Научно-практическая конференция «Престижное образование в ХХI веке». Выставка «Книга — 99»
В понедельник, 26 апреля, в здании Донской государственной публичной библиотеки состоялась научно-практическая конференция под названием «Престижное образование в ХХI веке». Одновременно, в том же здании, стартовала выставка «Книга-99», представляющая работы различных издателей и вузов.
В конференции приняли участие около десяти вузов Ростова. Пленарное заседание, котрое вел проф. Е.А.Корнилов, было открыто ректором Ростовского государственного университета профессором А.В. Белоконем, который уделил большое внимание новейшим технологиям, переквалифицированию научных кадров, которые «должны менять свою специальность каждые пять лет». Он также подчеркнул необходимость повышения самостоятельности студентов, выработки у них отбирательного, логического мышления, что в перспективе могло бы сократить количество лекционных часов. Зам. министра образования Ростовской области доктор философских наук С.В.Резванов сказал об изменении структуры образовательных учреждений области, где в настоящее время функционируют 60 вузов, из которых государственных — 21. По уровню образования Ростов-на-Дону занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Большое значение приобретает проблема получения второго образования, переквалификации.
Своеобразным слоганом стало высказывание главы администрации Кировского района В.А.Соллогуба: «Возрождение России начнется с возрождения образования». Ректор Северо-Кавказской академии государственной службы проф. В.Г.Игнатов и ректор Ростовской государственной экономической академии проф. В.С. Золотарев посвятили свои доклады проблемам подротовки экономических кадров. В.Г. Игнатов обозначил круг престижных профессий, в который вошли: менеджер, экономист, юрист, работник муниципального управления. Одними из актуальных проблем ректор упомянул несостоятельность законодательной базы в образовании.
Не удалось избежать и полемики с ректором архитектурного университета проф. В.А.Колесником, который обосновывал крайнюю необходимость развития художественного образования.
Декан факультета валеологии проф. Г.А. Кураев подошел к проблеме образования в следующем столетии с противоположной стороны. «Образованием XXI века станет образование, направленное на сохранение здоровья ребенка», — заявил он. Были приведены статистические данные, в которых была отражена динамика роста заболеваемости детей, начиная со школы. «Если сейчас 85% школьников и студентов имеют те или иные заболевания, то к 2007 году в России останется не больше 80 милионов человек».
Запланированные секционные заседания, ввиду малочисленности присутствующих, были объединены в одно. На нем было заслушано 10 докладов. Основная тема — внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий, в том числе Интернета как нового образовательного источника. В основном, доклады были основаны на опыте РГУ, так как это наиболее продвинутый вуз в интернет-технологиях, что, кстати, не обошлось без поддержки Фонда Сороса. Было замечено, что за период с 1994 года в РГУ развитие технологий принимало экстенсивный путь, например, вдвое увеличилось количество компьютеров, 8 из 13 факультетов получили возможность выхода в Интернет. Сегодня большое внимание в РГУ уделяется дистанционному образованию, развитию сетевых изданий, банков данных и более глубокому исследованию глобальной компьютерной сети Интернет. Ряд выступлений представителей ростовских образовательных учреждений, как государственных, так и частных, было посвящено прогрессивным методам обучения физики в школе, менеджменту и маркетингу в колледжах и т. п.
Конференция наметила возможные и необходимые пути развития образования в Ростове и области. В этом случае нет четкой границы между программой максимума и программой минимума, есть лишь цель — обеспечить современное, с учетом последней ступени прогресса, профессиональное, доступное всем желающим, вне зависимости от географического местоположения, образование в XXI столетии. Возможно, именно большая социальная значимость данной конференции может обьяснить столь малую ее посещаемость. Остается только загадкой: если наше образование не интересует ростовскую публику, то для кого оно? Впрочем, здесь часть претензий можно адресовать и организаторам выставки-конференции.
Конференция «Информационные технологии в учебном процессе».
По счету шестая научно-методическая конференция по проблемам использования новейших технологий в образовательном процессе состоялась 28-29 апреля в Вычислительном центре РГУ. В этом году конференция по маштабу превосходит предыдущие. Только на первый день было заявлено 33 доклада и 29 на второй.
Цели и задачи наиболее четко определил директор Вычислительного центра РГУ Л.А Крукиер.Сразу была немечена глобальная, по ростовским меркам, цель — создание региональной телекоммуникационной сети, в которую бы вошли вузы города, а, возможно, и области. Это было бы наиболее резвым шагом к внедрению дистанционного образования. В локальные задачи РГУ вошли: создание учебного сервера университета, на котором находились бы все разработки, создание системы «Абитуриент» с условиями приема и проверочными тестами, переход на электронную документацию и другое. По словам Л.А. Крукиера, мы уже прошли этап полного непонимания новейших технологий, но до полного восхищения еще далеко.
Представитель министерства образования Ростовской области М.А.Батюшин сказал о том, что реальной задачей является добиться инвестиций в эту область науки, т.к. для создания любой сети нужны кадры и оборудование, а это как минимум 70 центров информатизации и 200 преподавателей.
С интересом был заслушан доклад директора НИИ нейрокибернетики проф. Б.М.Владимирского об использовании в обучении студентов и для исследовательских целей при изучении поведения животных технологического компьютерного комплекса. Также заинтересовал доклад о создании компьютерного учебника по истории.
Многие из докладов претендовали на гранты Фонда Сороса, который оказывает поддержку в развитии новейших образовательных технологий. Благодаря высокой оснащенности ВЦ РГУ конференция прошла на высоком профессиональном уровне. Тематика варьировалась от чисто гуманитарных до сугубо математичных дисциплин, а публика была представлена не только «виртуальными» ростовскими приверженцами Интернета, но и реальными гостями из области.