В нашей жизни очень многое изменилось или все еще находится в процессе перемен. Мы провозгласили свободу и права личности. Но, к сожалению, часто за соблюдением своих прав и свобод совсем забываем, что в некоторых случаях это может ущемлять права и свободы других граждан. В этой связи в последнее время возникла проблема правильного понимания свободы совести и свободы вероисповедания. В нашем светском государстве в программе новостей можно, например, услышать, как было освящено отделение милиции с поголовным крещением всех сотрудников. И это не единичный случай. А между тем…
В ст.14 главы I Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» сказано, что «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но там же, в ст.28 главы II «Права и свободы человека и гражданина» устанавливается, что «каждому гарантируется свобода совести, свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать соответственно с ними».
Подлинно светским государством, по мнению автора комментария к ст.14 Конституции РФ (Ю.А.Розенбаума), следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии, и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религии, их канонические установления и правила не признаются источником права и не оказывают влияния на деятельность государственных органов, их должностных лиц, на систему государственного и муниципального образования, которая тоже носит светский характер.
Очень часто об этом стали забывать, подменяя понятия, а зачастую ставя между ними знак равенства. По результатам опроса, проведенного в г. Ростове-на-Дону в мае этого года, около 22% опрошенных затруднились определить понятие «свобода совести», а 70% уверены в том, что это свобода выбора конфессии; и только оставшийся небольшой процент опрошенных имеет представление о том, что же заложено Конституцией в это понятие.
Между тем, «свобода совести» и «свобода вероисповедания» не тождественны. Законодатель подчеркнул это, поставив их в ряд однородных членов, обозначающих конституционные гарантии. Свобода вероисповедания предполагает свободу выбора той религии, которой человек может следовать. А вот свобода совести — это совершенно иное. В этическом плане — это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. Со временем понятие свободы совести приобрело более узкий смысл — как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или нет. Иначе говоря, свобода совести стала выражать отношение человека к религии. Оно может выражаться, по крайней мере, в трех вариантах: 1) человек может верить в бога, исповедовать какую-либо религию (свобода вероисповедания); 2) не верить ни в каких богов и относиться к религии нейтрально; и 3) может быть атеистом, т.е. человеком не только не исповедующим никакой религии, но и отрицающим всякое существование бога, и отвергающим любую религию в целом.
Как мы видим, довольно обширной получается группа граждан, конституционные права которых нарушает массированная религиозная пропаганда (причем, только православная, не учитывающая наличие различных конфессий, действующих на территории России, а они охватывают своим влиянием около 20% верующих; отсюда — возможность возникновения религиозной розни), характерная для последних нескольких лет российской действительности. Необходимо учитывать еще и то, что большую часть населения России сегодня составляют граждане, которые воспитывались совсем не на религиозных началах. Им остается только либо терпеть и мириться с постоянными выступлениями духовных лиц и рекламой церкви, либо срочно воистину уверовать, либо лицемерно возлагать на себя крестное знамение.
Контент-анализ телевизионных программ показывает, что, включая информационные сюжеты в программах новостей и рекламные ролики церковной (даже не религиозной) направленности, православная тематика занимает около трех с половиной часов телевизионного времени в неделю. И не на отдельном канале, а по всему телевизионному эфиру — так, чтобы не увидеть было невозможно. При этом другие конфессии никак не представлены.
Даже если предположить, что невелика группа, которая действительно считает себя ущемленной в своих правах, то «демократия начинается не с господства большинства, а с учета мнений меньшинства и заботы об их конструктивном сотрудничестве» (А.Б.Венгеров. Теория государства и права. — М., 1998. — С.586. А ведь, согласно Конституции, «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство».
Понятно, что это тот самый идеал, к которому необходимо сегодня стремиться, но стремиться вперед, то есть по пути соблюдения прав и свобод граждан, а не назад.