Е.И. Рерих в своём замечательном напутствии-завещании ученикам назвала ключами к Вратам счастья Любовь, Красоту и Знание. Вечные понятия, двигающие Мир к Свету, Божественные Основы — залог жизни и эволюции, прогресса и творчества в противовес хаосу и упадку, мраку и беззаконию… Посмотрим на них внимательней — эти многогранные животворящие источники неиссякаемы и капли их воды всегда будут искриться мириадами оттенков радуги, переливаясь, как самоцветы, под лучами искреннего устремления и беззаветной преданности своему Пути.

Любовь — женское начало — присуща Земле, мудрость — мужское — Небу, красота, — порождающее их и порождаемое ими, их связывает. Эти ключи можно уподобить дому связи с Божественным, фундаментом у которого — Любовь, доброта, стены — Красота, гармония, лад, порядок, а крышей, ведущей к Небу — Знание. Т.е. прежде — этика, потом — эстетика и, наконец, — рациональная истина. Эта троичность, как и триединство Мирового Древа (корень, ствол и ветви или цветы, завязь и плоды) — развивается бесконечно, в каждом из проявлений присутствуют все аспекты, от этического и религиозного до астрономического, математического, физического и физиологического. Ведь достаточно Искре духа проснуться в человеке, и постепенно от него начинает исходить внутренний Свет, огонь — тот, который не обжигает, а согревает, исцеляет и ободряет. Путь этого пламени непрерывен и, появившись, оно уже не исчезает. Все творения человеческой культуры происходят из области Духа, вечного достояния Божественного, неразрывно связаны с Высшим. Как же Небесные сферы проявляются через эти три ключа, открывая перед ищущим необозримые горизонты счастья?

Любовь

…Как на свете без любви прожить? Верно, это невозможно. Что может быть величественней и проще любви? Это так же просто и понятно, так необходимо, как луч солнца, улыбка ребёнка, радость матери, аромат цветов или свежеиспеченного хлеба, звёздное небо над головой, спокойное журчание ручья. Любовь — это главное качество, свойственное всему Сущему, всем граням Бытия, но только человек на Земле осознаёт её. Все остальные создания чувствуют её и стремятся к ней бессознательно, поэтому люди в великой ответственности перед планетой именно в осознанном и постоянном проявлении любви ко всему Миру и к каждому его элементу отдельно.

Любовь — это самое простое выражение блага, первоначало Высших миров, Божественной Иерархии Света, бесконечно творящей, начиная от Абсолюта, вечно Непознаваемого и заканчивая богоподобными Учителями нашей планеты. Любовь — это постоянное отдавание себя, жертвование во имя другого, желание ему добра. Божественное, создавая галактики и людей, действует по Закону Любви (одновременно с Законом Кармы), это понятие пронизывает всё во Вселенной — вездесуще, всемогуще и невидимо, — как и сказано во всех религиях и истинных учениях.

Именно любви сейчас, в конце Чёрного Века, больше всего не хватает на Земле. Ненависть, злоба, жадность, бессердечие, жестокость и насилие — всё это последствия абсолютизации, вхождения в норму невежества с очень древних времен. Отсутствие любви, приводящее к недостатку настоящего Знания, порождает самость, отход от Божественного. А там, где эгоизм, — любовь умирает, вырождаясь в уродливое чувство собственности. Будучи охваченными, одержимыми прежде всего незнанием, этим преступным «самодовольным невежеством», многие люди забывают о любви, пользуясь суррогатами для удовлетворения своей жажды удовольствий — животной природы.

Любовь гармонична, изумительно целостна в своей сути. От её проявления на душевном уровне Зло исчезает, будучи в принципе бессильным её побороть. Т.к. любовь со знаком плюс и предполагает стройность и порядок, то злоба и хаос просто физически исчезают там, где она появляется: у любви вибрации гораздо более высокого порядка, чем у несовершенства. Сейчас уже, в эпоху наивысшего развития интеллекта, несложно объяснить любовь физически, рационально, — но лишь как общее понятие. Божественная же любовь как иррациональное качество не поддаётся низшему умственному трактованию. Это — перенесение своего внимания на другое существо бескорыстная отдача своей энергии ему: отдача ведёт к общему повышению энергетики, энергизации пространства; отсутствие проявления любви (прежде всего эгоизм — антипод стремления к Общему Благу) выражается в энергетической блокировке человека, он перестаёт участвовать в энергообмене Вселенной. Потому дарящие любовь её и получают неизменно и всемерно, — но лишь, если любят бескорыстно: любовь, самоотдача и собственничество, расчёт несовместимы.

Искреннее чувство любви, проявленное на тонком уровне, всегда творит благо, оно победоносно. Мы все — искры Божественного, душевно едины, — потому человеку недопустимо обижаться, озлобляться или ненавидеть: принцип бумеранга кармы незамедлительно вернёт ему то же самое усиленным, при этом нарушится гармония пространства. Конечно, на физическом и духовном уровне на зло всегда надо отвечать справедливостью: иначе — как верно заметил мудрый Восток — нечем и некому будет отвечать на добро.

Наверное, естественно, что чувствовать любовь и любить может лишь человек, ощущающий Прекрасное, гармонию. Созерцание, а тем более создание Красоты способствует более естественному проявлению любви. Если человек понимает, что всё Едино, в основе своей гармонично устроено и стремится к совершенству — как же ему не любить этот мир? Основы любви заложены в человеке самой природой — при этом основополагающими, определяющими будут терпение, прощение и мудрость как вечные спутники любви. Человек может не выражать этого словами, но интуитивно каждый стремится к любви, — терпение помогает ему понять других людей, прекрасных в своём многообразии, внимательно и бережно относиться к окружающему миру, прощать ему текущее несовершенство — ведь всё со временем становится совершенным! — мудро развивать своё благословенное утверждение любви, терпеливо наполнять ею мир…

Любовь приводит, прежде всего, к приумножению самой себя, — значит, обязательно творчество как форма отдачи себя людям. Цель творчества — гармонизация пространства, упорядочение хаоса, утверждение бесконечной жизни и преемственности поколений. Конечно, любимые дети в гармоничной семье — одно из самых прекрасных проявлений любви. Любовь переносима и множима бесконечно, так же, как и дух. Любовь неисчерпаема, она не может достичь насыщения, т.е. она безгранична и беспредельна в своих возможностях, т.к. несовершенства в мире пока гораздо больше, чем лада. Любовь — это мощнейшее средство гармоничного преобразования действительности. Выше всего любовь к Божественному — творящей Иерархии, далее по силе и важности идёт материнская любовь, а затем уже все остальные проявления этого великого чувства.

Всё в мире устроено мудро и случается для поступательного, эволюционного развития человека, потому мы можем естественно ощущать светлую Всемирную Любовь, исходящую, прежде всего — самое понятное любому человеку, — от природы, нашей матери. Дети очень тонко чувствуют эту Всеначальную любовь. Людям крайне важно не терять с ней связи — для поддержания своей, внутренней и общемировой, внешней, гармонии — и всячески приумножать этот чудесный космический порядок, «созвучье полное в природе».

Человек должен научиться любить Божественное, Высшее начало в мире и одновременно с этим — себя как частицу этого Абсолюта и всех существ вокруг как таких же равноправных детей Божьих. Решительно все мировые проблемы и болезни людей — именно из-за недостатка любви и от её извращения. Это ведёт к неверному отношению к действительности, а значит, к духовному кризису. Любовь — главная движущая сила.
Эволюционная задача людей — развивать, растить в себе и вокруг любовь, творчество, детей, одухотворяя Землю и все свои высокие творения, утончая свою низшую природу, стремясь услышать и понять голос высшего «я». Любовь — это самый незаменимый фундамент, основной конструктивный инструмент в мире. Благожелательность как частное её проявление неизбежно станет аксиомой, неоспоримым фактом в отношениях людей Будущего мира — таково веление Космических Сил и синтетической эволюции нашей цивилизации, — но добродетель именно искренняя, от всего сердца. Игра с любовью, так же, как и главная проблема современности здесь — унижение женского начала, вопрос взаимоотношения полов — приводит к безнравственности, той бездне грехопадения, которая в своё время погубила процветавшую Атлантиду и которая буквально подвела мир к последней черте…. Рецепт избавления от порока всё тот же: возвращение к Божественному, осознание прекрасно многогранной эволюционной роли человека — и любовь сможет преобразить лик Земли и лица людей, их души, мысли и поступки, наполнив великой благодатью и Космос…

Красота

Красота окружает нас во всём — в виде гармоничного, приятного для глаз и души. Красота — это мера Божественного на Земле (а, значит, и мера Любви). Гармония, совершенство формы и содержания выражены повсюду во Вселенной — начиная от пропорций золотого сечения в природе Земли до масштабов крупноячеистой, сотовой структуры Метагалактики.

Само слово «красота», происходящее от «кресать» — высекать огонь (ср. кресало), родственно лат. creo — создаю, творю, делаю из чего-либо. Т.е., красота, по сути, так же, как и любовь — непременное качество созидающей природы и сознательного, конструктивного культурного мира людей. Степень понимания, ощущения Прекрасного говорит о степени нашей культурности, утонченности восприятия, отличающей интеллигентного человека от обывателя.

На примере древних египетской, индийской и греческой цивилизаций хорошо видно, что степень вмещения людьми красоты напрямую зависит от уровня развития искусства — главнейшей составляющей Культуры и её ярчайшего проявления. Увы, сейчас в нашем противоречивом мире часто уродство и пошлость выдается за красоту, а прекрасное — за что-то банальное и неприличное. Иными словами, налицо дефицит главного — культуры души, происходящий, конечно, от упадка духовности. Впрочем, усилия таких защитников культуры, её пламенных деятелей и меценатов, как Н.К. Рерих, А. Швейцер, К.М. Тенишева, В.М. Третьяков, в конце XIX — начале XX веков. помогли существенно поправить положение — и сейчас у наших современников всегда есть выбор: или гармоничные, радующие душу произведения искусства или безобразные, страшные или унылые исторжения больных духом людей. Казалось бы, Красота должна естественно войти хотя бы на порог сердец всех людей после Пакта Рериха, резолюции Гаагской конференции, но… Разрушенные натовскими и экстремистскими варварами монастыри и церкви Югославии, уничтоженные религиозными фанатиками сокровища афганского Бамиана продолжают взывать к душам людей. Мракобесие и одержание в мире усиливаются — и только более широкое и глубокое распространение Прекрасного поможет одолеть мрак бездуховности — эту печать невежества.

Неприятие красоты говорит о дефиците любви в мире, т.к. любящий и любимый человек естественно ощущает и выделяет Гармонию в природе и людях. Любовь создает красоту, будучи почти синонимом Божественного; хаос не обладает красотой, и только творящее, огненное начало упорядочивает материю, создавая шедевры. Красота, прежде всего, — соизмеримость, созвучье форм; давно найдено определённое сочетание геометрических размеров — в т.ч., золотого сечения, — воспринимающееся как красивое (о закономерности красоты замечательно рассказано в романе И.А. Ефремова «Лезвие бритвы»). Из современных учёных, кроме физико-математика В.Д. Плыкина с его идеей шестигранного строения Вселенной, можно выделить патриарха космонавтики Б.В. Раушенбаха — автора блестящих книг на тему единства красоты в искусстве и науке.

Всё в природе устроено гармонично, разлад вносит лишь человек, обладающий свободой выбора. Делает это он, опять же, из-за своего невежества, — потому сознание красоты и красоты знания должны неразделимо утверждаться в мире. Ведь этика и эстетика — одни из важнейших принципов Божественного устройства. «Как прекрасен этот мир — посмотри!» — призывает песня, вторя А.П. Чехову с его вечным по силе и смыслу «в человеке всё должно быть прекрасно…» Конечно, не устанем повторять бессмертные слова певца и защитника Прекрасного Н.К. Рериха: «…когда утверждаем: Любовь, Красота, Действие — мы знаем, что произносим формулу международного языка… Под знаком красоты мы идём радостно. Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся. И теперь произнесём эти слова не на снежных вершинах, не в суете города. И чуя путь жизни, мы с улыбкой встречаем грядущее»
Если в нашем здании связи с Божественным любовь — основное вездесущее чувство, примат, т.е., понятие и явление, проявляющееся более эмоционально, астрально, чем физически, то красота принадлежит именно проявленному, оформленному миру, будучи тем нечто, которое мы можем гораздо больше описать словами или, по крайней мере, явно ощутить. Она как бы связывает Любовь и Знание, Мудрость — основные женское и мужское качества, т.е., можно сказать, что именно гармония связывает любящие начала, Красота объединяет сердца, одухотворяя знания и делая мудрой любовь. Получается, что Прекрасное — одна из отличительных характеристик чувствознания, синтеза сердца и ума: ведь говорят, что судьбоносные решения, прежде всего, красивы внутренне; все гениальное просто, — а значит красиво! Итак, Гармония — тот самый язык Высших Сфер, понятный для всех; неслучайно истинное искусство всегда близко душе любого человека. Именно прекрасные творения мастеров (музыка, картины, стихи, проза) часто лечат лучше любых лекарств, — прежде всего, конечно, душу. (Всё же красота пока, в наше время, наиболее связана именно с любовью, т.к. оба этих начала — огненны, творящи; и только тогда, когда знание освящено любовью, оно красиво — тогда Мост к Божественному как никогда прочен и кристально чист!)

Красота сопровождает человека с древнейших времен (причем наши предки были более естественны и просты в выражении прекрасного, обогащая им всю свою жизнь). Именно ощущение внутренней гармонии и целостности, пантеизма и одухотворенности всех Божьих тварей способствует возникновению религиозности — связи с Богом. Красота глубоко рациональна, стройна и одновременно божественно — непредсказуема, безгранично разнообразна. Она подобна аленькому цветочку, который расцветает, когда человек открывает очи на Божественный, Прекрасный свет, который ему предстоит бесконечно любовно возделывать, окультуривать, бережно храня и приумножая данный свыше Разум. Пусть же сияет вечная Красота, наполняя души вселенской любовью и Божественной мудростью!

Знание

Теперь мы подошли к самому загадочному и притягивающему многих понятию — Знанию, которое и венчает наш Дом на пути от земного к Божественному. Это крыша — с лестницей на Небеса. Знание во все века было самым лакомым куском для правителей всех мастей. Те, кто не отличались особой мудростью, хотели умножить своё богатство и власть, но в итоге всегда теряли всё и приходили к саморазрушению. Те же, кто были достаточно умны, ставили знание на службу всеобщему благу, для расцвета науки и культуры — и тем самым обессмертили свои имена. Эта загадочная сила столь же разрушительна, сколь и творяща, характер её действия зависит лишь от степени нравственной чистоты владеющего ею. По нашему определению видно, что истинно знающим может стать лишь человек, по-настоящему любящий всё живое и чувствующий Великую гармонию Вселенной в каждой её частице. Знание налагает на ученика огромную ответственность и только люди, подошедшие к сокровенным тайнам Бытия, естественно, путём неустанной работы над своим сознанием, могут пользоваться этими секретами во благо Миру, а не как оружием. Впрочем, это было всего лишь небольшое введение. Рассмотрим, кто же такой знающий человек? Что ему даёт знание и что он отдает, овладевая им?

Знание — это Свет на Пути. Знание помогает жить и расти, поэтому во все времена нашего Чёрного Века оно всячески запрещалось, преследовалось, уничтожалось, извращалось и выхолащивалось любой властью — тиранами, аристократами, теократами, олигархами, бюрократами, партократами и т.д., — ибо невеждами легко управлять, а знающие имеют склонность к неповиновению тирании и диктатуре Знание освобождает человека, делает его независимым от внешних обстоятельств и условностей жизни: он из любой сложной ситуации может найти наилучший и единственно верный выход, как для него, так и для зависящих от него существ. Незнание — единственная причина всех несчастий, земного зла и несовершенства; знание во благо приобретается лишь при развитии нравственности человека, иначе неизбежны «злые гении». Если бы сокровенные тайны бытия не охранялись с незапамятных времён, мир давно уже мог бы быть уничтожен и, наверное, не один раз (по аналогии с созданным ядерным арсеналом цивилизации, который может много раз обратить её в прах). Единственный путь к овладению знаниями — через спокойное, благожелательное и непредвзятое познание мира и себя в нем. Медленней всего растёт сознание. Всё случается с человеком только для его блага: жизнь учит его, напоминая о его эволюционной задаче (Боги ведь на Земле ходят в школу). Незнающий человек, пребывающий в иллюзии относительно устройства мира, часто не хочет стать знающим, но, узнав хоть толику правды, увидев всю красоту и необъятность Истины, он уже никогда не захочет вернуться в невежество.

Знающий человек знает, чувствует и уважает внутреннюю Гармонию мира, его Законы. Знание он воспринимает естественно, без корысти и злонамерения, т.к. знает, что, кроме возврата многократно умноженного зла самому себе и своим потомкам, он недостойным использованием тайных и могущественных сил может нанести огромный, подчас непоправимый вред окружающему.

Знающий всегда ведёт себя достойно, уравновешенно и мудро, понимая, что лишь равновесие сознания позволяет принимать правильные решения (тем более в критических ситуациях).

Знающий не боится смерти, т.к. знает о непреложном Законе Перевоплощений и бессмертии 3-х высших принципов человека. Знающий стремится к самосовершенствованию — всеми видами облагораживаемого им труда, т.к. путь действия — единственно эффективный для достижения высот Духа. Духовные качества могут развиваться нормально лишь в непреложном труде, способствующем накоплению человеком того бесценного опыта, который уже не позволит ему дрогнуть в последующих испытаниях.

Знающий мужественно и с улыбкой встречает любые преграды на Пути, т.к. они при верном к ним отношении могут лишь закалить волю человека и научить его их преодолению. Он знает также, что все возникающие у него проблемы имеют корни в его несовершенстве, и потому настойчиво работает над устранением своих недостатков.

Знающий всем своим сердцем реагирует на любую несправедливость в мире (сердце его открыто людям), оставаясь при этом спокойным духом. Он всеми силами старается деятельно помочь окружающим в их бедах, в каждом случае находит мудрый подход, но знает и о непреложности Закона Кармы: советчик может лишь подсказать человеку выход, а принять решение, как именно поступить — изживая свои грехи — должен лишь сам нуждающийся.

Знающий всегда открыт для новых знаний, для Будущего. Помня, что ограниченность сознания подобна двумерному миру, Знающий ведает о Высших мирах и находится в неразрывной связи с ними, постоянно укрепляя связующую серебряную нить; стремится найти Учителя и быть в постоянном контакте с ним.

Знающий знает о Единстве всех религий («нет религии выше истины»), может говорить доступным языком с представителями любого Учения и решительно пресекает вокруг себя всеми разумными и доступными для него способами религиозную вражду, мракобесие, невежество, ведущие к несчастьям. Он помнит о соизмеримости и целесообразности, потому часто его действия могут быть непонятны окружающим сразу, но потом они проясняются.

Знающий со всей строгостью относится к себе, с другими он вежлив, корректен и уважителен, помня о Божьих заповедях (любить — значит прощать…). Знающий знает цену словам, следит за чистотой своих мыслей (слова — серебро, молчание — золото) и более всего ценит конкретные действия — даже выше времени, на них затраченного.

Знающий ведает о Законе Магнита и о том, что он сам ткёт свою судьбу, притягивая нужных ему людей. Он чуток к знакам Космоса и решительно отражает нападки Тёмных сил, будучи под защитой Иерархии Света.

Знающий насыщает пространство добрыми мыслями, имеет верных и надежных друзей-единомышленников. Он не завлекает к Учению, но с готовностью рад общаться с интересующимися по уровню их сознания. Знающий неутомимо защищает Культуру и её достижения всеми действенными и достойными методами. Он неизменно заботится о просвещении людей — ненавязчиво, вдумчиво и мудро («каждый выберет истину по своему сознанию»).

Знающий стремится найти такую сферу (сферы) деятельности, где бы он мог максимально реализовать свои способности, знает свою кармическую задачу, а в сложных ситуациях советуется с опытными, достойными и уважаемыми людьми: все вокруг помощники друг другу.

Вот такой небольшой свод представляющихся нам важными моментов. Не случайно в этом году День Культуры совпал с Праздником Воскресения. Только культура — почитание света, неуклонное повышение своей духовности и нравственности — может привести к воскресению человека, воскрешению внутреннего Христа в каждом ищущем духе. Знание даёт человеку овладение могущественными силами, — но лишь тогда, когда он очистил своё сознание от всего недостойного звания Человека — сотрудника созидающих сил Космоса — от низких мыслей и желаний («желание — от дьявола, воля — от Бога»). Если приземлённый человек обычно гонится за чудесами, то адепт, получая сокровенные тайны в той или иной форме, уже не привязан к ним и не может нарушить их неразглашения, мудрых законов бытия…

На границе XIX-XX веков пришла пора синтеза знаний разных областей — науки, религии и искусства, потому только конструктивный подход к Будущему этой синтетической области, явленный ярко и наиболее естественно в «Тайной Доктрине», Живой Этике и Учении Храма, вполне возможен без ущерба для человечества. Людям передано уже много знаний об устройстве Космоса — важно уметь и осознать, и практически применить. Как нам кажется, в ближайшие годы всё больше людей будет разделяться тех, кто желает жить по законам эволюции, слышать голос Высшей природы, поступательно развиваться и на тех, кто в принципе не желает этого, не желает даже понять… Очевидно, последним придется уйти — как бы это горько ни звучало, — т.к. наша многострадальная планета и Высшие Миры предостаточно вынесли того многовекового мусора, который грешащее человечество наплодило в упорном реакционном невежестве.

Примечательно в плане свободы богоискательства появление многочисленных сект, в т.ч. и христианских. Если обычные православные мракобесы (А.В. Кураев, А. Дворкин и др.), а также всякого рода шишкины и сенкевичи (Бог им судья!) просто кардинально «неравнодушны» к теософии и Живой Этике, наследию Е.П.Б, семьи Рерихов и их ближайших учеников, но хотя бы не отвергают других религий, не называя их неистинными (Кураев, например, как персонифицированный «борец за чистоту Церкви»), то гораздо печальней поведение некоторых свидетелей Иеговы или адвентистов 7-го дня, уверенных в своей «избранности» и заявляющих о своем «единственно верном пути». Очевидно, одержимость — не только дьяволом, явной чернухой, т.е. грехами своей низшей природы, но и лжеучениями — у людей в ближайшее время будет расти. Впрочем, у них всегда будет возможность вырваться из плена иллюзий… Радует в этой связи мудрое отношение к Агни Йоге и другим этапным источникам знания, любви и красоты все большего числа православных (А. Меня, А. Владимирова, например), что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Что касается русской официальной Церкви, то она всегда была — по смерти Сергия Радонежского особенно — изрядным идеологическим омутом, бюрократическим духовным институтом, реакционным тираном, стремящимся к наживе и очень инертным в вопросах изменения церковных догм. Ведь куда проще жить под властью того эгрегора, мощной энергетической сущности Православной Церкви — основные камни в потенциал которой внесли именно сторонники живой, а не мертвой буквы Учения Христа, русские отцы Церкви, старцы и странники — и обличать несогласных с мёртвыми догматами направо и налево, чем поразмыслить и признать несостоятельность многих положений официальной доктрины христианства, отбросившей из идей Христа всё, что мешало власти над невежественными народными массами, извратившей максимально оставшееся — из того, что ещё можно было перекрутить. «Каждый выбирает для себя…»

Развитие же науки показывает всё более ясное понимание учёными реалий эволюции и положения человечества, разрушение старых, не оправдавших себя практикой авторитетов и догм, постепенное построение гармоничной и полной, целостной научной картины мира. Как ни странно, учёным (взять хотя бы А.Е. Акимова, Г.Я. Шипова, В.Д. Плыкина и др.) оказалось проще найти общий язык с новыми идеями, чем церковникам (не раскрытые до сих пор причины насильственной смерти о. Александра Меня, с пониманием относившегося к другим религиям и многим положениям Живой Этики, наводит на серьёзные размышления).

Но — будем оптимистами и практическими идеалистами — по примеру многих Героев и подвижников Духа — и дай Бог воинству Света — сил, а нам — терпения в утверждении Нового Мира! Мир интегрируется во всех своих проявлениях — и да помогут ему в этом наставительно вечные основы — Любовь, Красота и Знание, введя к благодати, свету Истины!

Христос воскрес!

_________________________
© Состин Тимур Александрович