Рыночная трансформация российской экономики поставила в повестку дня решение проблемы подготовки, с одной стороны, совершенно новых кадров, а с другой — переподготовку, переобучение и повышение квалификации значительного количества специалистов, окончивших вузы в дореформенное время. Из-за отсутствия экономистов и менеджеров с новой — рыночной — пара-дигмой мышления обществу пришлось заплатить высокую цену за последствия быстрых темпов радикальных преобразований

Возник своего рода бум, и в настоящее время все еще наблюдается повышенная востребованность в специалистах в области юриспруденции, экономики, управления и ряда других профессий, которые стали активными фигурантами рыночной экономики. В то же время вузы и техникумы продолжают подготовку по многим инженерным специальностям, по которым как бы исчезли потребители. В условиях непреодолимости социально-экономической и структурной политики, слома системы планового распределения специалистов возникает необходимость в структуризации профессиональной подготовки по специальностям и специализациям на долговременную и среднесрочную переподготовку. Для этого необходимо правильно определить структуры на базе маркетинговых исследованиях на всех уровнях: государство, регион, город, вуз.

В то время как реальная экономика стагнировала, а ее надстроечная, «виртуальная» часть получила неадекватное развитие, профессия экономиста, управленца стала как никогда сложной. Это показал и обвал 17 августа 1998 года. Поход физиков и лириков в экономику, подготовка экономистов на скорую руку в неадекватной среде (технические вузы, коммерческие структуры и т.п.) — слишком большая роскошь для общества. В области подготовки и переподготовки экономических кадров необходимо навести государственный порядок, чтобы обеспечить грамотное движение по пути реформ. Подготовка экономистов-профессионалов, экономическая переподготовка кадров должны занять свое особое место в системе высшей школы и послевузовского образования.

Опыт работы РГЭА (Ростовской государственной экономической академии) позволяет сделать некоторые выводы и обобщения по проблеме выработки концепций функционирования вуза в условиях кризиса и нестабильности.

Прежде всего, необходимо найти внутренние ресурсы развития вуза. Научиться продвигать на рынок образовательных услуг свои предложения. Это возможно за счет повышения качества подготовки специалистов под потребителей набора специальностей и специализаций, а также за счет приближения услуг к местам компактного проживания потенциальных студентов (развитие филиальной сети в малых и средних городах, дистанционное обучение, выездные семинары и т.п.).

Развитие коммерческой деятельности вуза должно осуществляться в направлении его основной специализации, способствовать закреплению кадров специалистов (дополнительные заработки по месту работы, повышение квалификации в реальном деле: консалтинговые услуги, аудит и т.п.).

Послевузовское образование необходимо привести в систему:

1) подготовка кадров высшей квалификации через докторантуру, аспирантуру и соискательство;

2) получение высшего экономического образования на базе первого высшего по сокращенной программе для лиц, занимающих должности экономического профиля;

3) тематическое обучение по заявкам потребителей (краткосрочные и долгосрочные);

4) участие в международных и российских программах повышения квалификации;

5) создание в структуре вуза или при вузе центров переподготовки и аттестации двойного подчинения.

Естественно, успешное развитие вуза не может быть сугубо автономным. Оно прежде всего определяется развитием всей системы профессионального образования страны, совершенствованием механизмов управления.