Россия строит волоконно-оптические сети
Доля многих американских семей широкополосный интернет все еще остается малодоступным — даже в таких технологически развитых районах, как Кремниевая долина. Зато в далекой и гораздо более бедной России миллионы людей скоро смогут получить его поистине в царских масштабах — если только проект московской волоконно-оптической сети не станет еще одним недорытым котлованом.
Москва — последняя из мировых столиц, решившаяся вскрыть свои мостовые для строительства телекоммуникационного кольца. Западные фирмы внимательно следят за этим проектом с государственным и частным участием, желая убедиться в том, что в этой стране можно планировать новые сделки в области волоконно-оптической связи. Вопрос не в том, будет ли построена волоконно-оптическая сеть, — 2500 км кабеля Corning уже зарыто в землю и подсоединено к оборудованию Fujikura. У частных партнеров другая проблема: удастся ли делать деньги, продавая такие услуги, как кабельное телевидение и высокоскоростной интернет-доступ, по сходной цене. Бремя доказательства того, что россияне готовы покупать услуги, поддерживаемые волоконно-оптическим кольцом, легло на компанию Comcor-TV — совместное предприятие российского сетевого оператора «Московская телекоммуникационная корпорация» (Comcor) и компании Moscow Broadband Communication. Последняя является дочерней фирмой нью-йоркской Andersen Group, малоизвестной финансовой фирмы, акции, которой, однако, торгуются на бирже. Этому совместному предприятию принадлежат эксклюзивные права на продажу услуг широкополосной связи, обеспечиваемых новой сетью.
Если Comcor-TV удастся добиться успеха, от города потянется множество новых кабелей, в том числе сеть протяженностью до самой Турции. Однако пока для частного предпринимательства это настоящий Дикий Запад: синдикаты организованной преступности, несовершенное законодательство и слабая защита интеллектуальной собственности превратили российский кабельный бизнес в темный лес.
Вероятно, Comcor-TV будет пробным камнем для многих новых проектов подобного типа. Успех или провал компании станет очевидным осенью будущего года. Мэр Москвы Юрий Лужков требует подключения Центрального административного округа города уже к сентябрю 2001 года. Это не пустые слова: город финансирует строительство так называемой Московской волоконно-оптической сети (МВОС) и предоставляет частному оператору Comcor крупные заказы на обслуживание муниципального трафика данных. К тому же ситуация такова, что миллионы жителей Москвы не имеют возможности просматривать широковещательные ТВ-каналы из-за последствий пожара на Останкинской телебашне. «Мы уже изготовили плакаты с текстом: „Просим извинения за то, что задерживаем вас», так как наши строительные машины создают огромные пробки на дорогах», — объясняет председатель правления Comcor-TV Фрэнк Бейкер (Frank Baker).
Предприятие взяло энергичный старт. «Идея в том, чтобы обеспечить заказчиков базовыми услугами и предоставить им информацию об остальных», — говорит Бейкер. Абоненты кабельной сети должны будут единовременно заплатить по 23 $, а затем платить по 2 $ в месяц за базовый пакет услуг, включающий доставку всех российских телеканалов и 26 радиоканалов. Дополнительный пакет за 10 $ в месяц охватывает российскую службу CNN, рубрики FoxKids и т.п. Подключение к интернету стоит 30 $ в месяц при ограниченном объеме доставки контента (около гигабайта) и 60 $ в месяц за неограниченный доступ. Аренда кабельного модема стоит 8 $ в месяц. Эти цены выгодно отличаются от цен на услуги других провайдеров: неограниченный доступ через местную телефонную сеть стоит в среднем 70 $.
Два городских района [Хамовники и Чертаново] уже подключены и демонстрируют хороший охват населения. Ожидается, что из 90 тыс. жителей подключенных многоквартирных домов — в таких домах проживает 99,9% населения Москвы — 50 тыс. подпишутся на услуги кабельной сети. Три тысячи жителей, по расчету, установят кабельные модемы. С момента пуска службы в эксплуатацию в сентябре на интернет-услуги подписались 300 человек. Число подписавшихся на кабельное ТВ не известно.
Следующая задача компании — обеспечить интернет-телефонию через специальные адаптеры, которые будут выдаваться напрокат. Это позволит пользоваться междугородней и международной связью за невысокую плату. Цены на этот вид услуг будут зависеть не от объема переданной информации, а от числа звонков. Кроме того, Comcor-TV предполагает открыть портал «Москва», содержащий справочник «Желтые страницы» и обеспечивающий дополнительные услуги, такие как бронирование мест для туристов и доставка продуктов.
Судя по предложениям Comcor-TV для инвесторов, компания рассчитывает выйти на окупаемость в мае 2002 года. К тому времени она планирует охватить половину 12-миллионного населения Москвы, подписав на базовые услуги кабельного ТВ 65% жителей этих районов. Если план провалится, то на городскую администрацию и Юрия Лужкова ляжет еще одно черное пятно.
Москве необходимо добиться успеха в оптоволоконном проекте, так как она надеется доказать частным инвесторам, что деньги в город вкладывать можно, и привлечь дополнительный иностранный капитал для новых проектов. Но те инвесторы, которые уже имеют опыт игры в российский интернет, советуют проявлять осторожность. С учетом неблагоприятного инвестиционного климата и низких доходов граждан защита капиталов и продажа передовых интернет-услуг москвичам станут большими проблемами для Comcor-TV. «На Западе, где широкополосная инфраструктура развита значительно лучше, и то есть проблемы. Так что в ближайшее время вряд ли можно рассчитывать на счастливое будущее услуг широкополосной связи в России», — говорит Виктор Хуако (Victor Huaco), руководитель финансовой компании Orion Capital Advisors, которая приобрела контрольный пакет акций Rambler, российского аналога Yahoo!.
Эта инвестиция в российскую интернет-собственность считается крупнейшей — она оценивается в 30 млн $. В совет директоров Orion входит Эстер Дайсон (Esther Dyson), один из крупнейших частных инвесторов российского интернет-сектора. С момента перехода в руки Хуако трафик Rambler вырос с 1,2 млн уникальных посещений весной 2000 года до более чем 2 млн осенью. Однако, как и другие отрасли российской экономики, интернет переживает трудные времена и такие инвесторы, как Хуако, настороженно относятся к поддержке новых предприятий, в которых есть хотя бы малейший риск. «Все игроки попали под холодный душ», — говорит он.
По крайней мере одна из проблем, с которой Comcor-TV не должен столкнуться в столице, это конкуренция со стороны нелегальных кабельных операторов. В регионах же, в условиях слабой защиты интеллектуальной собственности и прав потребителей, многие местные операторы, по слухам, контролируются преступными группировками — а этот способ ведения бизнеса не вполне соответствует международным стандартам телекоммуникационной индустрии. «У моей мамы в Ульяновске восемь ТВ-каналов, за которые она платит 22 рубля в месяц. Их предоставляет нелегальная спутниковая служба, — рассказывает один московский бизнесмен. — Это реальная конкуренция для легальных кабельных проектов».
Тем не менее в России есть широкие перспективы для волоконной оптики, если она окажется менее дорогим и более прибыльным средством связи по сравнению со спутниками и окупит инвестиции городских властей, которые всегда контролируют подобные проекты. До сих пор попытки создать крупные частные быстродействующие волоконно-оптические сети предпринимались интернет-сервис-провайдерами с развитой региональной сетью, такими как Golden Telecom, и «дочками» телекоммуникационных компаний, такими как Systema, принадлежащая московскому оператору местной телефонной связи MTS. «Несколько государственных и частных компаний сделали крупные инвестиции в развитие инфраструктуры, — говорит Джейсон Доунс (Jason Downes), вице-президент по развитию бизнеса интернет-инкубатора Ru-Net Holdings. — Мы знаем, например, что российская система железных дорог имеет свою обширную волоконно-оптическую сеть, а Газпром — свою, которая тянется от Турции до Владивостока».
Московский проект, по мнению Доунса, может стать катализатором для создания аналогичных крупномасштабных предприятий. В Рунете известно по крайней мере о двух подобных сетях, проектируемых в Челябинске и Ростове. «Если московский проект удастся, то можно ожидать вложения новых средств в региональные проекты», — предполагает Доунс. Такие проекты уже два года лежат на столе и у Бейкера, но он не намерен предпринимать ничего нового, пока не начнет окупаться его московское предприятие. После запуска сервисов в московской сети он планирует оценить такие возможности и в других городах, включая Санкт-Петербург. «Тише едешь — дальше будешь», — говорит он.
Макс Сметанников, Interactive Week
26 декабря 2000 г.
Новая технология поможет в борьбе с музыкальным пиратством
Группа технологических компаний работает над набором промышленных стандартов, которые уже этим летом позволят встраивать защиту прямо в дисководы. В первую очередь этот метод, вероятно, будет применяться для сменных запоминающих устройств, таких как дисководы Zip или модули флэш-памяти, используемые в МР3-плеерах. Однако впоследствии данные стандарты могут стать средством защиты от копирования файлов даже на жестких дисках, что послужит серьезным препятствием для любителей скачивать из интернета звуковые и видеозаписи и обмениваться ими через такие программы, как Napster или Gnutella.
Любое устройство, ограничивающее свободу потребителей распоряжаться музыкальными или видеофайлами, приживается с большим трудом. Устройства со встроенной защитой от копирования, появлявшиеся на рынке до сих пор, быстро исчезали с него под гнетом равнодушия потребителей. Теперь предпринимаются новые усилия в двух направлениях.
Отраслевая организация, контролирующая аппаратные средства, создает набор стандартов, нацеленный на то, чтобы позволить отдельным производителям устройств вносить свои собственные схемы защиты от копирования. Появления этого стандарта ждет технология, разработанная совместно компаниями Intel, IBM, Matsushita Electric и Toshiba, — она называется Content Protection for Recordable Media (CPRM). По словам разработчиков, ее готовы внедрить по крайней мере две крупные компьютерные компании: IBM и SanDisk. Если эта и другие подобные технологии аппаратной защиты от копирования получат широкое распространение, то фирмы звукозаписи и видеостудии будут с меньшей опаской продавать контент в онлайне. «Возможно, что переход на уровень аппаратуры — это шаг в направлении создания фундаментальной антипиратской инфраструктуры, способной унять опасения поставщиков контента», — отмечает аналитик The Yankee Group Стив Вандерхаар (Steve Vonder Haar).
Разработкой набора стандартов аппаратной защиты занимается Национальный комитет по стандартам информационных технологий (National Committee for Information Technology Standards, NCITS), который устанавливает общие правила, позволяющие таким устройствам, как дисководы и принтеры, взаимодействовать друг с другом. Эта организация создает базовые спецификации для запоминающих устройств, опираясь на которые производители смогут добавлять в них различные оригинальные средства защиты. Вероятно, в феврале эти спецификации будут одобрены на конференции NCITS.
Проект CPRM уже готов для включения в структуру NCITS. Четыре создателя этой технологии, которых называют «группой 4С», утверждают, что CPRM разрабатывался с учетом требований инициативы Secure Digital Music Initiative (SDMI), поддерживаемой индустрией звукозаписи. Посредством ряда схем шифрования и идентификации CPRM предотвращает возможность копирования защищенных звуко- или видеозаписей с одного устройства на другое, например, с жесткого диска на дисковод Zip. При этом обычные, незащищенные, файлы любого формата будут копироваться свободно.
Сотрудник IBM Джеффри Лотспич (Jeffery Lotspiech), участвующий в разработке спецификаций CPRM, утверждает, что его компания намерена использовать их в своих портативных запоминающих устройствах Microdrive, а компания SanDisk — в модулях флэш-памяти, применяемых для МР3-плееров и цифровых камер. Продукты с технологией защиты, по словам Лотспича, могут появиться уже летом 2001 года.
Введение новой технологии в жесткие диски для компьютеров создало бы намного более серьезное препятствие для нелегального копирования записей из интернета через такие программы, как Napster и Gnutella. Однако технические трудности отодвигают эту разработку на довольно отдаленное время, если она вообще будет реализована. «Ее использование в жестких дисках возможно, но вряд ли этим займутся в первую очередь», — сказал Лотспич. Официальные представители SDMI сообщили, что организация не работает напрямую с производителями жестких дисков, которые разрабатывают свои собственные, более широкие спецификации, нацеленные на разных производителей аппаратного и программного обеспечения.
По мнению аналитиков, план CPRM и другие подобные проекты могут стать важным рубежом в войне индустрии с пиратами. Однако надежды на то, что это сработает, очень мало, даже несмотря на поддержку влиятельных компаний. История рынка аппаратуры полна примеров неудач, отчасти вызванных попытками ввести защиту от копирования: потребители отвергают такие устройства. Возможно, самый наглядный пример — цифровой видеоплеер DivX компании Circuit City. Многочисленные МР3-плееры с защитой, включая Vaio Music Clip от Sony, с трудом борются за выживание.
Ни одна из идей программной защиты от копирования также не получила заметного распространения, однако аналитики говорят, что у этих технологий больше шансов, чем у технологий аппаратной защиты, — по крайней мере в краткосрочной перспективе. «На то, чтобы сделать нечто подобное в кремнии, приходится потратить год или два, — говорит Вандерхаар из The Yankee Group. — Разработчикам же ПО проще довести такие технологии до рынка, попутно внося в них необходимые изменения».
Джон Борланд
28 декабря 2000 г.
Готовьтесь покупать дешевые китайские лаптопы
Производители ноутбуков быстро осваивают континентальный Китай, что неминуемо приведет к снижению цен на портативные компьютеры.
Недавно крупные тайваньские производители ноутбуков, которые разрабатывают и производят значительную часть продаваемых в мире портативных ПК, объявили о планах организации в 2001 году производства комплектующих и частичной сборки в Китае. Эти компании лоббируют законы, которые позволили бы им наладить полное производство ноутбуков на континенте; сейчас это запрещено тайваньским законодательством.
В ноябре компания Quanta, поставляющая комплектующие для Dell Computer, Gateway, Apple Computer и других фирм, получила разрешение тайваньского правительства на инвестирование 26 млн $ в оснащение завода по изготовлению системных плат, корпусов и других компонентов в Шанхае. Поставки готовой продукции начнутся уже во втором квартале. А китайский завод компании First International Computer, поставляющей ноутбуки Hewlett-Packard, откроется в первом квартале. О планах организации производства в Шанхае или Южном Китае объявили также Compal, Acer, Arima и другие производители. Inventec намерена открыть в Китае завод мощностью 200 тыс. ноутбуков в месяц. Большая часть этой продукции будет изготавливаться для Compaq.
Массовая миграция производителей на континент приведет к сокращению расходов и снижению цен, так как производственные издержки там ниже. Труд в Китае также дешевле. Месячная зарплата рабочих в этой стране примерно на 650 $ меньше, чем в Тайване. Понижению цен на ноутбуки способствуют и другие факторы, такие как увеличение объемов выпуска ЖК-экранов.
Тайвань занимает первое место в мире по производству ноутбуков. В 1999 году на долю тайваньских фирм приходилось 49% мирового рынка. Почти все ноутбуки Dell и HP производятся по контрактам тайваньскими фирмами.
Несмотря на потепление климата в отношениях между двумя странами, переговоры Китая с Тайванем проходят напряженно. Тайваньские инвестиции в Китай пока возможны только в обход закона. Формально тайваньские компании в Китае не присутствуют: они образуют холдинги на Каймановых островах или в других удобных странах, а уже оттуда осуществляют инвестиции и управление. Неявно тайваньское правительство разрешает инвестиции в заводы по производству системных плат и мониторов в континентальном Китае, однако организация производства ноутбуков прямо запрещена законом из соображений безопасности. Технологические компании критикуют этот закон, который стал горячей темой политических дебатов.
В середине декабря представитель Министерства информационной индустрии Китая Чанг Чи посетил Тайбэй и обсуждал перспективы производства с руководителями First International Computer. Обе страны готовятся войти во Всемирную торговую организацию.
Майкл Канеллос и Джек Куо
28 декабря 2000 г.
Разгорается борьба за домен .biz
Независимая интернет-компания обратилась к правительству США с просьбой разрешить спор о правах на регистрацию интернет-адресов в домене .biz.
Фирма Atlantic Root Network, регистрирующая интернет-адреса, обратилась в Министерство торговли с жалобой на организацию Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), утвердившую в прошлом месяце суффикс .biz в качестве имени домена верхнего уровня. Согласно заявлению Atlantic Root, ICANN не может выдавать права на регистрацию имен в домене .biz другим компаниям, так как Atlantic Root уже регистрирует адреса в этом домене с мая текущего года.
Совет директоров ICANN утвердил семь новых имен доменов, которые начнут действовать в будущем году. Среди них домен .biz, права на который получила компания JVTeam — совместное предприятие вашингтонской сетевой фирмы NeuStar и австралийского регистратора доменов Melbourne IT. Однако Atlantic Root продала в альтернативной системе адресов 1200 лицензий на домен .biz, у которых теперь могут появиться двойники. «Интернет начнет раздваиваться, и это уже приводит к хаосу», — утверждает президент Atlantic Root Ли Галлегос. По его словам, одно имя, hotsex.biz, уже выставлено на аукцион eBay, тогда как у Atlantic Root зарегистрирован другой владелец того же самого домена.
Atlantic Root приобрела права на регистрацию имен в домене .biz у Конфедерации Open Root Server, которая поддерживает более равноправный подход к распределению имен доменов и использует в своей альтернативной системе адресации гораздо большее число имен, чем то, которое в настоящее время допускает ICANN. Однако большинство компьютеров не может «видеть» адреса в домене .biz без перенастройки определенных параметров в самих этих компьютерах или у сервис-провайдеров. Некоторые члены конфедерации, включая Галлегоса, утверждают, что ICANN выражает интересы крупного бизнеса и пренебрегает мнением независимых операторов. «Это узурпация власти, — говорит Галлегос. — ICANN хочет получить контроль над всем интернетом».
ICANN признает существование других доменов вне ее системы адресации. На своей ноябрьской конференции совет ICANN решил не принимать к использованию домен .web, так как он уже администрируется другой компанией.
Получить комментарии официальных представителей ICANN пока не удалось.
ZDNet News (Reuters)
26 декабря 2000 г.
Онлайновая учебка
Армия США подобрала пеструю компанию фирм и учебных заведений во главе с PricewaterhouseCoopers для реализации проекта армейского онлайнового университета. Этот проект с бюджетом 453 млн $ преподносится как самая амбициозная инициатива интернет-обучения в истории и крупнейший вклад военных в высшее образование со времен принятия Билля о правах военнослужащих (G.I. Bill of Rights, принят в 1944 году. — Прим. перев.).
Около 80 тыс. солдат, вооруженных лаптопами и доступом к интернету, начнут обучаться на онлайновых курсах, организованных консорциумом из 29 университетов; в перспективе они смогут получить дипломы и ученые степени. По словам военного министра Луиса Калдеры, армия решила поддержать эту идею, чтобы повысить образовательный уровень американских военнослужащих и привлекательность воинской службы. Потенциальных новобранцев не устраивает обещание оплаты обучения в колледже после нескольких лет службы, которое дает им армия. Они желают получить доступ к высшему образованию раньше.
Проект анонсирован в июне, а первые классы откроются в январе. Роберт Тукер, эксперт по дистанционному обучению и основатель консалтинговой фирмы InterEd, называет проект «пробным камнем» онлайнового обучения. «Проект очень амбициозен, может быть даже излишне, — говорит он. — Так что никто не может сказать, во что это выльется».
23-летний сержант Кристофер Джонс относится к новому киберуниверситету положительно. «Программа предоставит мне возможность служить своей стране, для чего я в первую очередь и пошел в армию, и при этом достичь свои личные цели», — сказал он на пресс-конференции в Вашингтоне.
Перед PricewaterhouseCoopers стоит сложнейшая задача координировать совместную работу самых разных организаций — от таких учебных заведений, как Университет штата Индиана и Техасский католический колледж, до софтверного гиганта PeopleSoft и компании Compaq Computer, — которые должны сформировать обширную сеть онлайнового обучения. Инфраструктурой ПО будут управлять также компании Blackboard и Saba. Онлайновый доступ предоставит провайдер Fiberlink.
Пока участие в программе смогут принять военнослужащие только трех военных баз в штатах Джорджия, Кентукки и Техас. Со временем ее планируется распространить на всю армию. Калдера считает, что онлайновую инициативу подхватят и другие виды вооруженных сил. По словам главы PricewaterhouseCoopers Джеймса Широ, создаваемую инфраструктуру можно будет копировать на все рода войск.
Дуг Браун, Interactive Week
18 декабря 2000 г
Honda будет давать роботов напрокат
ТОКИО — Миниатюрный робот-гуманоид Asimo компании Honda Motor со скрипучим механическим голосом, ограниченным запасом слов и деревянными движениями вряд ли найдет себе работу секретаря в большинстве компаний.
Однако автогигант надеется на то, что ходящий и говорящий плод ее 14-летних разработок начнет, наконец, окупаться в будущем году, когда Honda планирует сдавать своего робота в аренду музеям, выставочным залам или организаторам мероприятий, ищущим новые аттракционы. Робот Asimo (это имя означает «двуногий») ростом 1,2 м умеет кланяться, махать рукой и подниматься по лестнице. «Ты в порядке?» — обратился к нему на пресс-конференции президент Honda Хироюки Йосино. «В полном порядке!» — ответил Asimo. Йосино говорит, что компания пока думает над тем, сколько брать за аренду робота, но добавил: «Хотелось бы, чтобы он себя окупал».
Другая японская компания, производитель потребительской электроники Sony, уже наводняет рынок своим робопсом Aibo. Она продала 45 тыс. собак первого поколения и менее чем за месяц приняла 40 тыс. заказов на модернизированного щенка, который поступил в продажу 11 декабря по розничной цене 1330 $.
ZDNet News (Reuters)
21 декабря 2000 г.
Фонд «Евразия» подбил «Яндекс» на благотворительность
Сегодня в составе портала www.yandex.ru начал работать новый ресурс: каталог сайтов некоммерческих организаций.
Когда интернет только появился в России, это была сугубо некоммерческая среда. Мысль о том, что в Сети можно заниматься бизнесом, казалась тогда абсурдной, а всевозможные проекты создавались и поддерживались энтузиастами, большинство из которых даже не предполагали, что в дальнейшем смогут на своих ресурсах заработать.
Времена менялись с потрясающей быстротой, а после появления «безумцев», готовых вкладывать деньги в интернет, Сеть и вовсе утратила некогда существовавший альтруистический характер. Координатор программ Фонда «Евразия» Любовь Аленичева сетует на то, что после прихода денег в Рунет многие его ресурсы стали однотипными и сместились в сторону развлечений, забывая о том, что популярность свою они завоевали как источник информации. В результате, по мнению г-жи Аленичевой, интернет может постичь печальная судьба СМИ, отторгаемых сегодня читателями.
Однако, несмотря ни на что, и сегодня в Рунете работают ресурсы, посвященные совершенно некоммерческим вопросам: защите гражданских прав, социальным проблемам современного общества, культуре. Таких сайтов немного (всего около тысячи), подчас их не видно за спинами коммерчески успешных собратьев. Фонд «Евразия» решил вытянуть альтруистические интернет-проекты на свет божий при помощи специализированного каталога. Его разработку поручили компании «Яндекс», которая во время зарождения идеи (больше года назад) входила в состав фирмы CompTek. Тяготы финансирования этого проекта с Фондом «Евразия» разделил Фонд Сороса. Всего на реализацию данного проекта израсходовано 40 тыс. $.
19 декабря на суд аудитории Рунета представлен результат совместной работы «Яндекса» и благотворительных фондов. Каталог «Яндекс НКО» организован по тем же принципам, что и общий каталог «Яндекса». Правда, ресурсы НКО рассортированы только по теме и региону. Вносить их в специализированный каталог, как и в общий каталог «Яндекса», будут сотрудники компании — они будут находить ресурсы, решать, является ли каждый конкретный сайт некоммерческим интернет-проектом, и описывать его.
Как известно, благотворительные фонды финансируют свои проекты разово, в виде грантов. Кончились деньги, и дальнейшая судьба ресурса в руках его разработчиков. Именно от них зависит, не превратится ли ресурс в «мемориал» (созданный когда-то, но не обновляемый длительное время сайт). По словам главного редактора «Яндекса» Елены Колмановской, ее компания свои проекты не бросает: «Мы не можем позволить, чтобы какая-то наша часть умерла, даже при отсутствии дальнейшего финансирования». Уверенность Фонда «Евразия» в том, что «Яндекс» продолжит поддержку каталога некоммерческих ресурсов, по словам Любови Аленичевой, стала одной из причин (наряду с высоким профессиональным уровнем компании), по которой из трех существовавших в то время в Рунете поисковых систем в качестве разработчика был выбран именно «Яндекс».
Правда, некоммерческий проект этой коммерческой компании пока все же остается в тени. 19 декабря, в день объявления о начале работы каталога некоммерческих ресурсов, его анонс так и не появился на первой странице материнского интернет-портала.
Диана Вайнберг, ZDNet Россия
19 декабря 2000 г.
________________
© ZDNet Express