу желаниям детей и их родителей. Эстрада так эстрада, джаз так джаз. Нет худа без добра. Педагог, умеющий только нудно долбить на мотив этюда Черни: «выше кисть — круглее пальцы — для кого диез написан», быстро потеряет нагрузку.
А по-настоящему одаренные педагоги будут вознаграждены счастливыми совпадениями. Помните, как говорил Малыш из сказки о Карлсоне своей маме: «как хорошо, что мы с тобой встретились»?
_____________________
© Колобова Анна