Заканчивается 1998 год. Мы уже стоим на пороге нового тысячелетия. В ближайшее время в России произойдут события огромной важности, которые могут сильно повлиять на будущее нашей страны. К таким событиям относятся, например, предстоящие парламентские и президентские выборы. Готова ли наша молодежь к этому? Обладает ли она достаточной общественной активностью? Способна ли она участвовать в построении общества будущего, в котором ей жить? Юные слушатели колледжа «Репортер» попытались выяснить мнения по этим вопросам у людей разного возраста, пола, профессии, социального положения.

Татьяна Викторовна Малитова,
заместитель директора по воспитательной работе 53-й школы г. Ростова-на-Дону

  • Несколько лет назад в школах еще существовали всевозможные детские организации. Как, по-вашему, что в наше время мешает их существованию?

Скажем, не мешает, а просто не способствует их созданию — отсутствие у молодежи традиций такого типа, ведь пионерские и комсомольские организации помнят родители или, в лучшем случае, старшие братья и сестры нынешних выпускников. Кроме того, воспоминания старшего поколения о сильной политизированности этих организаций тоже делают свое дело. Правда, сейчас все больше вспоминаются сборы у костров, помощь ветеранам, «Зарницы» и другие интересные дела. Но для того, чтобы такую работу поднять, нужен энтузиаст, который взялся бы за это дело. Ведь для того, чтобы чего-то добиться, нужно положить на это немало средств и сил, как раз этого нам и не хватает.

  • Татьяна Викторовна, как, по-вашему, каким образом можно призвать современную молодежь на выборы?

Нужно, прежде всего, заинтересовать молодежь, найти что-то такое, что бы увлекло за собой молодых людей. Уже второй год при активной поддержке директора нашей школы Д. Д. Шапошникова мы созываем школьный парламент, в который входят представители старшеклассников, которых сами же ученики и выбирают. С помощью парламента в школе будет создаваться и утверждаться конституция школы, иными словами — свод законов, которым будут подчиняться все. Дети вносят различные предложения, которые, по их мнению, должны будут сделать школьную жизнь живее и интереснее. И им это нравится.

  • Я так понимаю, что проблему проведения досуга ребят в школе сейчас решаете вы. Каким образом вы это делаете?

Да, этим занимаюсь я, руководители кружков и секций, классные руководители, которые душой болеют за своих ребят. У нас в школе имеется большое число разнообразных секций, а так как занятия у нас проводятся в одну смену, дети с удовольствием проводят свое свободное время в кружках. В нашей школе обучается 800 человек, из которых 70% посещают различные кружки и секции. Школьные секции посещают 205 человек, внешкольные 366. У школьников пользуются преимуществом спортивные секции (плавание, волейбол, баскетбол, каратэ и т. п.); туризм, музыкальная школа. Много наших учеников занимаются разнообразными танцами ( от русского народного до индийского); большим спросом пользуется компьютерная секция. Мы проводим для детей музыкально-поэтический кафе, разнообразные музыкальные вечера.

  • А что больше всего радует и огорчает современного подростка?

По мнению самих учеников, большинство их переживаний связано с их взаимоотношениями со сверстниками, родителями, переживания (отрицательные и положительные) связаны с экзаменами и контрольными. Важное место, несомненно, занимает и проблема самоутверждения подростка.

  • Как вы думаете, нужны ли современной школе детские организации?

Безусловно, наши школы нуждаются в организациях, которые сумели бы сплотить в единое целое всех школьников. К примеру, сейчас Чупров Михаил Георгиевич, председатель Городского Совета Союза детских и подростковых организаций проводит большую работу по созданию детского объединения в масштабах города. С этой целью 27 ноября во дворце творчества молодежи шла очередная Ассамблея детских объединений Дона «7 ключей», куда все школы, в том числе и мы, отправили своих представителей. Другой пример — в нашем городе, как известно, есть движение «Юные патриоты России», у нас в школе в рамках этого движения тоже существует детское объединение «Отечество», куда школьники вступают с желанием принести пользу школе, городу, узнать что-то новое из истории страны и родного края, самовыразиться. А сегодняшний день в нем принимают участие до 100 человек.

Беседу вела Елена Бойко.


Владимир Александрович Панксеев,
психолог областного центра развития систем образования при Министерстве общего и профессионального образования Ростовской области

  • Приближается 2000 год. Скоро вовсю развернется предвыборная кампания. Но основная масса нашей молодежи остается равнодушной к политике. Владимир Александрович, как вы думаете, каковы причины пассивности молодежи?

Я бы не сказал, что молодежь пассивна. Последние социологические исследования показывают, что интерес молодежи к политике возрос.

  • Каким образом молодежь можно объединить и призвать к активности, и нужно ли это?

Я думаю, что нужно. Мы почему-то стесняемся говорить о том, что борьба за умы и мировоззрение наших детей и нашего поколения продолжается. Образовался так называемый идеологический вакуум. Когда-то было сказано, что на молодого человека до 20 лет действует теория трех «с» — скорость, стимул, секс. После 20 лет советскую молодежь воспитывать было бесполезно. Почему, потому что, хотим мы этого или нет, но процесс социализации личности проявляется через воспитание. И поэтому мы сталкиваемся с тем, что образовательный вакуум заполняется ценностями другой ориентации, так называемой кич культуры. Я с уважением отношусь к американской культуре, восхищаюсь их классикой — Фолкнером, Драйзером, но ведь в этот вакуум хлынула низкопробная американская продукция. Снижается любовь к нашему фольклору. У нас должны быть наши ценностные ориентации. У нас никогда не было культа денег, посмотрите, что делается сейчас. Мы умудрились изменить отношение к родине, к армии, гимну, флагу, это разве правильно? У нас до сих пор исполняется гимн без слов.

Выход есть. Прежде всего, этот вакуум умело начинают заполнять Министерство образования, школы. Министерство образования совместно с избирательной комиссией РО проводили конкурс «Лидер 20 века», проект «Голосуют дети». И вы знаете, мы увидели, как дети серьезно принимают участие в этих акциях. Мы должны ориентировать детей на ценности, но демократического порядка. И когда вводится, к примеру, устав школы, избирается школьный парламент, дети узнают свои реальные права. Когда индивид вступает во взрослую жизнь, он должен знать свои права и обязанности по отношению к государству. Нужно ориентироваться на развитие общественных движений. Я как психолог работаю над программой, которая условно будет называться «Лидероведение».

Мы должны не стесняться проверять (и это возрождается) детей на IQ. На формирование личности влияет социум, поэтому надо и общественные движения развивать. Может быть, это будет бойскаутство или движение другого рода, но нужно осуществлять работу среди молодежи.

  • Владимир Александрович, вы сказали, что молодежь стала активнее включаться в политику. А как проявляется эта активность?

Недавно мы проводили социологическое исследование со СКАПС, так, по последним данным, в период выборов в Законодательное собрание активность возросла, вариация изменения от 2% до 5%, но для нас это много. Причем активность изменилась как в городе, так и в селе. На молодежь пытаются влиять все, в том числе и молодежные организации. Ребятам нужно разъяснять постулаты, например, что «твой голос очень важен». Да, впрочем, не только ребятам, но и среднему поколению.

  • Скажите, пожалуйста, почему во Франции и в других странах мы можем наблюдать политически активную молодежь, а наша молодежь не проявляет такого рвения к политике?

А у нас не сформировались еще демократические ценности, нет опыта, низок уровень правовой культуры. Если разобраться, мы живем в демократии 8-9 лет. И за это время только стали прививать молодежи эти ценности. Так, например, на юридическом факультете читается спецкурс «Права человека». Вводятся спецкурсы «Граждановедение», «Избирательное право. Избирательный процесс» в гимназиях, лицеях, школах. Важно, чтобы молодым людям не было безразлично, чтобы они понимали, что к личности, за которую они голосовали, можно было бы обратиться по различным вопросам, в том числе и молодежного характера.

Беседу вела Виктория Качанова


Николай Бусленко,
журналист-политолог

  • Как, по-вашему мнению, молодежь относится к политике?

Существует такой термин, как политическая социология. Это вхождение индивида в политическую жизнь общества. Молодежь в настоящее время пассивна как никогда. Ее мало волнует политика, причем в основном на практическом уровне, по ряду социальных, личных и психологических причин.

  • Как вы считаете, к какому уровню политической социологии более приближена современная молодежь?

Политическая социология делиться на два уровня — теоретический и практический (то есть непосредственное участие в политической деятельности страны). Человек с рождения является неотъемлемой частью общества, он входит в политику на уровне школы, семьи и т. д. Но все же современная молодежь более приближена к теории политики, нежели к практике.

  • Считаете ли вы, что роль СМИ влияет на политическую деятельность молодежи?

СМИ играют очень большую роль, влияя на политические взгляды молодежи.

  • Какие интересы преследует, по вашему мнению, молодежь, участвую в политической деятельности страны?

В основном молодежь России очень трудно поднять на какой-либо деятельный политический процесс. Но если это случается, то в основном это материальные причины, которые побуждают, а иногда и вынуждают молодежь митинговать.

  • Патриотична ли современная молодежь?

Скорее всего, нет. Чувство патриотизма слабо выражено в жизни молодежи. Этот термин в их понимании принял другое значение.

  • Как вы предполагаете, сможет ли молодежь повлиять на предстоящие выборы?

По всей вероятности, да. Своим решением молодежь может повернуть вспять политические течения в России. И повлиять на деятельность в политики.

  • Какие, по вашему мнению, существуют причины, по которым современную молодежь можно назвать пассивной?

Существуют четыре основные причины, в основном, они психологические.

Во-первых, это синдром неоправданных надежд, когда политика не оправдывает ожидания человека. Молодежь теряет интерес к политике. Тогда наступает период политической апатии. Это одна из форм политического протеста. И наступает катастрофа их политических надежд.

Во-вторых, нет объединяющей идеи общества. Общество разобщено. Очень острый экономический уровень. Та часть общества, которая отчуждена от экономических благ, экономических ценностей, не заинтересована в участии в политической жизни — это молодежь, как социально не заинтересованный слой общества.

Третья причина — это пресыщение политической информацией. Интересы современной молодежи к политической жизни малы. Информация проходит мимо сознания человека. Политическая информация идет со всех сторон. Иногда она просто не воспринимается. И молодежь пресыщается ею.

И, наконец, четвертая причина — это отсутствие единой молодежной политики. Государство не принимает общеразвивающих мер в области политической деятельности. По сути, молодежь представлена сама себе.


Вячеслав Ушич,

молодой сотрудник телерадиокомпании Дон-ТР (35 канал)

  • Как вы думаете, чем вызвана «великая» политическая пассивность молодежи?

Мне кажется слово «великая» здесь не подходит, потому как некоторые представители молодежи ходят на выборы, и их не так мало. А в основном молодежь пассивна потому, что у них нет лидера или идеала, за которым они могли бы пойти, который мог бы увлечь их за собой. Как, например, один депутат заманивал на избирательные пункты бабушек килограммом масла. Это просто беспредел.

  • Нужно ли, чтобы молодежь выходила на забастовки, демонстрации, массовые шествия с целью добиться лучшей жизни?

Нужно! Обязательно нужно! У нас в стране правительство уже не обращает внимания на забастовки. В лучшем случае покажут по телевидению, скажем, сколько человек участвуют, и больше никаких сдвигов нет. Если бы вся молодежь пошла выступать, может, что-то и получилось. Но, мне кажется, это нереально. У нас инстинкт толпы связан только с музыкой. Это фанатизм. Молодежь видит, как правительство реагирует на забастовки, и уже разуверилась в улучшении жизни. Здесь тоже все зависит от лидера. И именно здесь речь идет о пассивности.

  • Если вместо развлекательных программ вставить обсуждение темы о забастовках, тогда, может быть, что-нибудь получится?

Мне кажется, существенно нет. Потому, что если толку нет от центральных каналов телевидения, которые говорят об этом, то от остальных каналов пользы не будет. А если убрать развлекательные программы — это приведет к другим трудностям.

  • Как вы думаете, может быть, молодежь создает свои политические движения, но их не видно. Из-за большой активности старшего поколения или, может, они боятся, что наше общество не поймет их, не поддержит самых молодых?

Да, я с этим согласен. В основном создают такие движения, не та молодежь, которая проводит большую часть своего времени на дискотеках, а историки и юристы, которые знакомы с политикой государства. Они знают, чего добиваются. Отсюда идет вопрос о политической неграмотности людей. Насколько я знаю, ребята, которые ходят на дискотеку, создают свои движения, но не связанные с политикой.

  • Ты бы пошел в лидеры молодежного движения по выводу страны из кризиса?

В принципе да, смотря, что это за политическое движение. Если это было бы движение по выводу страны из кризиса, скорее всего не пошел, т. к. глубоко не знаю экономики и политики, а лидер должен быть знаком с этим, а то это движение будет похоже на стадо баранов, не знающих, что им надо. Лидером должен быть всесторонне образованный человек.

  • Проявляли ли вы когда-нибудь гражданскую активность и в чем она проявлялась?

Гражданская активность проявлялась только на выборах, да и то я не уверен, что мой голос помог при подсчете голосов.

  • Я верю, что в сегодняшнем поколении NEXT есть много сил, активности, чтобы поднять страну «с колен», но куда они их расходуют?

Сегодняшняя молодежь начала стремиться к знаниям. Несколько лет назад молодежи было «по барабану» — учиться или нет. Сегодня же все выбирают свет знаний вместо тьмы незнания. Также, сегодня большое распространение получили дискотеки, которых раньше было очень мало. На них собирается почти, что вся молодежь. И свои силы, активность будущее страны отдает семье, учебе, дискотекам, чтобы хотя бы так проявить себя, сделать так, чтобы их заметили.

Беседу вела Екатерина Рыжкова


Александр Владимирович Мороз,
председатель исполкома Ростовского регионального отделения «Яблоко»

  • Александр Владимирович, скажите, пожалуйста, права ли я, что в наше время молодежь пассивно относится к политике?

Я с вами не совсем согласен. Да, может быть, полгода назад нашей молодежи политика была безразлична, но сейчас нет, очень многие ребята, студенты и безработные молодые люди, интересуются проблемами нашей политической жизни. Так как она неразрывно связана с бесплатным обучением и выплатой стипендий.

  • Но все же, мне кажется, таких ребят мало.

Да, мало. Но ведь и раньше тоже, как таковой заинтересованности в политической жизни молодежи не было. Были пионеры, комсомольцы, но это были общественные организации, в которые обязаны были вступать все. Поэтому они должны были думать, как все, даже одеваться, как все, то есть это была вынужденная вера, а сейчас мы можем встретиться с молодыми людьми не зависимо от возраста, которые имеют полное право решать сами, чем им заниматься, принимать участие в политической жизни или быть вообще в не политики. Ведь посмотрите, сейчас молодежь имеет право бороться за свои идеи, выдвигать кандидатуры.

  • Это свойственно только нашей молодежи?

А вы что думаете, молодежь активнее? Нет, вы ошибаетесь. Молодежь везде молодежь.

  • А как вы думаете, кто же виноват в том, что такой активной молодежи очень мало, и что можно сделать, на ваш взгляд, для ее активизации.

Я считаю, что в этом виновата сама молодежь. Она должна задумываться над своей дальнейшей жизнью, о судьбе своих детей и бороться за свои права и идеи, а не чего-то готового, что кто-то за них все сделает. Однако я думаю, что недостаточно у нас такую работу проводят средства массовой информации. Они должны вести пропаганду и привлекать молодежь.

  • Скажите, а ваш блок богат молодыми людьми? Если да, то какие это люди?

Наши ряды пока немногочисленны. Конечно же, хотелось, чтобы их было больше. Как правило, к нам приходят молодые люди со своими убеждениями, четко знают, что они хотят.

  • Как вы привлекаете молодежь в свои ряды?

Проводим соцопросы, принимаем участие в акциях, манифестациях. Проводим разные собрания и беседы.

  • Хотелось бы услышать несколько слов о лидере вашей партии. Что нужно делать, чтобы лучше понять его движение и его самого?

Вы знаете, я считаю, что, видя Явлинского по телевидению, нельзя сказать плохой он или хороший, нужно почувствовать, понять то, что он говорит и за что борется. Нельзя рассуждать о человеке не зная его. Явлинского и его движение можно узнать, вступив в партию.

Беседу вела Наталья Кривопустова.


Ольга,
студентка 1 курса строительного вуза

  • Как относится молодежь к политике?

Я думаю, что молодежь (основная масса) относится негативно по ряду причин, как социальных, так и личных. Что касается меня, то меня интересует все, что происходит в политике как в России, так и за границей. Человек не может быть полностью отделен от политики, потому что он живет в обществе и зависит как от него, так и от политических и экономических процессов, происходящих в стране.

  • К какой форме политики вы наиболее приближены?

Я более приближена к теоретическому уровню политической социологии. Потому что не участвую в политических движениях. У меня есть свои взгляды, но не настолько, чтобы идти и митинговать или бастовать.

  • Играет ли роль СМИ на политическую деятельность молодежи?

Я думаю, что да. Потому что, так или иначе, молодежь прислушивается к мнению журналистов и корреспондентов. И выбирает для себя своего политического деятеля или партию. Но молодежь может быть и обманута, слушая мнения разных людей, которые преследуют цели, в которых молодежь может сыграть большую роль.

  • Какие интересы преследует молодежь, участвуя в политической деятельности страны?

В основном это материальные проблемы, которые побуждают молодежь соединяться и выражать свои проблемы в форме протеста. Из-за отсутствия единой политической системы молодежь зачастую не знает (даже если хочет), к какой партии или политическому движению ей прибиться. Что выбрать? С кем посоветоваться? Чтобы не попасть в руки лидерам партий, которые, преследуя свои интересы, попытаются всеми способами убедить и удержать личность в своей партии.

  • Считаете ли вы себя патриотом? Что вы понимаете под словом патриотизм?

Изначальное свое значение слово «патриотизм», по моему мнению, уже потеряло. Патриот, который мог отдать свою жизнь на благо общественному делу, редкость в наше время. Таких нынче единицы. Чувство патриотизма во времена комсомола прививалось с детства, на нем была построена вся жизнь. Сейчас этому не учат, мы живем в демократической стране, где каждый имеет свое мнение по каждому вопросу.

  • Может ли молодежь повлиять на предстоящие выборы?

Может. Но сможет ли она сделать это правильно? Опираясь на свои политические мысли. Потому что огромную роль в формировании молодежи, как политической личности, имеют СМИ. Иногда они могут негативно повлиять на выбор молодежи.

  • Как вы относитесь к тому, чтобы восстановить единую молодежную политику и партии?

Мне это безразлично. Я бы не хотела участвовать в какой-либо партии. Хотя единую молодежную политику, по моему мнению, организовать необходимо. Она помогала бы молодежи в формировании ее политических взглядов.

Беседу вела Елена Никитченко