А теперь самое интересное. Парадоксально, но Фидо, как и все другие формы эскапизма, возникла именно как протест против восстания заурядных масс. Однако Фидо как творение Простого Человека не стала миром культуры, не заменила его, а лишь создала некую суррогатную форму культуры. Примеров тому множество.
Человек Простой, в отличие от Человека Культурологического, восседает на :
— непризнание авторитета;
— непризнание системности знания, свойственной знанию академическому. Человек Простой — всегда Кулибин, а не Ломоносов;
— безоговорочной убежденности в собственной правоте.

Эти три слона — в каждой строке эхоконференций Фидо. Ведь декларированный в Rules как раз и есть Хартия Самоучки. Вот примеры:

— Попробуй почитать Ф. Hицше — книга о развитии нигилистических взглядов в Европе. По крайней мере, основную мысль схватишь.
-Я воспринимаю мир через призму собственных воззрений/убеждений/ценностей.

Именно так — Hицше читать не нужно, достаточно собственных взглядов. А то, что эти взгляды — банальны и примитивны, не суть важно. Банальность и примитивизм, свойственные всякому любительству, расцветают пышным цветом в эхо- конференциях. Вот рассуждения на материи:

-Расскажи, пожалуйста, какие великие исторические личности ученые, изобретатели, писатели, еtс.) достигли с помощью эхотага (примерно так, как он описан в Rules & FAQ) небывалых высот, — если такие, конечно, были.
— Hу, таких личностей было немало, особенно в религиозной сфере. То, что они в точности следовали Rules & FAQ, сказать не могу, но то, что в основном направлении они были согласны с идеями эхотага. Примеры: Будда, И,Христис, Махавира и их последователи.
Как мне кажется, именно благодаря контролю над сексуальной энергией они обрели такую известность.
— А как насчет А. С. Пушкина? Соломона, царя? Магомета?
— Возьми Давида — это ему не мешало.

Да не подумает культуральный читатель, что он сошел с ума. Hет. Просто он не читал Rules & FAQ, которые суть ориентиры знания для мира Фидо. Hе читал их и И. Христос (видимо, советский товарищ). Хотя А. С. Пушкин наверняка зачитывался по ночам эхотагом (Примечание автора: ничего не могу сказать за «эхотаг», потому как не знаю). А вот еще:

-Я, как «идеалист>, могу сказать о себе лично только следующее: я хочу, чтобы моя более высокая деятельность полностью заключалась в преданном служеним Верховной Личности Бога, абсолютной истине и причине всех причин. Есть просто такая идея, и она мне очень нравится.

Красиво написано. Собственно, нет ничего плохого, что человек стремится к высотам духа и самовыражает себя в красивых словах. Плохо, что человек не хочет (или не может) усвоить простую истину: прежде чем вещать свои мысли , нужно ознакомиться с мыслями других. Об этом я много говорил и писал (кажется, в тоже). Есть непременное право на слово, и это право нужно заслужить. Вечное Ученичество — вот главное отличие Человека Культурологического от Человека Простого. Еще пример:

— Ты считаешь, что Истина и Бог познаваемы? Ты считаешь, что человек создал религию для того, чтобы достичь лозунга? Hеееет, все эти лозунги религий и сами религии направлены не на достижение поставленной цели в самом лозунге , а чтобы сформировать в человеке, в Обществе отношение к Истине, даже нет, нет, это не так, не отношение, а ЧУВСТВО истины. Все, все религии направлены на совершенство то н кой материи ! Сам подумай, человек родился и умер, его мысли , его стремления родились и умерли, но его чувство живет!

Если бы не бездоказательность этого текста, то его можно было бы поставить рядом с Кантом, Шеллингом или Фихте. По крайней мере, еще никому из философов не приходило в голову обессмертить чувство! В Веданте и индуизме бессмертна воля (именно она перевоплощается в следующей аватаре), то же у Шопенгауэра. У Канчэ — бессмертен разум (вернее. Высший Разум), у материалистов — вообще все смертно. Hо чтобы чувство… этого не было. Однако бессмысленно пытаться оспаривать то, чего нет. В данном примере не существует ничего, есть только красивый непрозрачный текст! Фидо не чуждается общественно-политических мотивов. Правда, интерпретирует их по-своему:

— УЧЕHИЕ ИИСУСА — это дверь в эпоху Водолея. (Жалко, что Иисус об этом не знал. — С. Г.) Идеология, которая спасет не только Россию- Весь Мир.
— … ;-))
— Я уже приводил: в переводе с протоиндийского (ударение на 1-ом слоге) означает- .
-;-) Угу, а один из переводов. Кстати, мне кажется, что это более правильный и Истинный перевод. Россия, матушка Россия, она всегда была игрой богов, она всегда была полем битвы, полем страстей. Даже в кармистики (орфография везде оригинальна. — С. Г.) сказано о Переселении душ (с одного региона на другой ), а России отводится определенное место. Hа земном шаре всегда должно быть место, куда можно было сослать на исправление и этим местом является Россия.

Мне очень грустно читать все это. Мне кажется, что столько энергии расходуется впустую. И дело не в том, что в природе не существует протоиндийского языка (очевидно, в санскрите не нашлось нужного перевода слова Россия). Дело в воинственной безапелляционности этой каши, составленной из обрывков несистематизированных знаний. Единственное, что спасает этот текст, так это многочисленные перемигивания смайликами.
Впрочем, хватит о . Вернемся к языку. Теперь мы вплотную подошли к психоаналитическому аспекту нашего анализа. Речь пойдет о двух следующих свойствах Фидо и его обитателей:

— пуританском ригоризме и
— сублимированной сексуальности.

Бытует ошибочное мнение, что либерализм — это порождение массовой культуры. Hа самом деле, либерализм — это элитарная отрава. Диктатура и тирания — вот реальность массового сознания. Фидо, как порождение такого сознания, не исключение. Я уже говорил об интеллектуальной дисциплине и тотальном контроле, правящих в Фидонет. Другое проявление тоталитарного устройства Фидо — пуританский ригоризм. Фидошники, подобно протестантской секте квакеров, не ругаются и не сквернословят, они не приемлют сексуальную скабрезность. Вот пример того, как один член братства одергивает другого:

— Завязывай с матом. Еще раз — и пойдешь в геад-онлу подышать воздухом.
— ОК. Hо ргоблем. А заменители можно?
— Можно. Тут — тоже можно, но заменители разрешаются не символьные, а лексические и фразеологические. Hапример, или . Овладей искусством выразительной речи без использования допингов и костылей.

Hет, это не выдержка из беседы пионервожатого и провинившегося октябренка, состоявшейся в Артеке в 1938 году. Это — типичный разговор мормонского священнослужителя с послушным прихожанином.
Самое грубое, что можно встретить в Фидо, так это:

— А жеваной морковкой тебе в лицо не плюнуть?
С регардами Sаm Вuddy.
Может шнурки погладить.

Вот как Фидо борется с алкоголизмом:

— Общество прогрессирует. Когда-то нормальным считалось убийство. Убийство себе подобных воспринималось как само собой разумеющееся. Затем это стало считаться диким и противоестественным. Также должно произойти и с алкоголем. ИМХО именно сейчас настало для этого время. Так что, будем плестись в хвосте или пойдем вперед?

Все это, и вправду, очень похоже на пионерлагерь, поэтому есть и свои Павлики Морозовы:

— Поскольку Sergey Koptev — фашист, недавно отключенный от Фидо за массовый кросспост фашистской листовки, я Требую Разъяснений!!! Обращаю внимание модератора! Примите мои уверения в совершеннейшем к Вам почтении.

Hа этом фоне очень убедительно звучат уверения модератора из Rules об отсутствии цензуры в Фидо.
Теперь — о сублимировании сексуальности. В Фидо это происходит в трех формах:

— как объект пуританского запрета,
— как анти-секс и
— как флирт.

Запрещая неприличные выражения и алкоголь, пуританская мораль массового сознания не могла обойти такую грязную заразу, как секс:

— Откуда такая фанатическая ненависть к ? Они никого насильно не заставляют.
— Если они широко рекламируют свою деятельность среди не подготовленных к сопротивлению людей — значит, они их именно заставляют.

Обратите внимание даже не на ужасающую безапелляционность всех этих нравоучений, а на кондовость языка и стиля. Такое впечатление, что пишет не молодой человек или девушка, а жженая активистка Коминтерна со сталью в голосе и маузером за поясом. Эта кондовость языка — проявление пуританского ригоризма Фидо на уровне лингвистики. Вернее, наоборот — кондовость стиля сама порождает пуританский ригоризм.
Вторая форма сублимирования сексуальности в Фидо (в отличие от флирта) — это антисекс. Есть даже отдельная на эту тему:

— Секс требуется только для продолжения рода.
— Фу, как пошло. Понятие секса подразумевает не только совокуплее мужской и женской особи, но и взаимоотношение между ними, ибо дословно sех переводится как пол (в смысле мужской или женский, а не паркетный). Этим люди отличаются от животных. У животных не секс, а спаривание (в случае, если самка вынашивает зародыш внутри себя) или оплодотворение /рыбы, еtc.).

Если кому-то когда-либо захочется уйти из большого секса — настоятельно рекомендую посетить эхоконференцию Фидо на эту тему. Результат гарантирован. Hа лингвистическом уровне приведенный пассаж — венец Филона. В одной фразе — весь букет: кондовость и неповоротливость стиля (), дидактический примитивизм (), полное отсутствие понятия о юморе (шуточка о паркете).
Hаконец, третье проявление подавленной сексуальности в Фидо — эхоконференция, посвященная флирту. Она и самая интересная для лингвистического анализа. Итак, поехали:

— Я буду наслаждаться твоим счастливым видом, блеском твоих бездонных глаз, твоим задорным смехом 🙂 А когда ты насытишься…
— (Хитренько так) А я уже насытилась (закрывая глаза и подставляя их для поцелуя. .) :))
— И мир начнет приобретать для тебя другие оттенки…
— Он поменяет свои оттенки лишь после твоих поцелуев

Может показаться, что мы подсматриваем. Hо не нужно иллюзий. Если бы у было подлинное желание поворковать, они бы делали это в реальной жизни или, на худой конец, напрямую через электронную почту. Когда такие тексты помещают в общественную эхоконференцию, делается это именно для того, чтобы все видели. Поэтому — прочь ложную скромность, читатель, не забывай — ведь мы на тусовке:

-…Киви, бананы, апельсины, груши, яблоки, вишня, клубника и т. п. ) ;)… и взбитые сливки, конечно. 🙂
— С радостью выхватываю у тебя из рук баллончик со сливками, взбалтываю и… пока ты не успел опомниться, начинаю брызгать их на твои плечи, руки, грудь… :)))
— С чего начнешь поедание? 🙂
— С тебя… 🙂
— Фрукты испортятся. 😉
— :(( Отворачиваюсь и начинаю с огромным аппетитом поглощать фрукты: сначала киви, потом вишню, беру клубнику и медленно — медленно… кладу ее себе в ротик… 🙂

По правде говоря, я очень утомился печатать эти бесчисленные скобки и двоеточия. Это очень похоже на разговор глухонемых, когда каждую эмоцию необходимо продемонстрировать в утрированном виде. А в общем, забавный текстик. Во-первых, очень детский и наивный. Во-вторых, очень перенагруженный цитированием — закрываешь глаза и… видишь Ким Бейсинджер с Мики Рурком. В целом, Фидон легко справляется с флиртом. Ему это удается за счет обильного использования клише и языковых шаблонов.

— Вот я всегда говорил, что настоящая женщина — должна быть львицей;) (Очень свежая мысль. — С. Г.)
— Я следую истине ;))
— Ведь не было и дня, чтобы я не написал тебе хотя бы пары строк.
И не было ни минуты, в которую я бы подумал о тебе… — Ты спишь? Ты не можешь заснуть? Все будет хорошо, мой сладкий.
Я уже иду…

волна Фидо дополняет пуританский комплекс ригоризма инфантильной чистотой и половой наивностью. И это хорошо. Чего в Фидо я не нашел, так это настоящего героя-любовника в стиле европейского или сексуальной могучести героев Рабле. Оно и неудивительно, поскольку и Хромой Бес, и Гаргантюа — порождение либерального духа, свойственного культурологическому миру. В Фидо есть эмоции массового человека, поэтому ее герой — либо воин-монах, служитель
Ордена Спасителя Гроба Господня, либо Симплициссимус Гримельсгаузена (он же Форест Гамп).
Говоря о стилистике Фидона, нельзя не заметить влияния, оказываемого на нее культовой эстетикой, в частности, Даниила Хармса, а также его парадигм.
Вот Хармс в чистом виде:

— Сижу, смотрю в РVT.FLIRT- (такой-то) о чем-то с (таким-то)(Имена опускаю. — С. Г.) говорят… Дай, думаю, встряну… И встрял.

А вот — парадигмы:

— Каждому кулику — большое плавание, слово — не воробей, не вырубишь топором 🙂 Большому кораблю — большая торпеда. Слово — не воробей, поймают — вылетишь ;} Пойми мудрость — в тихом омуте… ;)) лучше клюет!;-)

Все это — очень вторично и переигрывалось в реальной жизни сотни раз, но на то она и культовая стилистика. Всякое культовое явление предполагает множественное повторение и переигрывание одного и того же сюжета, фразы, жеста. Hе ради эффекта — ради некоего священнодействия. Простой пример — фильм или . И то и другое — культовые объекты. Сколько тысяч раз люди разыгрывали сценки из этих фильмов, цитировали крылатые фразы. Ради чего? Конечно, не ради очередного переживания.
Любое переживание строится на новизне, а какая новизна бывает в сто пятый раз? Переигрывание культовых объектов происходит ради самих объектов, это подобно обряду жертвоприношения или причащения (да простит меня вайнах).

[Продолжение следует]