Осенью 2005 года ростовская школа № 81 на несколько дней стала известна всей России. Произошло это из-за услуги «SMS-дневник», которую там внедрили в учебно-воспитательный процесс. Казалось бы, очевидная идея, но первый же опыт ее применения вызвал нешуточный резонанс в школах всей страны. Наш корреспондент постарался узнать у главных действующих лиц этого события подробности внедрения этой инновации, а также попросил их высказать свое мнение по поводу морального аспекта такой воспитательной услуги и возможных последствий нововведения.

— «SMS-дневник» нам предложили программисты из конструкторского бюро «Союзтехкомплект», — рассказала корреспонденту ростовского делового журнала «100%» директор школы № 81 Татьяна Корнилова. — И мне эта программа сразу показалась интересной: при современных скоростях, когда обмен информацией осуществляется мгновенно, почему бы не воспользоваться мобильными технологиями в школе и не усовершенствовать контакт родителей и учителей. Поскольку наша школа стала экспериментальной площадкой для внедрения и распространения этого проекта, программа досталась нам бесплатно.
Идея «SMS-дневника» такова: в компьютер, который находится в кабинете директора, устанавливается программа, в которую забиваются номера телефонов родителей и данные учеников, там же заполняются ячейки с названиями предметов, подключается обычный сотовый телефон — и система готова. При этом сами учителя не занимаются вводом данных в эту программу. Для этого есть специальная сотрудница, которая в определенное время забирает журнал из учительской, переносит отметки в SMS-формуляры и нажимает кнопку «отправить».
— Мы оказываем эту услугу исключительно по желанию родителей, для этого они должны прийти и заказать ее, — замечает Татьяна Корнилова. — Родитель получает ближе к вечеру на свой телефон текстовое сообщение не только об оценках, но и о прогулах, если они были. Также в сообщение можно вставить текст, например: «Ребенок подрался», «Классного руководителя волнует плохое психологическое состояние вашего сына — необходимо обсудить, придите в школу» и т. д.

Позднее открылась и другая особенность этой программы. В случае чрезвычайной ситуации директор школы, даже находясь за пределами заведения, может со своего мобильника дать специальную команду на компьютер, и тот разошлет сообщения о возникшей экстренной ситуации сразу всем родителям, даже тем, которые не подписаны на услугу. В ближайшее время Татьяна Корнилова собирается для этого собрать номера телефонов всех родителей в школе и ввести их в базу данных.
Сейчас в школе № 81, где обучается 1,5 тыс. детей, к этой услуге стоимостью 50 руб. в месяц подключилось более 500 родителей. Татьяна Корнилова опасается, что в скором времени одной сотрудницы для обслуживания системы уже не хватит.
После того, как о новинке в ростовской школе рассказали несколько донских изданий, новость подхватили едва ли не все федеральные СМИ, в том числе канал «Россия» и даже «Би-би-си». Если рассуждать категориями бизнес-проектов, то о таком бесплатном промоушне можно было только мечтать. И отдача не заставила себя долго ждать. Татьяна Корнилова показала корреспонденту «100%» толстую папку с факсовыми запросами на подробное описание «SMS-дневника» из школ самых разных регионов: Ярославской, Московской областей, Рязани, Ставрополя и даже Находки.
— По нашим планам, именно в 81-й школе будут сосредоточены данные о педагогическом эффекте этого нововведения, — говорит корреспонденту «100%» директор конструкторского бюро «Союзтехкомплект» Алексей Синельников. — А в дальнейшем мы создадим всероссийский педагогический клуб, который будет отслеживать и изучать нравственные последствия этой технологии. Ведь это не только коммерция. Это новое выстраивание отношений между родителями, учителями и учениками. Это маленькая онлайн-революция, стартовавшая в Ростове. Представьте только: на днях сюда приезжала делегация из Москвы. И не директора школ, а родительский комитет! Они собрали деньги, сели в машину и приехали посмотреть, что это такое. Родители прекрасно понимают, насколько важна сегодня такая услуга.

Дети из 81-й школы не очень охотно говорят об этой услуге, однако, по некоторым отзывам старшеклассников, услышанным корреспондентом «100%», эта система мобильного оповещения об успеваемости у них особого восторга не вызвала. Многие школьники считают, что у них отбирают свободу и лишают права хоть на какую-то самостоятельность. Оказалось, что среди противников «SMS-дневника» уже есть не только школьники, но и педагоги.
— Первое время я была в шоке, услышав о таком нововведении, — призналась корреспонденту «100%» в частной беседе директор одной из ростовских школ. — Чувство ответственности так не воспитать: ребенок все равно будет врать, изворачиваться. И к чему это приведет? Они возненавидят школу, ведь не все же отличники. Только представьте: я должна каждый день докладывать родителям о проступках и каких-то ошибках их детей. А кто не ошибался в своей школьной жизни хотя бы раз? Ведь так мы не оставляем детям возможности быть нормальными подростками и иметь хотя бы маленькую, но все-таки свободу выбора, свободу осознанного поступка. В чем-то это похоже на систему подавления воли у ребенка. По-моему, это не новая система, а старые тоталитарные методы с применением современных технологий.
Татьяна Корнилова и сотрудники «Союзтехкомплекта» слышали о подобных высказываниях и на этот счет имеют свои контраргументы.
— Когда мне говорят, что меня дети разорвут, то мне смешно становится, — рассуждает Алексей Синельников. — Я помогаю ребенку формировать новое отношение к учебе и работе, к отношениям со своими родителями. Когда мы оставляем выбор «врать или не врать», мы превращаем жизнь маленького человечка в кошмар, потому что ему психологически трудно бороться с соблазнами, особенно когда он видит, что происходит в нашем реальном мире. Какой там тоталитаризм?! Если у ребенка начинаются проблемы, то зачастую он попросту не может с ними бороться. И тогда начинается формирование снежного кома проблем: тут соврал, там недоговорил, дальше страх разоблачения нарастает, наступает паралич воли, и помочь ему мало кто может. Так зачем все это так запускать? Надо приучать ребенка говорить правду сразу и решать проблему в зародыше!

В донском министерстве образования этот эксперимент официально одобрили. Подобная инициатива, по мнению чиновников, помогает в учебном процессе и даже может претендовать на губернаторский грант.
— Мы поддерживаем это направление, — заявил репортерам «Вестей» начальник отдела общего образования и воспитательной работы областного министерства образования Сергей Махненко. — Через полгода среди родителей — участников программы проведут опрос, и при положительных результатах «SMS-дневники» будут рекомендованы другим школам.
Однако, как рассказал Алексей Синельников, в самом начале реализации этого проекта в коридорах областной администрации представителей «Союзтехкомплекта» с этим проектом встретили недружелюбно и не пожелали каким-либо образом поддерживать инновацию. И пока никаких сигналов от донских властей не поступало.
— Я решил напрямую обратиться к министру экономики области за помощью, — заявил Алексей Синельников. — Так и спрошу: хочет ли он, чтобы наша область имела приоритет в развитии и внедрении современных информационных технологий, чтобы именно донская компания была производителем этой программы, чтобы нас, как всегда, не опередили те же москвичи? Сейчас нам просто надо помочь в лицензировании, в сбыте и предоставить льготные условия кредитования. И мы сможем охватить весь этот рынок. Ведь сейчас о нас знают практически во всех уголках страны.
На сегодняшний день стоимость этой программы со всеми комплектующими составляет примерно 10 тыс. руб. Но даже такую сумму могут себе позволить не все школы, поэтому им требуются веские доводы, чтобы обосновать покупку. Представители «Союзтехкомплекта» уже проводят специальные семинары и консультации с заинтересовавшимися директорами ростовских школ. Кстати, при положительном развитии событий у «Союзтехкомплекта» появляется возможность заработать серьезные деньги. Так, по официальной статистике, приведенной на сайте Федерального агентства по образованию РФ, сегодня в России насчитывается 62,1 тыс. общеобразовательных госучреждений. Таким образом, объем только этого рынка равен 622 млн руб., а ведь есть еще училища, техникумы и т. д.

Примерно в это же время маленькая онлайн-революция свершилась и в школах №№ 80 и 49, где в рамках программы «Комплексная безопасность образовательных учреждений» вслед за Москвой и Нижним Новгородом была установлена электронная система безопасности. Отныне в эти школы Ростова войти можно только по пластиковым карточкам.
— На самом деле мы внедрили две системы, — отметила корреспонденту «100%» директор школы № 80 Елена Сухомлинова. — Первая — камеры слежения по периметру всей школы, которые круглосуточно записывают данные в течение месяца. Вторая — это собственно карточная система контроля входа-выхода. Для всех учеников и учителей сделаны электронные карточки, и система идентифицирует каждого, фиксирует время прихода и ухода.
Примечательно, что эта система безопасности также позволит следить за посещаемостью учеников. На мониторе компьютера высвечивается фотография ученика, а в базе данных фиксируется время прихода или ухода школьника. Электронный чип хранит всю информацию о ребенке, а также телефоны, по которым можно связаться с родителями в случае какого-либо происшествия.

Конечно, с точки зрения безопасности внедрение подобных технологий можно назвать действительно позитивным явлением. Но при этом неизбежно возникают тревожные аналогии с Большим Братом Джорджа Оруэлла. С одной стороны, интуиция подсказывает, что вряд ли ребенок станет более честным и ответственным, если за ним будет следить 10 камер в школе и каждый день учителя будут отсылать SMS-отчеты о его поведении и отметках. Скорее дети или их взрослые сторонники придумают средство борьбы с такими технологиями. Но понятно и желание родителей всегда быть в курсе событий в жизни своего чада. Безусловно, во многом будущее таких инноваций зависит от самих родителей и степени их доверия своему ребенку.
______________________________
© Колодкин Владимир Александрович