Подходит к концу еще один театральный сезон. Еще месяц — и закроются двери, ведущие в храм искусства, чтобы заново открыться в сентябре-октябре. И так каждый год: открытие сезона, его закрытие, премьеры… Кстати, о премьерах. Вот где неотъемлемая часть каждого театрального сезона любого театра: от кукольного до академического. А как нас побаловали в уходящем году ростовские театры своими премьерами?

Просмотрев театральный годовой репертуар городских театров, я, честно говоря, была удивлена и даже сбита с толку появлением новых спектаклей на афишах театров. Театр музыкальной комедии, кукол и ТЮЗ мирно «дремали» первую половину сезона, не спеша выдать зрителю, соскучившемуся за летние каникулы, свежий спектакль. Театр музыкальной комедии активировался только к марту. В конце месяца, как сообщает газета «АиФ на Дону», на сцене этого театра был поставлен «Бабий бунт» — «реанимация народной комедии», поставленной в 70-е годы. Совсем недавно состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось», восстановленной с приобщением молодых сил. А сейчас в театре идет работа над классическим мюзиклом «Роз Мари». Как видно, в палитре Музкомедии прибавились новые, доселе не использовавшиеся, краски: мюзикл, народная комедия, рок. Сказывается, очевидно, приближение перерождения его в новую форму — «музыкальный театр» и прибавление еще одного жанра — оперы.

Театр Кукол обрадовал своих маленьких зрителей тоже весной, показав новый спектакль «Страусенок Рокки».

ТЮЗ же ограничился лишь одной премьерой детского спектакля «Что за прелесть эти сказки», который будет показан в мае. И это в этом сезоне последняя и единственная премьера. Вероятно, ТЮЗовцы решили ограничиться показом премьерных спектаклей прошлого года: «Океан капитана Блада» и «Счастливый день», пользующихся большим успехом у зрителем, а также старыми добрыми спектаклями «Гамлет» и «Собаки», успешно идущими здесь уже не первый год.

Как видно, афиши вышеперечисленных театров не изобилуют премьерами. Театры показывают зрителям уже проверенные и обкатанные спектакли, не стремясь к новым показам.

Тем неожиданнее и отраднее видеть на общем фоне «беспремьерья» такое количество новых спектаклей в 136-м сезоне в театре имени Горького. Более того, сам сезон начался с премьеры, комедии «Кадриль». Легкая, бытовая комедия как бы задавала общий тон всему предстоящему театральному году. Но уже следующий новый спектакль явился совсем противоположным. Это была пьеса «Эзоп», приуроченная к юбилею М. И. Бушнова. Тоже комедия, но уже совсем другого уровня и, как ни покажется парадоксальным и нелепым, жанра. «Жестокая комедия», как написано в программе. Поставлена она по канонам если не античным, то наверняка классическим, но в тоже время такая живая и «реальная» игра актеров делает ее далекой от пафоса и напыщенности. Если первая премьера веселит, показывая в ее героях нас самих, наших соседей и знакомых, то вторая заставляет задуматься сквозь смех о вечных нравственных проблемах.

Ну а через два месяца — опять новые названия на афишах. На этот раз шоу «Виват Ростов!». Начавшееся как новогоднее представление шоу благодаря своей тематике длится весь сезон до дня Города, а не уходит в историю вместе с отшумевшими новогодними праздниками.

В конце марта — снова премьера. Комедия А. Н. Островского «Бешеные деньги». Режиссер Тростянецкий сделал классическую русскую комедию, по словам критиков, «густым коктейлем из трагедии, фарса, гротеска и даже буффонады» («АиФ на Дону», 1999г., №14). На что можно сказать: шоу, начавшееся в дни новогодних праздников, плавно перетекло в весеннюю премьеру.

Новинки были и на малой сцене. Там ставились спектакли, режиссерами которых были артисты, пробующие себя на этом поприще. В декабре был показан триллер «Жертва», а в апреле пьеса «Идеальная пара» с некоторым мистическим налетом. Создатели спектаклей создают особенности воздействия игры на малой сцене на зрителей без всяких театральных эффектов. Этим, вероятно, и объясняется выбор ими пьес таких жанров.

Последняя из ожидаемых премьер в этом сезоне — мюзикл «Милый друг» по одноименному роману Ги де Мопассана. Снова желание заменить серьезное произведение классика смесью эстрады, оперетты и балета.

Очевидно, ведущее на сегодняшний день направление в искусстве постмодернизм, проникло и в стены академического театра, активно ругаемого критиками последние несколько лет за его излишнюю классичность и консервативность, даже несмотря на отдельные попытки режиссеров Серебренникова и Кавтарадзе.

Ну а то, что рядом с яркими шоу и вариациями классических произведений в репертуаре театра присутствуют и серьезные, глубокие работы, то это очередной раз доказывает, что «академики» хороши как в трагедиях, так и в феерических представлениях.