Всероссийским фестивалем детского хорового искусства «Певчие третьего тысячелетия» завершился форум «Христианство и мировая музыкальная культура», посвященный 2000-летию христианства. Концерты фестиваля проходили в Большом зале Ростовской филармонии 4 — 7 декабря. Участники — детские хоры из Москвы, Нижнего Новгорода, Владикавказа, Ростова и городов Ростовской области — исполняли русскую и западноевропейскую духовную музыку.

— Танеев и Рахманинов считали себя атеистами. Но любой священник скажет вам, что их рукой водил сам господь Бог,- говорит один из организаторов фестиваля, проректор Ростовской консерватории, кандидат искусствоведения, профессор Сергей Александрович Тараканов.- Мы ни в коем случае не вмешиваемся в вопросы вероисповедания наших учеников. Но само вхождение в духовную музыкальную культуру независимо от воли человека особым образом организует его внутренний мир. Меня иногда спрашивают, почему хор лицея при Ростовской консерватории, которым я руковожу, не поет шлягеры. А мы поем! Но когда я предлагаю детям исполнить их на концерте, они говорят: нам больше нравится литургическая музыка.
Тех, кому сейчас больше пятнадцати-шестнадцати лет, мы — увы! — уже потеряли, считает Сергей Александрович.

— У них бывает такой взгляд — я его называю «прозрачным». Смотрят внутрь себя. А дети поменьше, даже из атеистических семей, прекрасно чувствуют церковную музыку. Здесь, конечно, особенно нужен доверительный стиль отношений с педагогом.

В православном богослужении центром тяжести является слово. Но понятны ли детям тексты древнерусских церковных роспевов?

— А в этом нам помогает иеромонах Амвросий — человек энциклопедических знаний. Он не только помогает детям понять смысл церковного текста, он является для них духовным наставником.

Сам Сергей Александрович, как он говорит, регентует уже пять лет. А впервые пришел в храм в качестве певчего он в 1979 году, еще студентом Московской консерватории. Поэтому он прекрасно знает особенности исполнительского стиля, принятого для церковных песнопений, — стиля, не позволяющего форсировать звук, а стало быть, и перетрудить голосовые связки, что для детей невероятно важно. Его хористы на сцене спокойны, сосредоточены и полностью погружены в исполняемую музыку. Православные песнопения звучат, как и подобает, строго. Более светская западноевропейская музыка — более раскованно и эмоционально. А бриттеновский «Обряд Кэрол» (английские рождественские колядки) показал, что и одаренным детям не чуждо ничто детское, в том числе и способность к самозабвенной игре. (Это так называемый паралитургический, то есть близкий к церковному жанр. Его аналог в православном богослужении — малороссийские народные песни, которые можно услышать в храме во время рождественской службы 7 января). Но в любом случае хористы из лицея абсолютно лишены самолюбования, часто присущего именно очень юным артистам, на которых из зала смотрят любящие мамы и бабушки.

Видимо, это особый вид истинного артистизма, который не всегда возможно воспитать в условиях обычной музыкальной школы. То же можно было заметить и во время выступления титулованной Детской хоровой капеллы из Москвы (руководитель — Мария Струве). Уникальность этого коллектива — в сочетании высокого профессионализма (упомянем хотя бы тот факт, что солист Вадим Дябин — стипендиат фонда Владимира Спивакова) с детской естественностью и непосредственностью. А хоры из Нижнего Новгорода, Владикавказа, Волгодонска, Таганрога и ростовских музыкальных школ показали более привычную, но тоже достаточно интересную манеру детского музицирования.
Опыт ростовского форума «Христианство и мировая музыкальная культура» уникален. Ни в одном из городов России еще не было такого масштабного цикла концертов и научных чтений, посвященных духовной музыке (и шире — духовному мировоззрению). Впрочем, в октябре этого года Ростовский форум переместился в Сочи по просьбе студентов Ростовской консерватории — сочинцев по происхождению. Организаторы сочинского фестиваля признаются, что были определенные сомнения: все-таки город-курорт, жители которого избалованы заезжими эстрадными звездами. Оказалось, зря сомневались. На второй концерт люди приезжали уже из Адлера, Хосты, Кудепсты…

Год 2000-летия христианства подходит к концу. Что дальше? А дальше — повторение пройденного и освоение нового. Например, планируется конкурс детских хоров по певческому оформлению богослужения. Подписав в фестивальные дни договор о сотрудничестве с Ростовской епархией, консерваторцы лишь закрепили на бумаге фактические отношения, существующие уже семь лет.
А занятия в лицейском хоре продолжаются. И у этих детей уже никогда не будет «прозрачного» взгляда…
_____________________
Колобова Анна