Теперь попробуем проникнуть в содержание электронной сети. Оно состоит из массива текстов (иногда сопровождаемых простыми иллюстрациями), распределяемых по тематическим рубрикам, разделам, названным «эхо-конференциями». Они посвящены самым разным темам — политике, экономике, праву, культуре, искусству, медицине и т.п. Но больше всего «эхо-конференций» посвящены разным сторонам компьютерного дела — компьютерному оборудованию, программированию, играм, купле-продаже, поиску работы, предложению услуг и т.п. Число «эхо-конференций» в Фидо весьма велико (исчисляется многими сотнями) и постоянно изменяется: часть из них прекращают существование, почти ежедневно рождаются новые. Существует иерархия «эхо-конференций» — международные, региональные, городские и узловые. Деление это весьма условно. Речь в данном случае идет о хранении, расположении «эхо-конференций» — там, где они создавались. Распространение же ничем не ограничено: каждая из них может стать международной. Все зависит от подписки.

Система подписки на «эхо-конференции» практически ничем не отличается от подписки на периодические издания: на узле каждого из уровней существует набор «изданий», которые можно увидеть в «каталоге», называемом «биг-бондом». Каждый пользователь («поинт») может заказать каталог «эх» (в таком склоненном виде термин тоже употребляется) и произвести подписку. Делается это за компьютером, при работе в сети. Если каталога «эх», имеющегося на узле, где приписан пользователь («районное почтовое отделение»), недостаточно, можно обратиться в следующую, более высокую инстанцию («главпочтамт» города, затем — столицы страны).

Конечно, для того, чтобы вся сеть работала, нужна профессиональная работа многих людей. Она и ведется, причем, в отличие от других сетей, только на общественных началах. Основная часть «фидошных» кадров такова. На низшей, но самой главной ступени — узле («ноде») работает «сисоп» — «участковый почтальон» и его заместитель — «косисоп». Их обязанность — следить за поступлением электронной почты на базовый компьютер «ноды» и раздачей ее по свои поинтам.

На уровне города существует координатор сети Фидо, который следит за распределением почты по «нодам», получением информации от них и передачей, при необходимости, на более высокий уровень. Есть координаторы на уровне региона, страны, континента — руководители узлов разных уровней, составляющих сеть.

Необходимо остановиться на описании некоторых типичных «эхо-конференций» и проникнуть в характер информации. Одна из них называется «Психология» (в сети обозначается английским термином, как, впрочем, и все остальные). В ней участвуют специалисты-психологи и люди, интересующиеся психологией. Каждая публикация имеет стандартное оформление, заложенное в программе, и сопровождается рядом сведений (понятие, близкое к издательскому термину «выходные сведения»). В заставке в начале текста — название «эхо-конференции» на английском языке, порядковый номер публикации внутри нее, имя отправителя с его электронным адресом и имя адресата. Конкретное имя адресата не означает личной окраски послания (для этого существует личная почта), это диалог в присутствии всех читателей — подписчиков данной «эхи». Если же публикация не связана с чьми-то высказываниями, то адресат обозначается словом «All», что означает — «всем» (то есть, всем читателям «эхи»). В заставке также проставляются две даты публикации (число, месяц, год, день недели, час, минуты) — время отправления текста автором и время реального выхода публикации в компьютерный эфир. Разница между этими цифрами и составляет длительность доставки электронной почты к читателю. Она зависит от продолжительности установки связи при выходе информации от автора и получении ее читателем, а также от задержек на узлах связи. Время доставки колеблется от нескольких минут до нескольких дней, но в среднем для регулярно работающих людей составляет один-два дня.

Наконец, в заставке присутствует тема — Subj. В русском варианте термин «сабж» употребляется для сокращения текста. (Например, в заставке против Subj — «Требуется программист со стажем работы не менее 5 лет», а в тексте послания взамен этого выражения используется лишь слово «сабж»). В содержательном же смысле «сабжи» — это набор локальных тем внутри «эхо-конференций». Так, в вышеупомянутой «Психологии» («PSYCHOLOGY») можно встретить темы на любой вкус. Больше всего тем профессиональных, например: «Воздействие цвета на человека», «Воздействие музыки на психику», «Социодиагностика у детей», «Саентология и дианетика», «Тесты на соционический тип». Естественно, принимают участие в разговоре все подписчики «эхи», не только профессиональные психологи, но также и люди, ею интересующиеся, и люди, нуждающиеся в помощи психологов и психотерапевтов. Но есть уровень и более популярный — «Опыты с мозгами», «Интерес к жизни», «Нежность», «Депрессия», «Лень», «Русские Карнеги». Есть просто сабжи-объявления, например: «Семинар-тренинг по эриксонианскому гипнозу».

В сети Фидо немало религиозных «эхо-конференций». Одна из них — «Христианство» (в сети обозначается как RU.CHRISTIANITI) содержит «сабжи» самого разного направления и масштаба, в том числе: богословские — «Толкование», «Одна ночь в пустыне святой горы», «Кто есть христианин»; философские, культурологические — «Жизнь после смерти», «Медитация», «Традиции духовного стиха»; познавательные — «Христи-анская музыка», «Христианский рок», «Американский бог», «Церкви».

Эхо-конференция «Книги» (SU.BOOKS) посвящена обсуждению книг, главным образом, современных. Рассуждения, а иногда и довольно продолжительные дискуссии, касаются самых разных аспектов опубликованных произведений, их авторов и героев. Соответственно этому формулируются и «сабжи»: «Незнайка на Луне», «Мария Семеновна», «Дюралевое небо», «Крапивин», «В.Суворов», «Шевченко», «Виктория Токарева», «Лукья-ненко», «Карлос Кастанеда», «Игорь Бунич. «Гроза», «Толкин и толки-нутые», «Плащаница», «Косяк в Илиаде», «Писатель всегда в ответе…», «Виртуальность образов», «Вопрос к сильным мира сего», «Читать нечего» и т.п.

Одна из самых распространенных по числу участников и публикаций «эхо-конференций» — «Анти-АТС» («RU. ANTI-ATS») посвящена актуальным проблемам отношений всех пользователей электронных сетей, в первую очередь — фидошников со связистами. Поскольку телефонная связь — самое главное и необходимое условие существования сети, единственное, не зависящее от них, сетевики много и заинтересованно, часто эмоционально обсуждают многие проблемы, связанные с предоставлением им услуг телефонными станциями. Конфликтный характер отношений связистов и сетевиков, заложенный уже в самом названии «эхо-конференции», объяс-няется двумя главными причинами. Первая заключается в том, что для успешной работы в сетях, соответствующей по уровню мировым стандартам, крайне необходимо высокое качество связи, которое в настоящее время никакие телефонные компании предоставить не могут. Программисты могут обеспечить самый высокий уровень интеллектуального ком-пьютерного общения, но реализовать его не в состоянии вследствие низких скоростей передачи информации, помех, обрывов на линии во время сеансов связи и т.п. Вторая причина конфликта — в ожидаемом и неизбежном повышении платы за телефонные услуги. Особенную остроту эта проблема приобрела с намечаемым введением повременной оплаты. Ввиду того, что пользователи электронных сетей занимают линии связи длительное время, резкое возрастание платы за телефонные услуги, непосильное для большинства сетевиков, неизбежно и может привести к значительному сокращению пользователей в стране. Поэтому среди тем («сабжей») данной «эхи» самые популярные — «повременка», «поинтовка протеста», «митинг протеста 20 декабря», «17 февраля в Москве снова состоится митинг», «МГТС — делить/не делить» и т.п. Здесь же помещаются и обсуждаются публикации в печатной прессе, например: «Статья из АиФ», «Статья в МК 03.03.98» и т. п. Помещаются и обсуждаются также официальные документы, например: «Постановление №1235», «Протокол слушаний в Мосгордуме», «Постановление правительства Москвы» и т.п. Постоянно обсуждаются многие техни-ческие вопросы телефонной связи, в которых часто принимают участие специалисты по связи. Примеры «сабжей»: «Блокиратор», «Тоновый набор», «Вклинивание в чужой разговор», «Завышенный уровень сигнала в линии», «Как распараллелить телефон», «Кстати об АОНах» и т.п.

Фидошники очень бережно относятся к своей истории. Особенно это касается старшего поколения, «отцов-основателей», которые участвовали в самом начале процесса рождения и совершенствования сети. Теперь, с высоты своего немолодого, с точки зрения фидошной массы, возраста (от 30 до 40 лет; возглас удивленного отрока: «прямо какие-то дедушки собрались!»), они делятся воспоминаниями и отвечают на вопросы начинающих сетевиков. Это происходит в специально для этого созданной «эхо-конференции» — «История Фидо» (FIDONET HISTORY). Один из постоянных «сабжей» в данной «эхе» называется «FAG Robot». Здесь постоянно находится периодически обновляемый блок основных исторических данных, которые пользуются наибольшей популярностью среди читателей-пользователей. К такой информации относятся сведения о самых первых станциях Фидо в России, в Москве и в других городах, о создании популярных «эхо-конференций», о людях — программистах, организаторах, координаторах сети, о возрасте фидошников, о женщинах — пользователях Фидо, о символах и других отличительных элементах принадлежности к Fidonet и т.п. Обсуждаются публикации в СМИ о Фидо, друзья и враги сети (их имена выносятся в тематику обсуждений).

«Эхо-конференция» под названием «Дятлов» (RU.DJATLOV), по фамилии одного из ее организаторов, как сказано в правилах, предназначена для передачи новостей телепрограммы «Времечко», выходящей на московском канале «ТВ-центр». Основную часть публикаций составляет поток новостей известных информационных агентств «ИТАР-ТАСС», «Интерфакс», «ИМА-пресс», транслируемых через сервер «NewsRobot». Одно или несколько сблокированных сообщений сопровождаются «сабжами» телеграфного характера, в которых обозначены либо первые слова из текста сооб-щения ( «Московский планетарий поставят на платформу…», «Юрий Лужков — почетный спасатель города Москвы…», «Изобличен в хищении более 1 млрд рублей один из руководителей…», «Супруги из Свердловской области хотели продать в Москве своего ребенка…»), либо ключевые слова («Россия-президент-указ-памятник», «Россия-пресса-АТВ-премия», «Россия-культура-самовары-коллекция»).

«Эхо-конференции» постоянно обновляются: одни прекращают существование, другие видоменяют название и тематику, создаются новые (как правило, после предварительного обсуждения). Так что поинтам надо внимательно следить за биг-бондом.