Игорный бизнес все активнее переселяется не в специальные рекреации, а на . российские телеканалы. На многих из них уже запущены телевикторины с денежными призами и сомнительными правилами, выиграть в которых зрителям практически невозможно. Однако даже за попытку участия в такой игре людям приходится платить.
В последнее время сразу на нескольких телеканалах появились весьма похожие друг на друга игры-викторины. В них телезрители отвечают на вопросы по телефону или отправляют SMS-сообщения. На первый взгляд, все просто — необходимо сообщить правильный ответ и выиграть приз. Вопросы — предельно простые, ответить на них могут даже дети младшего возраста. Им не трудно будет угадать название лесного зверька с длинными ушами, начинающееся на букву «З», подсчитать «бегающие» треугольники или назвать фамилию популярного киноактера.
За правильный ответ полагается приз от нескольких тысяч до десятков и даже сотен тысяч рублей. Итак, вопрос задан, ведущий призывает телезрителей играть. Начинается отсчет времени, однако. никто из зрителей не звонит. Ведущий волнуется и сокрушается недогадливости телезрителей. Наконец он сдается и начинает помогать зрителям подсказками. Например, указывая на портрет актера Калягина, называет несколько фильмов, где тот сыграл главные роли. Вскоре операторы выводят в эфир звонок телезрителя. «Этот актер — Джигарханян!», — утверждает телезритель. Неправильный ответ расстраивает ведущего и он с новой силой выкрикивает подсказки, напоминая о гигантской сумме приза. Когда до конца передачи остается несколько секунд, в эфире раздается правильный ответ телезрителя.
Постоянные зрители этих программ уже обратили внимание на то, что за время телевикторины в эфир обычно выводятся два звонка с неправильными ответами и лишь один звонок в конце передачи — с правильным. Учитывая, что аудитория телеканалов огромна (вся Россия плюс страны СНГ), столь мизерное количество звонков вызывает явное подозрение. Можно, конечно, предположить, что зрители действительно не знают ответов. Но, скорее всего, причины «тишины» скрываются в другом.
«Я часто смотрю эти викторины и практически всегда угадываю ответы, несколько раз пыталась дозвониться в студию, но мне это не удалось, — поделилась с «Новым Известиями» опытом игры в телевикторины москвичка Наталия Игнатова. — Меня в течение долгого времени переводили по линиям, после чего сбрасывали».
Между тем каждый звонок в студию платный и весьма дорогостоящий. Например, в большинстве интерактивных викторин стоимость одной минуты звонка или SMS составляет около 1,5 доллара. Причем время звонка всегда округляется до полной минуты в большую сторону, а деньги списываются вне зависимости от того, вышел зритель в эфир или нет. Правила телеигры транслируются в эфире. Но текст очень мелкий и размещен на быстро бегущей строке внизу экрана. Подобное визуальное коварство и специфические правила тарификации звонков делают просмотр телевизора опасным занятием для бюджета многих семей. «В конце месяца я получила счет за мобильный телефон и была шокирована, — призналась «НИ» пенсионерка Ирина Зубарева. — В нем значилось 200 долларов! Лишь после допроса сына выяснилось, что он с моего телефона пытался дозвониться на телевидение».
Таким образом, наблюдается парадоксальная ситуация. Организаторы викторин предлагают зрителям легкую игру с призом, но фактически не дают возможности участвовать в ней. Если предположить, что за время игры в студию пытаются «пробиться» сотни и даже тысячи абонентов, то несложно посчитать, что только за одну минуту «соединения» с ними организаторы зарабатывают тысячи и десятки тысяч долларов. По некоторым оценкам, только за месяц телевикторина может принести до миллиона долларов дохода.
Представители телевикторин все обвинения опровергают и призывают зрителей быть более внимательными к правилам игры. «Технические возможности позволяют дозвониться практически любому абоненту, но многие зрители не выходят в эфир, поскольку недостаточно хорошо знают или невнимательно читают правила игры, — заявил «НИ» Андрей Поддерегин, пресс-секретарь компании SMS Media Solutions (технический провайдер нескольких телевикторин. — «НИ»). — Всем абонентам автоответчик напоминает, что услуга платная и попасть в эфир имеет шанс лишь каждый сотый звонок. Звонки, которые не кратны цифре 100, получают ответ: «Увы, на это раз не получилось, звоните еще». После чего сразу происходит сброс».
Практикующие юристы советуют тем, кто считает себя обманутым или пострадавшим от подобных телевикторин, смело обращаться с претензиями как к телеканалам и организаторам игр, так и в милицию. «Необходимо отправить претензию на телеканал, а также направить заявление в правоохранительные органы, которые дадут правовую оценку данному виду бизнеса, — пояснил «НИ» председатель правления Конфедерации общества защиты прав потребителей Дмитрий Янин. — Теоретически у людей есть шанс получить компенсацию в суде, основывая свои претензии на том, что в данных викторинах присутствуют признаки лотереи. А для проведения лотереи необходима соответствующая лицензия. Кроме того, организаторы не предоставили в момент проведения игры полной информации о ее условиях».
_________________________________
© Ткачев Виктор
Опубликовано: 06.12.2006 12:06 | «Новые известия»