Основу предлагаемого алгоритма высказал в свое время Ломоносов как «закон всеобщего сохранения веществ»: «Сколько в одном месте убудет, столько в другом месте прибудет». В переводе на современный язык — это закон симметрии приращений относительно среды. В предлагаемой версии среда может быть положительной, нулевой или отрицательной (вариантной), симметричные приращения могут достигать или не достигать противоположного значения массы-энергии исследуемой субстанции. В случае достижения появ-ляются качественные различия, обеспечивающие устойчивость системы.

При изменениях среды устойчивой системы (при изменениях оси симметрии) появляются напряжения деформации, сохраняющие симметрию. Симметрия противофаз устойчивой системы, сохраняемая без напряжений, определяется как гармоничная; сим-метрия, сохраняемая посредством напряжений или действий, — как дисгармоничная. Все формы напряжений (электромагнитных, нервных, механических) и их реализация в действия определяются как способы сохранения симметрии приращений при изменениях среды [1-4].
Онтологическую связь всех уровней самоорганизации хорошо понимали основатели кибернетики (Винер, Эшби, Паск и др.), поэтому не признавали границ специализаций в науке и искали алгоритм самоорганизации, общий для физических, биологиче-ских и социальных систем. Похоже, что искомый алгоритм был найден автором данного сообщения еще в 60-е годы. Тогда это были критерии гармонии, а статус закона сохранения симметрии приращений критерии получили в процессе длительной и кропотливой верификации. Результаты верификации на физическом, экологическом и социально-экономическом уровнях самоорганизации публиковались в России и за рубежом, начиная с 1988 года [1-4].

Гносеологическая основа методологии показана в [4], где образно-эстетическая (правополушарная, «художественная») и интеллектуально-логическая (левополушарная, «научная») информации составляют симметрию в мышлении. В момент получения только образной или только интеллектуальной информации симметрия сохраняется нервным напряжением — образ требует немедленное кодирование, а код требует немедленное образное обеспечение (интенция!) [4]. Поэтому цепочка «образ-код» замыкается при первой подвернувшейся информации. Люди умирали под пытками, но отказывались заменять «образ» или «код», защищали свои версии «сильными аргументами» — кострами, мечами, концлагерями, бомбами. И сегодня ядерные заряды нацелены друг против друга всего лишь на основании случайно разных кодов одного и того же мироздания.
Разные коды одного и того же образа разъединяют людей, а одинаковые — объединяют. Одинаковыми во все времена и в любой точке Вселенной могут быть только законы природы. У природы было множество проб и ошибок, и чтобы не стать очередной ошибкой, чтобы выжить, необходимо познать и принять законы природы на уровне культуры. Эта задача для науки, образования и, особенно, для средств массовой информации, но не социальных законов, поскольку они не содержит образ, это всего лишь коды. А культура (правила игры, принципы отношений, ценностная ориентация) устанав-ливается на подсознательном уровне, где образ замыкается кодом, а код — образом [4].

Господствующая научная парадигма накопила противоречия с опытом до разрушительного значения. В 40-е и 50-е годы оппоненты уничтожались или изолировались (в лучшем случае в «шарашках»). Сегодня парадигма защищается циркуляром — «не рассматривать». Но наука для того и существует, чтобы добывать новое знание.
Закодируем объект моделирования социально-экономических отношений (человека, семью, фирму, этнос, человечество в целом) как структурную единицу, образованную противофазами уровня энергии «производства» и «потребления», симметричными относительно прилегающего уровня экологического и технологического «производства» в среде. Под напряжениями деформации будем иметь ввиду нервные напряжения и (или) их реализацию в эквивалентные действия. На этих условиях конструктивную основу ал-горитма сохранения симметрии приращений можно выразить в виде формулы:

{[N1S1+(-N)2S2] D1}структурной единицы = {(N3S3) D2}среды (1)

где, для случая социально-экономических отношений, N1 — уровень «производства» в пространстве S1; (-N)2 — уровень «потребления» в пространстве S2 (величина отрицательной фазы показывает величину «производства», необходимого для компенсации затрат среды); N3 — значение уровня экологического или (и) технологического «производства» в прилегающем пространстве S3 (среда — ось симметрии структурной единицы); D1 и D2 — равные по модулю коэффициенты упругой деформации структурной единицы и среды, сохраняющие симметрию противофаз при повышениях или понижениях среды (при изменениях оси симметрии). Деформации выражены нервными напряжениями или их реализацией в эквивалентные действия — расширения, сжатия, распад. В случае гармоничной симметрии коэффициенты равны единице; в случае дисгармоничной — больше или меньше единицы. При всех деформациях структурной единицы и среды возникают силы упругости, направленные к восстановлению гармоничных значений симметрии.

Пространственный параметр системы «структурная единица — среда» выражен рас-ширением или сжатием «ареала» в порядке сохранения симметрии приращений уплотнением или разрежением противофаз и среды. В случае понижения уровня «производства» в среде (понижения оси симметрии), уровень «потребления» понижается за счет напряжения сжатия, а уровень «производства» симметрично повышается за счет напряжения расширения. Напряжения наводятся в среду и деформируют ее с обратным знаком, повышая или понижая уровень «производства» в общей среде и у соседа. Заметим, энергия процессов самоорганизации появляется в любых системах в порядке сохранения симметрии приращений в изменяющейся среде преобразованием потенциальной и кинетической энергии [1-4]. Мы нашли источник энергии самоорганизации!
Закон сохранения симметрии приращений позволяет отчетливо различать явление и сущность, субстанцию и ее свойства, деформации и силы упругости. Закон исключает из обращения принципы дуализма и неопределенности, т.е. не допускает гносеологические ошибки, которые сегодня широко распространены в респектабельных формах [5].

На основе закона сохранения симметрии приращений вертикальные и горизонтальные причинно-следственные связи нигде и никогда не прерываются и моделируются как связи одной системы. Эти связи можно выразить в виде цепочек: семья = социум = экосистема = планета = космос — по вертикали, и в любом звене горизонтальную состав-ляющую — социум1 = социум2 = … = социумn, уравновешенные в экосистеме, или: семья1 = семья2 =…= семьяn, уравновешенные в социуме. Из алгоритма (1) следует, что для одного и того же «потребления» в социуме, где уровень «производства» в среде выше, че-ловек участвует в фазе «производства» меньше чем в социуме, где уровень «производства» в среде ниже, а при некотором уровне «потребления» остается в гармоничном равновесии не участвуя в «производстве».

Принцип гармоничного соотношения «потребления» и «производства» удачно выразил Генри Джордж: «Что произвел я — мое! Все мое! Что произвел ты — твое. Все твое! Но что не произвел никто из нас, но что ценно нам обоим, по праву принадлежит нам всем сообща!» [1]. Самая чудесная планета Вселенной дарит нам уровень «производства» в среде решительно выше нулевой отметки. Нулевую среду мы имели бы только в космосе или в несправедливом социуме.
Можно неограниченно повышать общий уровень жизни изобретением технологий «производства» в среде, либо увеличением собственной фазы «производства», и при этом оставаться в гармоничном равновесии со средой. Но если «структурные единицы» (семьи, этносы) выдвигают претензии на «особенность» (сера в ушах особенная, бог нашептал), и на этом основании завышают свою фазу «потребления» за счет соседа, то по условию (1), появляются сохраняющие симметрию нервные напряжения, ответственные за преступления, аварии, войны, болезни и т. д. Эти напряжения (безразлично — тайные или явные) отвлекают ресурсы человечества от решения общих неотложных проблем и при достижении критической величины трансформируются в мировые войны, способные разрушить цивилизацию в целом вместе с «особенными».

Активно программируемая в СМИ потребительская культура катастрофически быстро понижает уровень «производства» в экосистеме (вода была чистой в реках и озерах в моем детстве!). Напряжения, создаваемые социальной несправедливостью, распро-страняются на экосистему и увеличиваются, по условию (1), деформацией экосистемы. Нервные напряжения дисгармонии в одних случаях идентифицируются по проявлению гражданской и творческой активности «масс», в других — по статистике болезней, пре-ступлений, аварий, войн, или по распаду социумов. Очевидно, что гражданская и творческая активность реализуются при освобождении естественной силы упругости гармоничной симметрии, а те же напряжения, в случаях ограничений свобод, реализуются в разрушение социума и экосистемы. Все как в физике — если в противотоке напряжение реализуется не полностью в ток, то — в диссипативный распад (в вихревые токи).

Величина и направление вектора нервного напряжения, сохраняющего симметрию, обыденно выражены настроением, которое мы невольно передаем окружающим и всему, что делаем. А настроение тождественно эстетической информации [1] — это метаязык природы, программирующий отношения в социумах, в животном мире, а некоторые утверждают, что и в растительном. И это самая активная информация из всех, имеющихся в арсенале человека. Художник Гитлер посредством театрализованных выступлений и факельных шествий запрограммировал нормальных людей на фашизм, который в нормальной (недеформированной) ситуации воспринимается как бред. На театрализованных демонстрациях «диктатуры пролетариата» преуспевающий ученый со знаменем в руках орал «ура», ровняясь на трибуну чиновников, уничтоживших его сотрудников только за то, что они были умнее и активнее других. Еще ярче возможности образно-эстетической информации демонстрируют гипнотизеры.
По эстетической информации, исходящей от археологических находок, искусствоведы восстанавливают социальные отношения в культуре исчезнувших цивилизаций. Унылые постройки вдоль дорог России до боли «молчат» о вековом унижении и оскорб-ленном состоянии «народа», «масс». «Массы» многократно восставали. Поверив политикам («землю крестьянам», «фабрики рабочим»…), воевали за свободу, за социальную справедливость. Лицемерие политиков завело социум в тупик. В результате «массы» никому не верят. Но надо поверить законам природы.

«Свободные» римляне жили гордо и величественно за счет эксплуатации (унижения) «варваров». При этом нервные напряжения противостояния, возникающие по условию (1), копились как в конденсаторе. В результате разрядки этого конденсатора Рим-ская империя исчезла. В более тонком разрешении можно найти основания для версии, что запрограммировал провал античного мира в темноту средневековья (на тысячу лет!) лично Гай Юлий Цезарь. В юности он пережил унижение толпы на пиратской галере и, в порядке сохранения симметрии последовательной структуре, вернул толпе унижение своим возвышением. Культуру возвышения за счет унижения (правила игры, политиче-скую технологию) Цезарь внедрял всюду — в Европе, Африке, Риме. По причине инерции этой культуры Марк Аврелий не смог вернуть Римскую империю в республиканское русло. (Это урок нам, россиянам: не меньшую инерцию имеет культура российского чи-новника!)
Империя Чингисхана исчезла по той же причине, что и Рим. А Россия, униженная татаро-монгольским игом, выпрямилась до Аляски. Возможно, по инерции культуры правила игры татаро-монгольского ига трансформировались в крепостное право. После его отмены российские чиновники переняли у помещиков эстафету, пронесли эту форму возвышения за счет унижения «народа» через революции, и закрепились в особой культуре в советское время. Под вывеской «диктатуры пролетариата» чиновники устроили от имени «государства» самый страшный за всю историю человечества отборный геноцид. Уничтожались самые трудолюбивые и сильные.

Потенциал нервных напряжений российского социума накапливался столетиями как в конденсаторах. Множество стихийных разрядов в форме восстаний, революций, войн, не смогли снять источник напряжений — технологию возвышения за счет унижения «масс» (культуру чиновника). Посредством гиперболизированной отчетности перед множеством контор и уродливого (несоразмерного) налогообложения чиновники затормозили развитие среднего класса в России и загнали нормальных граждан-россиян в «тень» (от имени «государства»!). «Прихватизация» существенно усугубила ситуацию. Чтобы закрепить ее результаты чиновники изобретают «законные» ограничения инициа-тивы «масс», и тем самым, по неведению, увеличивают потенциал нервных напряжений и без того близкий к критическому значению. «Прихватизация» происходила в чинов-ничьих кругах без правил, и реакция «масс» на эту анархию тоже происходит без правил. Труд подменен поиском «халявы». В СМИ исчез информационно-аналитический стиль, а чувство собственного достоинства замещено всюду чувством собственной хамовитости. Поэтому мы самые бедные в самой богатой стране. (Одним из индикаторов этого состояния социума может быть факт забвения Шаляпина, Бородина и других эстетических опор российского самосознания — они не вписываются в потребительскую культуру с ее хамовитой бравадой.)

Свобода, достоинство и ответственность за все — естественные свойства человека. Но вместе со свободой чиновники отняли у «масс» ответственность (взяли на себя от имени «государства»!). В результате — загрязняется окружающая среда, поджигаются леса, глушится последняя рыба в озерах, ночуют на вокзалах беспризорные дети. Все это — непредсказуемые формы бунта, разрушающие социум и планету. Только в гражданском обществе, где чиновник является таким же гражданином, как любой другой труженик в социуме, ответственность за все естественно (!) распространяется на всех.
В политизированной науке, свободы ограничиваются даже планете — ей запрещено расширяться и сжиматься. Монография М.А. Усова (Томск, ТПИ), показывающая периодические сжатия и расширения (пульсации) Земли на конкретном геологическом ма-териале (1936) [6], в 1937 г. была уничтожена на основании этого запрета. В.А.Обручев (ТПИ) пытался спасти открытие в 1940 г. [7], но неудачно обосновал, и оно вновь было «закрыто». Геолог Н.Е. Мартьянов (Томск, ТГУ) не скрывал своего возмущения («опыт должен определять отношение к теории, а не наоборот!») и был приговорен к расстрелу, который заменили должностью геолога шахты в концлагере (1949). В концлагере Мартьянов продолжил исследования, подтвердил открытия Усова и Обручева, и связал изменения климата на Земле с ее пульсациями. Цивилизация впервые получила информацию, позволяющую прогнозировать затопления и осушения материков, похолодания и потепления. Монография об этом была издана по настоянию автора и др. только в 2003 г. [8]. О том, что Земля имеет право пульсировать по закону сохранения симметрии, автор показывал в ряде публикаций [3], а для доказательства теории пытался найти финансирование экспериментальных исследований, создать лабораторию имитационного моделирования самоорганизации (проекты подавались во многие инстанции с начала 90-х годов), но чиновники запретили рассматривать «всякие посягательства на теорию относительности». И Земля тоже ушла в «тень» — пульсирует без официального разрешения.

Если мы знаем причинно-следственные связи на уровне механизмов самоорганизации, то унижения, которые мы сегодня терпим от культуры российского чиновника, не должны трансформироваться в унижения человека-чиновника (нельзя путать объект с его свойствами [5]). Решения проблем на уровне следствий бессмысленны. Проблемы от этого размножаются веером до полного забвения первопричины. Показанный алгоритм самоорганизации позволит нам определить происхождение напряжений и погасить де-формации на уровне причин без разрушительного бунта. В нашей власти — гасить любые амплитуды деформации социумов посредством наработанных цивилизацией демократи-ческих технологий.

Причина эскалации «международного терроризма» — тоже в подмене сущности явлением. Политики преподносят «терроризм» как явление, не затрагивая его сущность. А террорист в сущности — это униженный человек, не получивший возможность реализа-ции своего творческого потенциала в позитивных проектах. (Террористы не рождаются — ими становятся!) При достижении критической величины отклонения от гармоничной симметрии (1) напряжения стихийно реализуются в бунт. Бунт — это уровень незрелого человека. Формы бунта непредсказуемы. Вчера было модно одевать пояс со взрывчаткой, сегодня — поджигать автомобили, а завтра еще что-нибудь — если вовремя не восста-новить симметрию приращений «производства» и «потребления» (1).
Человек, в отличие от стихийно действующего животного, обязан ориентироваться в причинно-следственных связях адекватно (справедливо). Фундаментальной константой в этой ориентации должно быть чувство собственного достоинства каждого человека, его право на свободу и ответственность за все. Каждый человек — уникальное явление Вселенной, чу-до природы, и к каждому человеку необходимо относиться соответственно, независимо от того, маленький он или большой, сильный или слабый, богатый или бедный.

По условию (1) у каждого человека чувство собственного достоинства неразрывно связано с достоинством социума. Если я увижу по телевидению моего соотечественника, которого ведут за шиворот только за то, что он защищал достоинство моего социума, я невольно буду искать руками автомат или гранатомет. Любые формы унижения, даже просто высокомерное или надменное отношение к моему соотечественнику или социуму, это эстетическая информация, программирующая на противодействие. Всего лишь фраза из публикации в Интернете, где утверждается, что израильтянам надо дать всеоб-щее высшее образование, а россиянам достаточно семи процентов образованных, окончательно определила мое отношение к сионизму. Не достаточно ли нам уже пережитых уроков истории, где природа отвергает любые формы расизма. Человечество должно объединиться для научного анализа и осуждения любых претензий на особенность — смешных с точки зрения здравого смысла и законов природы, и, тем не менее, опасных для цивилизации. И здесь мы не должны путать этнос (национальность) с идеологией или религией; объект — с изменчивым, по условию (1), свойством [5].

Очевидно, что для выхода России из кризиса необходимо освободить гражданский, творческий и предпринимательский потенциалы «масс». Но на пути — инертная культура чиновников (чиновников образца XIX века!). Культура по приказу не меняется. Если в среду российских чиновников попадет нормальный гражданин с позитивными к социуму проектами, то будет вытеснен или примет сложившиеся в этой среде правила игры (культуру). Поэтому в Японии, по условию капитуляции, чиновники были заменены все одновременно. Результат этой замены нам известен — преуспевающий социум с преуспевающей экономикой. (Обратим внимание, стержнем условия капитуляции была Свобода!) Не следует ли и нам повторить опыт Японии? Планово подготовить специалистов современного менеджмента и планово заменить всех чиновников по вертикали и горизонтали одновременно, однако, не унижая человека-чиновника. Если прийти к этому решению, то необходимо осознанно заменять не человека, а культуру, традицию, правила игры, не отождествляя свойства социума с человеком.

История волнуется около демократии как относительно гармоничного состояния в последовательной структуре сохранения симметрии. Россия, энергично деформированная «диктатурой пролетариата», по этому закону не могла резко перейти в демократию — провалилась с той же амплитудой в анархию, которая, закономерно сменится диктатурой. Но, понимая механизмы этого процесса, мы можем уменьшать амплитуды волнения истории и можем общими усилиями вывести цивилизацию к устойчивому развитию.

По алгоритму сохранения симметрии приращений (1) причинно-следственные связи нигде и никогда не прерываются, уходят в бесконечность. Состояние семьи зависит от состояния социума, состояние социума — от состояния экосистемы, состояние экосистемы — от физического состояния планеты, состояние планеты — от волнений космоса [8]. Посредством алгоритма сохранения симметрии приращений обнаружена концентрическая структура замкнутых (устойчивых) волн космоса, несущая Землю, содержащая в себе опасную для планеты деформацию [3]. Снять или уменьшить напряжение этой деформации до безопасного значения возможно только объединенными усилиями всей цивилизации в условиях свободы и ответственности каждого человека за все, что происходит на планете.
___________________
1.     Русинов Ю.И. Критерии симметрии и гармонии в моделировании самоорганизации социально-экономических систем// «Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз» — Томск: ТГУ, 2002, с.240-244.
2.     Русинов Ю.И. Системная модель поля устойчивой волновой структуры плотности масс. — Деп. в ВИНИТИ 20.04.88, № 3004-В88.
3.     Yu.I. Rusinov. Fundamental character of the field structure in formation of atmospheric and ionospheric lay-ers: unified field of waves. Proc. SPIE Vol. 5397, Part.II, p.355-363. .
4.     Русинов Ю.И. Закон сохранения симметрии, методология. Internet conference «Гуманитарная методо-логия в контексте модернизации российского образования». Секция 9. 15.09.2004 — 15.01.2005.
5.     Научно-иссл. группа «Анализ» (Кулигин В.) Физика и философия физики.
6.     Усов М.А. Фазы и циклы тектогенеза Западно-Сибирского края. — Томск: Западно-Сибирский Геоло-гический трест. 1936. 209 с.
7.     Обручев В.А. Пульсационная гипотеза тектоники// «Известия АН СССР», № 1, 1940.
8.     Мартьянов Н.Е. Размышления о пульсациях Земли. — Красноярск: КНИИГиМС. 2003. 270 с.
________________________
© Русинов Юрий