Любовная лирика Пушкина и ее адресаты
Любовная лирика Пушкина — это сюжет особый и по-своему бесконечный. В совокупности она представляет собой и род поэтической автобиографии поэта, и обобщенную философию любовного чувства, и аналитическое его исследование. В любовной поэзии Пушкина четко выделяются стихи-посвящения, имеющие точный адресат, иногда прямо названный поэтом, и лирические исповеди, за которыми угадываются конкретные биографические реалии (об адресатах таких стихотворений идут порой бесконечные споры исследователей). Для большинства пушкинистов очевидно, что в своей любовной лирике Пушкин был предельно автобиографичен. Любовь была тем чувством, которое он переживал как непосредственный опыт, сиюминутный, живой. Это интуитивно ощущали почти все исследователи, тяготевшие не к обобщенно-философическому, а именно к биографическому прочтению его любовных поэтических грез.
Исповедально-биографический фон пушкинской лирики имеет свои объяснения, как нам кажется, в присущей поэту эмоциональной импульсивности и подвижности, исключающей рассудочность, с истинной поэзией несовместимую. Но свойство поэзии, в ее высшем, пушкинском, звучании состоит в способности сообщать «впечатлениям бытия» вечный, универсальный смысл. То, что пережито и запечатлено гением, становится достоянием человечества.
Любовная тема в этом смысле особенно благодатна, поскольку она представляет воплощение в высшей степени универсального, и в природном и в историческом смысле, человеческого опыта, обладая неким вневременным содержанием. Сама лирика в мировой литературе рождается из осмысления и выражения чувства любви.
Пушкинский вклад в историю мировой любовной лирики в этом смысле уникален, хотя и не оценен в должной мере из-за принципиальной «непереводимости» Пушкина. Его поэтический мир выстроен на игре и сверкании именно русского слова.
Первой и наиболее важной, на наш взгляд, особенностью этой лирики является ее широчайший культурно-исторический контекст. Любовное переживание поэта, будучи запечатлено поэтически, невольно облекается культурными и литературными ассоциациями, которые включают его в этот контекст. Ранние эротические эмоции Пушкина облекаются в анакреонтические одежды, и эта античная декорация придает им оттенок природной естественности и красоты. Гармонизированная европейской галантной поэзией античная эротика возвышает чувственное влечение до поэзии. Здесь важна даже сама подчеркнутая безличность анакреонтических стихотворений, воспевающих саму женственность под условными именами.
Любовно-эротические эмоции Пушкина часто оформляются узнаваемыми культурными декорациями или ассоциациями, то восточно-экзотическими, то мистически-религиозными, то культурно-эстетическими. Это характерно для наиболее совершенных образцов его любовной лирики: «Я помню чудное мгновенье», «Гречанке», «Под небом голубым страны своей родной», «Мадонна» и др.
В совокупности своей любовная лирика Пушкина обладает и некоей универсальной психологической проблематикой, в основе которой, как нам кажется, ощущение времени. Дело в том, что поэт тонко чувствовал возрастную психологию любви. «Любви все возрасты покорны» — это открытие новой проблемы. Само движение его любовно-эротических эмоций от ранних лицейских стихотворений к лирике 1830-х годов — это есть иллюстрация возрастных ликов любви. Поэтому во времени разворачиваются основные лирические сюжеты: первая встреча — счастье обладания — разлука (даже смерть). Так развиваются сюжеты Ризнич, Воронцовой, Собаньской.
Важна и психология конкретных эмоций и состояний: первой влюбленности, ревности, чувственной страсти, любовного страдания. Поразительно, что у Пушкина неизменно в итоге преобладает интонация, которую он сам определил — «и чувства добрые я лирой пробуждал». Он умел быть благодарным любой женщине, подарившей ему любовь.
В его поэзии раскрываются бесконечно разнообразные лики любви: обнаженная чувственность, минутное влечение, романтическое томление, любовь-тщеславие, любовь-мука к женщине несовершенной, благоговение, ревнивая тревога. Именно это объясняет выбор названия данной книги — «Наука страсти нежной» — поскольку лирические сюжеты Пушкина выстраиваются в своеобразную поэтическую энциклопедию любви, на создание которой претендовал и античный поэт, подсказавший Пушкину саму формулу, — «наука страсти нежной» — Овидий.
И в жизни и в лирике любовные сюжеты у Пушкина складывались нередко драматично и даже парадоксально. Три возлюбленных в одесский период, и каждое чувство искренне и пылко. Три (а может, больше?) возлюбленных в Тригорском. Пять возлюбленных в 1828-1830 году (Оленина, Ушакова, Закревская, Собаньская, Гончарова). Как-то он спародировал знаменитый список, который разворачивает перед ошеломленной Эльвирой слуга Дон Жуана Лепорелло, и исследователи до сих пор рассматривают его как документ. Но список явно неполон, потому что в нем 37 имен, а Наталью Николаевну Пушкин шутливо назвал своей сто тринадцатой любовью. Чувствовал ли себя Пушкин Дон Жуаном? Да, если иметь в виду того Дон Гуана, которого он сделал героем «Каменного гостя». Дон Гуан всякий раз влюбляется впервые и при этом хранит благодарное воспоминание о каждой женщине, которая дарила ему любовь. Дон Гуан открыт сердцем для любой, но по-разному. Он не повторяется и именно поэтому способен любить двух, трех одновременно. Это тоже своеобразная ипостась протеизма, особой восприимчивости, которую можно отвергать с житейских позиций, но которая у гениев, подобных Пушкину, получает эстетическое разрешение. Поэтому в многообразии любовных посвящений следует искать не доказательства непостоянства Пушкина, а его умение переживать любовь в тех пределах, какие обыденному сознанию недоступны. Это отклик на красоту, это вечная свежесть эмоций, это потребность возрождения, которую пробуждала в нем прежде всего любовь.
В этой книге сделана попытка представить все известные адресаты любовной лирики Пушкина, имея в виду границы между «поэзией» и «прозой», эстетическим и житейским. Адресация любовных стихотворений Пушкина — это достаточно сложная научная проблема, к которой до сих пор не определился единый подход. В ряде случаев, когда поэт сам в той или иной форме «адресовал» свои стихотворения, проблемы не возникает. Но в большинстве своем любовная лирика поэта требует очень осторожного и корректного прочтения, совмещения биографических и временных контекстов, конкретных реалий. В книге по возможности учтены все уточнения и изменения адресаций, которые были сделаны в последние десятилетия, и все сомнительные ситуации оговариваются.
Книга построена как серия очерков, посвященных женщинам пушкинской эпохи. Единственным критерием отбора была сама поэзия Пушкина, т. е. наличие посвящения, увековечившего ту или иную героиню. Поэтому, к примеру, в книге нет очерка, посвященного Д. Ф. Фикельмон, о которой так много писали пушкинисты. К сожалению, ей поэт не посвятил ни одной поэтической строки.
В очерках по возможности учтены работы всех предшествующих исследователей, и это отражено в библиографических сносках. В ходе работы явственно выявилась фрагментарность, недостаточность многих архивных данных, но восполнить пробелы можно только многолетними усилиями больших творческих коллективов.
Автор выражает глубокую благодарность подвижникам-пушкинистам, покойным и ныне здравствующим, кропотливый и вдумчивый поиск которых дал ему возможность предпринять попытку обобщить накопленный более чем за полтора столетия материал.
Список опубликованных работ:
«Страшись прелестницы опасной…» [Н.Забабурова]
«Прекраснее быть невозможно» [Н.Забабурова]
Как величавая луна… [Н.Забабурова]
И речи резвые, живые … [Н.Забабурова]
«Она задумчивой красой очаровательней картины» [Н.Забабурова]
«Ее минутное вниманье отрадой долго было мне…” [Н.Забабурова]
Придворных витязей гроза [Н.Забабурова]
Круглый стол без кавычек [Я.Симкин]
«Ангел кроткий, безмятежный»? [Н.Забабурова]
Тебе, высокое светило [Н.Забабурова]
«Умственные затеи» донских парапушкинистов [Н.Забабурова]
«И воспомнил ваши взоры…» [Н.Забабурова]
«И слезы, и любовь…» [Н.Забабурова]
«И легковерные мечты…» [Н.Забабурова]
«Зизи, кристалл души моей…» [Н.Забабурова]
«Я был свидетелем златой твоей весны…» [Н.Забабурова]
«За Netty сердцем я летаю…» [Н.Забабурова]
«Цветы последние…» [Н.Забабурова]
Могучей страстью очарован [Н.Забабурова]
«Все его дочери — прелесть» [Н.Забабурова]
«Милый демон» [Н.Забабурова]
«Явись, возлюбленная тень…» [Н.Забабурова]
«Твоя весна тиха, ясна…» [Н.Забабурова]
«Ты рождена воспламенять воображение поэтов…» [Н.Забабурова]
«Елисавету втайне пел…» [Н.Забабурова]
«Ночная княгиня» [Н.Забабурова]
«Ее минутное вниманье отрадой долго было мне…» [Н.Забабурова]
Русская Терпсихора [Н.Забабурова]
Мне дорого любви моей мученье [Н.Забабурова]
«Младая роза» [Н.Забабурова]
Свет-Наташа [Н.Забабурова]
Непостоянный обожатель очаровательных актрис [Н.Забабурова]
«Подруга возраста златого» [Н.Забабурова] «Страшись прелестницы опасной…» [Н.Забабурова]
Вертикаль жизни Фаддея Зелинского [О.Лукьянченко]
«Прекраснее быть невозможно» [Н.Забабурова]
Как величавая луна… [Н.Забабурова]
И речи резвые, живые … [Н.Забабурова]
«Она задумчивой красой очаровательней картины» [Н.Забабурова]
«Ее минутное вниманье отрадой долго было мне…” [Н.Забабурова]
Придворных витязей гроза [Н.Забабурова]
Круглый стол без кавычек [Я.Симкин]
Литературные портреты писателей Серебряного века [Д.Касьянова]
«Ангел кроткий, безмятежный»? [Н.Забабурова]
Тебе, высокое светило [Н.Забабурова]
«Умственные затеи» донских парапушкинистов [Н.Забабурова]
Два портрета с комментариями [А.Станько]
«И воспомнил ваши взоры…» [Н.Забабурова]
«И слезы, и любовь…» [Н.Забабурова]
Приключения Пиркса, сначала кадета, потом командора и командира нескольких кораблей, совершившего полёты на Луну, Меркурий, Сатурн, Марс и созвездие Водолея [В.Моляков]
«И легковерные мечты…» [Н.Забабурова]
«Зизи, кристалл души моей…» [Н.Забабурова]
«Я был свидетелем златой твоей весны…» [Н.Забабурова]
«За Netty сердцем я летаю…» [Н.Забабурова]
«Цветы последние…» [Н.Забабурова]
Могучей страстью очарован [Н.Забабурова]
«Все его дочери — прелесть» [Н.Забабурова]
Культура и цивилизация на рубеже третьего тысячелетия [Г.Драч]
Диалог о детективе [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
«Милый демон» [Н.Забабурова]
ЛГ в Ростове! [Н.Старцева]
Властитель дум и бездумье власти [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
Культура и медицина — сферы взаимовлияний [А.Шапошников]
«Явись, возлюбленная тень…» [Н.Забабурова]
«Твоя весна тиха, ясна…» [Н.Забабурова]
«Ты рождена воспламенять воображение поэтов…» [Н.Забабурова]
«Елисавету втайне пел…» [Н.Забабурова]
Древние истоки культурного и интеллектуального развития народов [В.Сабирова]
«Ночная княгиня» [Н.Забабурова]
«Ее минутное вниманье отрадой долго было мне…» [Н.Забабурова]
Русская Терпсихора [Н.Забабурова]
Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики [А.Люксембург]
Мне дорого любви моей мученье [Н.Забабурова]
Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики [А.Люксембург]
«Младая роза» [Н.Забабурова]
Английская проза Владимира Набокова [А.Люксембург]
Свет-Наташа [Н.Забабурова]
Тень русской ветки на мраморе руки [А.Люксембург]
Непостоянный обожатель очаровательных актрис [Н.Забабурова]
«Подруга возраста златого» [Н.Забабурова]
Пушкинский юбилей в Ростове [А.Гарматин]
Ростовские премьеры [И.Звездина]
Второе пришествие комедии [Н.Ларина]
Неизданная книга о Пушкине
«Так суеверные приметы согласны с чувствами души…» [Н.Забабурова]
«К привычкам бытия вновь чувствую любовь…» [Н.Забабурова]
Здравствуй, Дон! [Н.Забабурова]
С брегов воинственного Дона… [Н.Забабурова]
Об африканских корнях А.С. Пушкина [Б.Безродный]
О дне рождения Александра Сергеевича [Н.Забабурова]
Пушкин в Ростове [И.Балашова]
Черная речка [Н.Бусленко]
Один вечер для души [Е.Капустина]
Первозданный «Тихий Дон» [A.Скрипниченко]
Парад прошел по полной программе [И.Звездина]
Всю жизнь быть Джузеппе… [В.Концова]
Зритель возвращается [И.Звездина]
Когда вы в последний раз были в кукольном театре? [В.Концова]
________________________
© Забабурова Нина Владимировна