Произошла ли в России сексуальная революция? Еще недавно этот вопрос будоражил умы как простых обывателей, так и ученых мужей. Никто уже не отрицал, что секс в стране, где десятки лет принципы морали устаналивались партийными функционерами, существует. Другое дело: говорить о делах интимных было не принято.

Сегодня тема сексуальной революции потеснена другими проблемами, но произошедшие перемены привнесли долю свободы в сознание народа: все большее распространение получает незарегистрированный брак, а однополая любовь все меньше вызывает недоумений (оказалось, что «это» имеет место не только у них, но и у нас).

Известный психолог Игорь Кон в развитии сексуальной революции выделил два этапа: первый — эволюционный, начавшийся еще в 18 веке, радикальный, вызванный бурными переменами в обществе. Первая волна сексуальной революции прокатилась по России вслед за Великой Октябрьской. Декреты о браке и разводе утвердили равенство супругов в браке и их право на заключение и расторжение семейных отношений. В первые годы советской власти начало резко расти количество неофициальных браков, чаще всего они были непродолжительными.

В партийных кулуарах происходившие явления истолковались двояко: одна часть партийцев видела в них признак моральной деградации, другая — проявление свободы личности. Часть дискуссий на эту тему отразила советская женская пресса в лице специального журнала для партработников «Коммунистка». Основным автором, разрабатывавшим тему личных взаимоотношений людей была Александра Коллонтай. Еще до открытия «Коммунистки» Александра Михайловна издала в 1919 году работу под названием «Новая мораль и рабочий класс», в которой предлагалась теория брачных отношений в коммунистическом обществе. В журнальных статьях она продолжила популяризацию идеи свободы семейных отношений.

Будучи убежденной марксистской, Коллонтай отвергала возможность сохранения брачного союза в его патриархальной форме, то есть когда семья строится на неравенстве его членов и личном хозяйстве. Советская власть уравняла женщину и мужчину, что делало их полноправными и полноценными членами общества. Потребность в ведении домашнего хозяйства со временем должна была отпасть по мере открытия общественных кухонь, столовых, прачечных, домов бытовых услуг. Функции по воспитанию детей государство взяло бы полностью на себя. В таких условиях единственным, соединяющим людей интересом, могло быть только их обоюдное влечение. Коллонтай выделяла интересы двух видов: духовный и физический, не противопоставляя их и не сравнивая. Таким образом, отношения людей выливались бы в союз чувств и эмоций, что давало человеку дополнительную силу творчества, которая шла бы только на благо общества. А так как эмоции довольно часто краткосрочны и преходящи, то Коллонтай предсказывала недолговечность брачных союзов. Что касается однополых взаимоотношений, то Александра Михайловна не высказывалась против таковых, но ее критике подверглись многоженство и многомужество, которые отрицательно сказываются на детях.

При сложившихся новых сексуальных отношениях их законодательное регулирование становилось излишним. Все происходит по желанию двух лиц. Контроль над личной жизнью мог происходить только из интересов здоровья нации и ее прироста, в данном случае охранительные меры ограничивались морально-агитационными и гигиенически-просветительскими мероприятиями. (Коммунистка. 1920, №7. Семья и коммунизм; 1921, №10-11. Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений).

Коллонтай поддерживали авторы других женских изданий (например, Татьяна Плетнева в «Женском журнале»). Однако публикации на данную темы были довольно редкими. А вскоре совсем исчезли со страниц прессы. Власть наложила табу на любое обсуждение интимных отношений. Введение цензуры на тему отношения полов явилось одной из мер подавления свободы личности. Сторонники утверждавшейся тоталитарной модели общества стремились подчинить контролю все сферы жизни гражданина страны советов, переориентировав систему его интересов от проблем личности к проблемам всеобщего социалистического строительства. Александра Коллонтай была обвинена в антипартийной деятельности, после чего ее перевели на дипломатическую работу. Ее учение о брачной морали нашло много почитателей в среде западных феминисток. На родине о нем старались не вспоминать.

В начале 90-х годов отечественные женские журналы вновь подняли проблему личных отношений. В стране опять заговорили о свободе любви. Под рубриками «Разговор для двоих», «Семейные страницы» проводились беседы психологов и сексопатологов в рамках интимного ликбеза с будущей свободной и раскрепощенной Женщиной.

Сторонники сегодняшнего феминистского движения настаивают на том мнении, что события, обозначенные сексуальной революцией, не принесли женщине полной свободы. В подтверждение приводятся такие аргументы, как продолжающая существовать половая дискриминация в социальной сфере, пропаганда женского тела, навязывание женщине физических идеалов красоты, обремененность женщины ведением домашнего хозяйства (см., например, журнал русских феминисток «Преображение»).

Возвращаясь к теории Кона, можно сделать вывод, что эволюционное развитие общества еще не достигло стадии социально-культурного равенства полов, без которого не может быть подведен итог сексуальной революции. До тех пор перед прессой, в том числе и женской, открывается широкое поле деятельности — воспитание личности, готовой принять теорию о равных взаимоотношениях полов в обществе.