На рубеже третьего тысячелетия экологическое образование несомненно достигло больших успехов, если учесть тот ограниченный отрезок времени (около 30 лет) в течение которого оно возникло и развивалось в России и за рубежом. До появления первых учебников и программ проходил процесс (около 20 лет) внедрения в сознание граждан (общества) общечеловеческих ценностей о природе, необходимости ее сохранения, рекультивации и приумножения.

Это движение в сознании общества было связано с проблемами охраны природы и рационального использования природных ресурсов, ограниченность и ранимость которых внезапно почувствовало общество в связи с НТР и новыми техническими возможностями крупномасштабного воздействия на природную среду обитания человека и окружающие его природные ресурсы. Экологическое образование как процесс подготовки специалистов постоянно совершенствуется.

На пороге третьего тысячелетия четко определились проблемы, которые, увы, перейдут и в XXI век:

а) приоритетность прямой — «чистой» подготовки специалистов-экологов; «остаточная» подготовка будет иметь подчиненное значение. «Чистую» подготовку экологов осуществляют в Казанском госуниверситете, Московском университете Дружбы народов и в других вузах, где открыты экологические факультеты, «нечистую» — подготовку специалистов традиционного профиля с дополнительным блоком экологических спецпредметов — практически везде. Так осуществляется подготовка экологов во многих традиционных университетах (МГУ, РГУ и пр.) и в новых технических университетах — бывших политехнических, строительных и других институтах. Показательно, что в традиционных университетах к традиционным названиям кафедр добавляются экологические термины: кафедра экономической географии и природопользования, кафедра физической географии и ландшафтоведения, кафедра охраны природы. Открываются межфакультетские кафедры охраны природы (экологии) в университетах «новой волны», открываются кафедры природоведения (природопользования, ресурсологии), идет процесс дополнения названий традиционных кафедр экологическими терминами, но более замедленно;

б) нерешенность терминологических вопросов, имеющих принципиальный характер: охрана природы, охрана окружающей среды, геоэкология. Наряду с термином «экология», который после конференции в Рио-де-Жанейро вроде бы заменил понятие «охраны природы», самим понятием охраны природы, степени его соответствия экологии, возник еще один принципиальный вопрос: включает ли охрана природы (экология) в круг своих проблем проблемы рационального использования природных ресурсов? Если да, то в какой степени? Проблемы рационального использования природных ресурсов стали объектом изучения еще одной новой науки — природопользования. В целом же нерешенность этих вопросов размывает специальную подготовку экологов. Экологическое движение напоминает в настоящее время движение пацифистов, которые говорят о мире на фоне постоянно происходящих военных конфликтов. В экологическом образовании в основном имеет место широкая подготовка специалистов, развитие экологического сознания общества на фоне продолжающегося нарастания экологических проблем;

в) экологическое образование должно выходить на уровень более углубленной подготовки «чистых» специалистов-экологов, обладающих всем набором инженерно-технических знаний об основных экологически чистых технологиях, применяемых в промышленности и сельском хозяйстве, об используемых системах очистных сооружений, о правилах проведения экологической экспертизы, принципах разработки экологических концепций развития городов, регионов, крупных предприятий. Это — основа подготовки специалистов-экологов;

г) в последние годы вышли прекрасные учебники по инженерной экологии (И.И. Мазур), социальной экологии (Э.В. Гирусов), устойчивому развитию (А.Д. Урсул), экологическому менеджменту (Н.Г. Игнатов) и другим направлениям, позволяющие резко усилить не только специальное, но и общегуманитарное экологическое образование.

На рубеже веков настало время реализации решения экологических проблем, что в существенной степени зависит от экологической подготовки руководящих кадров. Такую подготовку на территории России осуществляют бывшие партшколы, преобразованные в филиалы академии госслужбы.

Экологическое образование руководителей имеет свои особенности, но эти особенности не анализируются, не создаются учебники, рассчитанные на экологическую подготовку умудренных опытом руководителей.

В то же время решение многих экологических проблем регионов, России в целом, находится в прямой зависимости от степени экологической подготовки лиц, принимающих главные решения, утверждающие оперативные и долгосрочные программы.

Главным в подготовке руководителей должен быть прогноз экологических последствий принятия экономических и социальных программ, учет экологического фактора при оценке развития и размещения производственных сил.

В связи с этим, как пример отсутствия учета экологического фактора, можно назвать «концепцию экономической политики Ростовской области», в которой есть все, кроме экологии, хотя в ее подготовке принимали участие два академика Российской экологической академии и видные чиновники областной администрации.

Такая ситуация характерна, к сожалению, и для ряда других регионов России.

Таким образом, экологическая подготовка руководителей, принимающих судьбоносные решения в регионах, районах, городах должна быть существенно улучшена.

Чтобы оценить значение экологической подготовки руководителей перечислим основные экологические проблемы Южного региона России, которые придется решать в ближайшее время:

1. Проведение экологической экспертизы градообразующих предприятий, городов, сельхозяйственных районов и курортных зон.

2. Разработка экологических концепций развития вышеуказанных объектов и в целом всего Южного региона.

3. Строгий экологический контроль за мероприятиями, связанными с освоением шельфа Черноморского побережья, строительством портов, нефтегазопроводов и терминалов в Новороссийске и других портах.

4. Решение проблем комплексного освоения месторождений полезных ископаемых, утилизации отходов ГОК и химических комбинатов (Невинномыск и пр.).

5. Перевод градообразующих предприятий на экологически чистые технологии.

6. Ужесточение контроля за использованием ресурсов питьевых вод.

7. Запрещение строительства атомных электростанций на территории региона, как и ввод построенных (Ростовская АС).

8. Рекультивация почв и ландшафтов, включая решение утилизации пород терриконов и их биологической рекультивации.

9. Охрана и повышение биопродуктивности биоресурсов, прежде всего рыбных и лесных.

10. Решение проблем экологии городов, прежде всего, экологии воздушной среды, земель, водных ресурсов.

11. Создание и реализация экологических целевых программ, таких как «Экология и здоровье», «Развитие АПК и экология» и др.

12. Развитие экологического образования и экологической подготовки руководящих кадров.