В Московском Молодежном театре Вячеслава Спесивцева поставили «Мяузикл» посвященный Юрию Куклачеву. Заявлен это спектакль как социальная вещь, история о людях и кошках, о добре и зле. С мюзиклом это представление связывает только созвучное название, потому что музыкальная составляющая спектакля – самое слабое звено. Вообще вряд ли можно назвать какофонию звуков и нестройное пение артистов музыкальным оформлением. Жанр пьесы определить вообще невозможно. Кроме того, Спесивцев утверждает, что «нет жанра, а есть то, что нас волнует». Современное искусство – клиповое, основанное на потоке эмоций и чувств. И вот на этих принципах и строится это произведение.

Эксперимент под названием «Мяузикл» удался наполовину – найдены оригинальные пути оформления сцены, куклы-кошки очень органично превращаются в кошек-артистов. Костюмы яркие и необычные. Васе планы оформления сцены создаются при помощи одной цифровой видеокамеры, которой ловко орудует «кот-папарацци». Актеры – студенты и выпускники театральных ВУЗов, отработали на «отлично» — пластику и поведение кошек передали точно. Роман Шахов, игравший роль Юры, очень метко «попал» в образ. Иногда казалось, что перед тобой действительно молодой Куклачев. И на этом все положительные моменты заканчиваются.

Сценарий постановки был написан по книгам Куклачева «Уроки доброты» и как дидактический материал – иллюстративное пособие к этим самым урокам, он отработан на все 100%. Но вне контекста и как самостоятельное произведение, содержание спектакля нуждается в переработке. Особенно его лексическая и стилистическая составляющая вызывает недоумение – столько вульгаризмов и сленговых словечек собрано в часовом произведении, сколько мы порой и за день не услышим на улице. Зачем переносить язык помоек на сцену? Разве театр – это не место, где зрители должны отвлекаться от повседневности и приходить за духовным очищением?

Сюжет очень прост – клоун Юра «загорелся» идеей поставить в цирке номер с кошками. Все его убеждают, что кошки не поддаются дрессировке, но увлеченный своей мечтой, Юра идет за бездомными котами на помойку и в лабораторию, где ставят эксперименты над животными. В итоге все бездомные коты стали артистами цирка, Юра доказал, что кошек можно дрессировать, коты- брат и сестра после долгой разлуки нашли друг друга. Все ужасы и реалии жизни, не только помоечной, прямо смакуются авторами – и жестокость взрослых, выкинувших котят на помойку, и бездушие лаборантов, проводящих опыты над животными.

Как талантливый человек В. Спесивцев имеет свою оригинальную точку зрения на воспитание детей – что театр не должен отгораживать детей от реальности и поэтому на сцене надо говорить тем языком, который дети слышат в жизни. Но педагоги поспорили бы с ним. Театр должен воспитывать, прививать культуру, а сленгу дети научатся на улице, без чьей-либо помощи. Почему бабушки, пришедшие на спектакль со своими 5-летними внуками, должны во время действия объяснять детям, что значит выражение «порву как Тузик грелку» и почему дяди и тети на сцене говорят те слова, за которые родители ругают своих детей? И неужели авторы спектакля настолько уверены в том, что все дети знают, что в современном обществе часто всего можно добиться взяткой (в спектакле – двумя «пузырями» коньяка)? Или они хотели, чтобы дети взяли это себе на заметку?

И еще не совсем понятно, для какого возраста эта постановка. Дети дошкольного возраста придут посмотреть на мягкие игрушки и не поймут затронутых спектаклем проблем, а школьникам, особенно подросткам, такой спектакль будет просто неинтересен. Скорее всего, он имеет право жить в основном в качестве пособия к «Урокам доброты», тем более, что в некоторых Московских школах апробируют придуманную Куклачевым систему воспитания «Добрая Россия».

Каждый режиссер имеет право в своем театре экспериментировать и ставить необычные спектакли. Но экспериментировать с детской психикой и сознанием нужно очень аккуратно, продумывая каждую мелочь. «Мяузиклу» необходима основательная доработка, а родителям нужно подумать. Прежде чем отправлять детей на подобные спектакли.

__________________________
© Емельянова Инна