1. МЕСТО И НАЗНАЧЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Место высшего образования в городском развитии и формировании общества знаний

В настоящее время перед высшим образованием стоят принципиально новые задачи, связанные с построением общества знаний.

Сегодня в г. Тольятти ведется речь о построении нового Университета, который с одной стороны, должен стать образцом современной высшей школы, выпускающий людей, обладающих всеми необходимыми техниками и навыками для преобразования существующего мира, а с другой стороны, этот Университет в реализации своих образовательных программ и технологий должен ухватывать рамку территориальной социализации, т.е. учитывать особенности того административно-территориального места, в котором он располагается (в частности, мы говорим о такой единице, как город). Такой тип работ можно обозначить как реализацию образования по городскому заказу; более того — когда система образования сама формирует заказ.

В дальнейшем реализация подобного рода конструкции и технологизация этого опыта может стать образовательной моделью для распространения за рамки административно-территориальных границ, в которых Университет находится сегодня.

Статус перспективного инженерного центра, коим сегодня является город Тольятти, во многих сферах своей деятельности, требует принятия согласованных решений в разных сферах организации жизнедеятельности этого региона и города. Очевидно, что требуется повысить качество управления инфраструктурами жизнеобеспечения на территории области и города и интенсифицировать процессы создания новых бизнесов-процессов.

Создание современного образовательного центра («думающего места» — Университета) в городе должно стать важнейшим элементом социальной, экономической и политической стратегии взаимодействия города и региона с государственным, а, возможно, и мировым сообществом. Такое взаимодействие невозможно без выращивания нового поколения, которое должно обеспечить развитие всех сфер деятельности города и региона, а также будет работать в совместных проектах и предприятиях за рамками города и региона.

По своему назначению Тольяттинский государственный университет должен представлять собой место обеспечения и развития существующих сфер деятельности города и региона, встречи и разработки проектов развития города и региона, совместных для города и региона инфраструктур: транспортных, энергетических, торговых, финансовых, производственных, социальных.

Роль Университета в городе. Роль городского сообщества для Университета

Мы рассматриваем образование как ту деятельность, которая является точкой роста городского развития. Все городские активности — власть, бизнес, городские финансы должны повсеместно и консолидировано содействовать Университетам в решении этих задач.

Как правило, каждый город выбирает для себя стратегию в зависимости от уровня развития экономики. Будущее любого города во многом зависит от образования. В сегодняшней городской ситуации резких социальных колебаний, наукоемких экономических систем и нарастающей глобальной интеграции зачастую именно высшее образование обусловливает разницу между экономическим спадом и динамичной экономикой, именно высшее образование задаёт тенденции развития городской территории. Именно поэтому в работе предпринята попытка выделения роли высшей школы в общем развитии города. Политические деятели города должны воспользоваться возможностями, которые образование в сочетании с информационными сетями и новыми технологиями предоставляет для подъема продуктивности и достижения экономического роста.

Какие проблемы стоят перед высшей школой?

Для того чтобы воспользоваться этими возможностями, необходимо разрешить ряд давних и недавних трудностей, препятствующих усовершенствованию образования. С одной стороны, большинство развивающихся стран и государств переходного периода до сих пор вынуждены решать долгосрочные стратегические проблемы доступа, равенства и качества. И здесь встает фундаментальный вопрос: как с учетом текущих финансовых возможностей расширить охват, искоренить неравенство доступа и результатов и повысить качество образования в городе? Потребность в более независимом и профессиональном управлении связана с другими проблемами. С другой стороны, эта и без того достаточно затруднительная ситуация дополняется в настоящее время новыми возможностями (и новыми опасностями), вызванными изменениями в положении образования.

При оптимальном использовании эти новые факторы предоставляют возможность совершить резкий рывок вперед за счет использования партнерских сетей и новых технологий.

В чем же именно заключаются новые факторы?

Во-первых, в XXI веке наиболее значительной движущей силой экономического развития и наращивания конкурентоспособности городов становятся накопление и практическое применение знаний, что приводит к повышению роли высшей школы в строительстве практичных экономических систем и демократических обществ. Во-вторых, информационная, коммуникационная и технологическая революция способствовала облегчению и ускорению производства и применению знаний. В-третьих, в высшей школе развиваются рыночные силы, возникла конкуренция между новыми провайдерами образования (в большинстве иностранными и иногородними) и традиционными вузами, которым ранее принадлежала монополия в этой сфере. Новые провайдеры функционируют в «безграничной» образовательной среде и используют совершенно иные модели организации и доставки, основанные на применении информационно-компьютерных систем. В-четвертых, возникают новые глобальные рынки «продвинутых» кадров (не только в рамках страны, но и далеко за её пределы). Их образование сопровождается ростом международной конкуренции за привлечение квалифицированного персонала и влечет за собой утечку мозговых ресурсов.

Что делать в этой ситуации?

Принимая во внимания заявленный тезис, находящийся в основе данной работы, о том, что образование как деятельность является точкой роста городского развития, а городской университет должен стать фактором развития города, ключевые позиции в поиске ответа находятся в тезисе о консолидации городских активностей в стимулировании развития города.

Выступая с позиции образования, авторы попытались ответить на вопрос о том, какими компетенциями должны обладать городские активности в части стимулирования городского высшего образования, что рассматривается ниже.

Что должна делать городская власть?

В работе подчеркивается, что городская власть должна способствовать росту инновационного характера Университета, его готовности соответствовать требованиям городской конкурентной наукоемкой и практичной экономики.

Городская власть должна поддерживать Университет по трем причинам:

— Во-первых, именно вложения в высшую школу возвращаются в виде долгосрочных общественных благ, особенно важных для экономического развития, в том числе, таких как долговременные поступления от фундаментальных исследований, развитие технологии и социальная сплоченность.

— Во-вторых, есть люди, успешно окончившие среднюю школу, но оказавшиеся в невыгодном положении в силу социального происхождения, пола, национальности. В этом случае требуется властное регулирование для обеспечения им равных возможностей доступа к дальнейшему образованию.

— И наконец, высшая школа – важнейший фактор развития начального и среднего образования, задающая и формирующая образовательное пространство города.

Развитие рыночных факторов приводит к повышению значимости роли городской власти в секторе высшего образования. Динамика рынка диктует новые схемы распределения общественного финансирования. Создаются новые стратегии финансирования, предполагающие получение прибыли за счет эксплуатации имущества вузов, внедрения платы за обучение, а также заключения партнерских соглашений с другими вузами или организациями.

Очень важно, что постепенно растет масштаб финансирования, получаемого из негосударственных источников, дополнительно к бюджетным ассигнованиям. Городская власть должна стремиться ослабить финансовое бремя, ложащееся на государственный бюджет, и расширить доступ к высшему образованию (одним из возможных ходов может стать интерпретация системы ГИФО на уровне города, конвертируемая в форму Городских именных финансовых обязательств, к примеру; такие же примеры должны быть найдены и на уровне образовательных единиц – собственные финансовые обязательства).

Следовательно, в сфере высшей школы задачи городской власти сводятся к тому, чтобы помочь системе приспособиться к переменам, происходящим на местном и глобальном уровнях. Можно выделить три основных направления действий правительственных организаций:

1. Разработка адекватной политики. Для того чтобы город смог в полной мере воспользоваться преимуществами практичной и наукоемкой экономики и новых информационно — коммуникационных систем, необходимы проактивные, осмысленные реформы, подкрепленные четким видением долгосрочной картины развития высшего образования, прежде всего городского образования.

2. Разработка правовой базы на местном уровне. Здесь важнейшим аспектом, направленным на то, чтобы способствовать внедрению инноваций и поощрять развитие высшего образования, должно стать создание нормативных актов, регулирующих правила учреждения новых образовательных программ и форм обучения (в том числе и виртуальных), разработка механизмов обеспечения качества и финансовой надежности для государственных вузов, а также блок законов об интеллектуальной собственности.

3. Разработка финансовых механизмов регулирования. Механизмы, побуждающие вузы стремиться к качеству, эффективности и равенству, включают в себя также и схему распределения бюджетных ассигнований, предполагающую зависимость объема финансирования от показателей деятельности вуза, поощрение самофинансирования вузов и программы финансовой поддержки студентов.

Какова роль городских финансов?

За что должны отвечать городские финансы? Какие задачи решать в городском сообществе (в частности, касательно экономического стимулирования образовательных процессов города)?

Ответы должны быть найдены в ряде задач этой городской активности. Ряд городских банковских структур ведет широкомасштабную деятельность в поддержку повышения качества жизни в городе. Важнейшие направления этой деятельности должны заключаться в обеспечении политического диалога, направленного на глобальный обмен информацией и опытом, поддержке реформ посредством займов под программы и проекты, а также создании на городском и региональном уровне объединения по решению проблем, стоящих перед современной высшей школой. Опишем эти задачи несколько подробнее:

— Обеспечение политического диалога и обмена знаниями. Городские финансы (в частности, банковские и кредитные организации) должны выступать в качестве катализатора процессов повышения качества жизни горожан и соответствующих реформ в области городских инфраструктур, в том числе образования. Банк различными методами должен оказывать поддержку местным аналитикам, способствует обмену опытом реформ и инноваций между различными городами и реформами, консультировать заинтересованных сторон и инициировать общественное обсуждение ряда различных городских проблем; повышать уровень и объёмы кредитования высшего образования жителям города.

— Поддержка реформ посредством займов. Для обеспечения эффективного расходования средств городские финансовые структуры должны уделять значительное внимание предварительному анализу, консультациям участников проектов и изучению аналогичного опыта предшествующих начинаний – другими словами, обеспечивать комплексный подход к реформе той или иной деятельности (в частности сферы городского образования), досконально понимать местные политические и экономические особенности. Вид и объем поддержки, оказываемой банком, должен определяться спецификой положения каждого конкретной образовательной единицы на основе стратегического планирования на городском и институциональном уровнях, с учетом стремления к институциональной автономии и надежности и наращиванию институционального потенциала.

— Решение глобальных проблем высшего образования. Глобализация и распространение «безграничного» образования приводят к возникновению проблем, актуальных для систем высшего образования. При этом часть этих новых проблем выходит за рамки возможностей одного города. Представители городских финансов должны объединять под своим руководством членов городского сообщества для обеспечения производства «городских общественных благ», таких, как качество городского образования, законодательство, регулирующее деятельность «иногородних» провайдеров образовательных услуг, законы об интеллектуальной собственности, описывающие программы дистанционного образования, и неограниченный доступ к информационным компьютерным технологиям.

Основные препозиции

Работы по исследованию, разработке и методологии организации учебного процесса, развёрнутые в этом тексте, были продиктованы ключевым заявленным тезисом о том, что городской университет должен стать фактором развития города, были сформулированы следующие заключения:

— Проблема, положенная в основу разработки учебного процесса, — то, что существующие Университеты и учебный процесс не соответствуют зафиксированной и признанной среди разработчиков и мест их практической деятельности мысли о роли Университета как фактора городского развития; существующие университеты, как правило, не ухватывают своей деятельностью городские «масштабы», особенности и возможности города.

— Учебный процесс исследуемого ВУЗа – Тольяттинского государственного университета (места практикования темы авторов) фактически не соответствует ряду базовых требований в рамках заявленного тезиса «городского Университета», а именно:

— не транслирует содержание, являющееся предметом деятельностей городских деятельностей;
— не предполагает форм организации учебной деятельности, способных дать возможность обучающимся осознать, освоить и закрепить необходимые способы работы для существования и изменения окружающего мира;
— при реализации учебного процесса фактически не учитываются и не проектируются места городские «практического применения» студентов Университета.

Ключевая цель, положенная в основу разработки Учебного процесса, — воспроизводство и развитие города. В работе заявлено, что сформулированная цель достигается посредством выпуска двух «продуктов» в город, преобразующих городскую среду: оспособленных людей и актуальных знаний.

— Позиция, занятая автором данной работы: исследователь – проектировщики. Что это означает? Это означает, что в процессе работы автор:

— исследовал и выделил ключевые достижения мировой педагогической и управленческой практики в области проектирования и организации высшего образования; проанализировал опыт зарубежных государств; ознакомился и учёл перспективные направления внешнего воздействия (государственные приоритеты развития); проанализировал состояние городской жизнедеятельности;
— зафиксировал существующую ситуацию в исследуемом Университете (ситуацию и устройство учебного процесса);
­- сформировал чёткие представления о будущей картине проектируемого объекта («должного» учебного процесса);
— рефлексивно фиксировал собственные способы выполнения работы по проектированию учебного процесса для выделения и описания метода проектной работы (для запуска проекта в тело организации).

— Необходимо также зафиксировать, что при разработке учебного процесса разработчик находился в позиции «образователя», однако проектирование учебного процесса исключительно в рамках этой позиции было отмечено как невозможное, поскольку в ситуации проектировании учебного процесса «городского университета» необходимо учитывать всё городское пространство, все городские активности, формировать принципиальные требования от образования к городским активностям, понимать место и назначение образования в городском пространстве (См. схему 1).

— Ядерная структура городского университета должна включать следующий ряд функциональных мест:

— практическое обеспечение существующих сфер жизнедеятельности города и региона;
— практическое участие исследователей, преподавателей и студентов в проектировании и реализации экономических изменений города и региона;
— анализ и теоретическое обобщение опыта данной практики;
— имитационное моделирование (проигрывание), а также практическое освоение как ведущие методы в подготовке специалистов для изменяющейся деятельности.
— теоретическое осмысление существующей жизни в городе и регионе (теоретическое оснащение).

2. УСТРОЙСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Назначение и сущностное определение учебного процесса

Воплощение в жизнь идеи Городского Университета, как фактора развития территории, превращение потребует в дальнейшем от авторов определенных усилий и в плане реорганизации существующего учебного процесса, и структуры вуза, и в сфере организации, руководства и управления.

Реализация, каких новшеств в структуре Университета, каких принципиальных изменений учебного плана и какой новой концепции учебного процесса в целом, позволяет говорить о том, что Университет может, и будет являться градообразующим фактором для города? На наш взгляд основной концепцией нового учебного процесса должна быть следующая: «Проектирование и создание интеллектуальной городской среды посредством планирования и подготовки выпускников, оспособленных не только адаптироваться к существующим условиям, но и воспроизводить развивать и управлять созданием культурных ценностей и обеспечивать кадровое воспроизводство и развитие городской среды». В данном случае под понятием «городская среда» следует понимать все городские активности (власть, промышленность, бизнес, финансы, образование) с их кадровым обеспечением.

В университетской образовательной деятельности учебный процесс является основополагающим процессом, определяющим, задающим или затрагивающим все другие процессы и действия, в том числе научно-исследовательский процесс, а также организацию, руководство и управление. Поэтому, задачами учебного процесса в настоящий момент являются и подготовка оспособленных к определенному роду деятельности выпускников, и планирование мест, функций, процессов и т.д. в городской среде, для которых подготавливаются эти выпускники. Решение именно этих задач позволит создать интеллектуальную городскую среду и обеспечить привлекательность городу.

Таким образом, учебному процессу предстоит решать две глобальные задачи: первая — по производству актуальных знаний для городской среды, вторая — по подготовке кадров для запланированных объектов или городских процессов. Причем, решение этих задач должно быть перманентным, как и сам учебный процесс. Выполнение первой задачи, скорее всего, будет связано с организацией специальных структур (мест) как в Университете, так и в городе, их взаимодействием для выработки наиболее приемлемых вариантов для каждой конкретной ситуации.

Решение второй задачи немыслимо без разработки принципиально нового учебного плана (УП) подготовки выпускников, так как он является основой учебного процесса. Каковы принципы построения нового УП, в чем суть изменений, чем определяется форма и содержание его составляющих? Ответы на эти вопросы можно получить лишь в том случае, если известны требования, которые должны предъявляться к выпускникам. Такие требования достаточно легко сформулировать, если выпускник готовится для конкретного рабочего места и конкретного предприятия. Одной из задач автора было формулирование требования к выпускникам Университета (если точнее сказать – формирование образа городского выпускника).

Сутью нового учебного процесса Университета является трансляция знаний, умений, техник, компетенций, которыми обязан владеть образованный человек для существования и продвижения в современном обществе.

Набор минимальных необходимых техник (способностей), которые должен приобрести образовывающийся представляется следующим образом:

Образно говоря, образование даёт или должно давать два вида способностей: на низком уровне – способность к адаптации; на высоком уровне – способность к изменениям.

«Новизна» предлагаемой конструкции учебного процесса заключается в том, что помимо традиционных предметов (организованного предметного знания) и жизненной практики, технология данного учебного процесса направлена на формирования у студентов навыков осознания, осмысления и самоопределения, что в свою очередь, должно обеспечивать:

— техническую оснащённость образовывающихся в области личного самоопределения, работы с собственным сознанием, а также построения собственной образовательной и профессиональной траектории;
— работы, в которых подобная оснащённость нашла бы применение и могла бы быть перевёрнута на плоскость «жизненной практики» — ведь только в ней и возможно самоопределение.

Кроме того, работы по освоению обозначенных техник ориентированы на взятие учениками некоторых способов самоопределения и устроены таким образом, чтобы:

— предоставить ученику возможность попробовать тот или иной способ (другими словами, примерить его на себя);
— предоставить ученику возможность осознать (отрефлектировать) этот способ и получить понятие о нем;
— передать ученику технику взращивания (тренировки) на себе того или иного способа, обеспечив стартовый таким образом импульс к дальнейшей самостоятельной работе;
— позволить ученику включиться в работы, на базе которых стало бы возможным проводить эти тренировки.
Рабочее понятие учебного процесса, заявленное автором:

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС есть смена представлений человека о себе, окружающем мире, способах работы (развитие человека). Учебный процесс – это преобразование человека, в частности, речь идёт о постановке трёх типов образов в рамках учебного процесса:
— образа места (социализация);
— образа деятельности (профессионализация);
— образа мышления (мышление / интеллектуальная работа).

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Принципы запуска учебного процесса

Автором развёрнута идея реализации учебного процесса посредством активного участия всех деятелей университете в реорганизации образовательного процесса ВУЗа. Предложена схема активизации проектных групп по ключевым направлениям проектирования и организации учебного процесса. Сформулированы требования к ключевым процесса университета: ОРУ, финансам, кадрам, материально-технической инфраструктуре. Развёрнуты принципы организации экспериментальных площадок для последовательного внедрения инноваций в «живое» тело образовательной единицы. Сформулированы методические требования стимулирования инновационного процесса в Университете.

Вышеуказанные положения по внедрению учебного процесса приведены на основе выделенного опыта реализации УП в тело Тольяттинского государственного университета – места практикования автором темы образования.

Социализация учебного процесса городского Университета

В данном разделе автор указывает на необходимость социализации инновационных работ по проектированию и внедрению учебного процесса в рамках заявленных и грядущих изменений на федеральном уровне – принятие болонской конвенции и соответствующее изменение учебной действительности. Автор поднимает вопрос о том, каким образом конвертировать проделываемые работы в формы сообразные положениям Болонской конвенции, равно как и «одеть» европейскую систему Болонского процесса, не повредив ядро тех инновационных положений, заявленных и принятых для конкретной образовательной единицы.

Проведён тщательный анализ характеристик образовательной деятельности в соответствие с Болонской конвенцией. Выданы рекомендации по поиску и подбору соответствующих возможных форм сочетания проектной разработки Городского университета с формальным требованием Европейской реальности.

Хотя Болонский процесс имеет целью обеспечить схожесть и совместимость систем высшего образования государств, подписавших Болонскую декларацию (1999 г.), предполагается, что высшее образование остается в государственной компетенции. Процесс осуществляется так, чтобы всемерно защищать и поощрять культурное и образовательное разнообразие. С учетом этого принципа автор анализирует проблемы, возникающие в процессе адаптации систем высшего образования городов России к требованиям и положениям Болонского процесса на примере своего города — Тольятти. В работе рассматриваются такие проблемы, как соотношение разнообразия и интеграции, модернизация учебных планов, достижение оптимального соотношения между институциональной автономией и государственным регулированием высшего образования, связи между университетским и неуниверситетским высшим образованием.

Болонский процесс широко известен в европейских академических кругах и даже за их пределами. В обществе растет интерес к ходу реализации процесса, его смыслу и целям. Особенно значителен этот интерес в отдельных регионах, в частности в Юго-Восточной Европе, где четыре страны недавно заявили о своем желании присоединиться к процессу на сентябрьской конференции в Берлине. Тем не менее в первую очередь имеет смысл задаться фундаментальным вопросом: чего мы ждем от «Болоньи» и чего она требует от нас?

Для начала дадим ответ от противного: мы, несомненно, не стремимся отказаться от государственной компетенции в области высшего образования и от институциональной автономии. Но надо сказать, что «Болонья» и не требует этого от нас.

Ключевой целью автора является создание Городского Университета, который явился бы фактором развития города, что, в свою очередь, могло бы стать моделью развития для других городов России.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Современность ставит перед нами проблемы, решение которых не терпит отлагательства. Изменения захватывают уже не только традиционные, но и виртуальные и корпоративные, частные и коммерческие вузы. Новые информационные и коммуникационные технологии произвели революционный переворот в преподавании и обучении. Наблюдается то резкий рост числа студентов, то намечаются тенденции сокращения числа будущих студентов. Управление университетами приобретает все более предпринимательский характер, вовлекая учреждения высшего образования в общие процессы экономического развития посредством заключения партнерских союзов с промышленными предприятиями.

В обществе знаний, которое мы сейчас строим, на университеты ложится громадная ответственность. Они должны проявить себя как конструктивные учреждения, способные не только увеличить количество знаний, а также подготовить ответственных и компетентных городских граждан.

Университеты играют важнейшую роль во взращивании новых поколений интеллектуалов и профессионалов, способных и стремящихся создать – в своём городе (равно как и в мире знаний, не связанных территориальными границами, мире острейшей конкуренции и беспрецедентного технологического развития) – гармоничное общество, гарантирующее всем гражданам устойчивое повышение уровня и качества жизни.

Начинания, предпринятые в Тольяттинском государственном университете, дают нам сегодня возможность задуматься о будущем высшего образования с точки зрения последних тенденций, таких как маркетизация, глобализация, а также, что на наш взгляд наиболее актуально, — о будущем городов, утверждая, что образование есть точка роста городского развития.

Мы рады тому, что работы по реформированию высшей школы, которые волнуют умы наиболее выдающихся представители академического сообщества мирового пространства, проводится именно сейчас и именно здесь, в России и модельно затрагивают наш Университет. Европейские университеты полным ходом претворяют в жизнь идеи, лежащие в основе концепции Болонского процесса.

Мы же готовы приложить усилия для достижения целей, запланированных на 2010 г. В соответствии с направлениями развития образования в России на ближайшую перспективу, изложенными в государственном документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.», принятом Правительством РФ в декабре 2001 г.

_________________________
© Князева Анна Владимировна