Проблема интеллигенции всегда начинала живо интересовать российскую общественность (точнее ее политическую и культурную элиту) в переломные моменты истории. Не будем углубляться в далекое прошлое, поминая недобрым словом и 1905, и 1917 годы… есть смысл вспомнить и не столь давние времена, и день сегодняшний. С провозглашением перестройки, гласности и прочих атрибутов цивилизации интеллигенция робко подняла голову, огляделась и начала активно напоминать о себе власть имущим (а также тем, кто власти не имел, но жаждал заполучить — хоть политическую, хоть духовную). Все эти жаждущие довольно быстро сообразили, что собственную власть следует утверждать, прежде всего, в сознании наиболее интеллектуальной части общества, которая и донесет сложившееся у нее мнение до всех остальных.
Пик выступлений, обращений, исследований и тому подобного, направленных в адрес интеллигенции, приходится на 1990-1995 годы. Благодатную тему не оставили без внимания ни правые, ни левые, ни демократы, ни патриоты. Каждый старался получить «мозг нации» в личное пользование, а если не получалось — обрушивался с обвинениями во всех смертных грехах. Причем создается такое впечатление, что демократы намеренно старались переплюнуть патриотов (и наоборот). Вот несколько цитат на выбор, сравните:
«Революционизм нашей интеллигенции вызван глубоко укорененным нигилизмом и отказом от любви к ближнему, который перерастает в ненависть ко всем тем, кто не соответствует сегодняшним идеалам» («Цивилизационный слом», статья С. Кара-Мурзы в «Нашем современнике»).
«Узкие и ограниченные, без внутренней либеральности, пленники своих шаблонов, консерваторы своего либерализма, рабы своего свободолюбия, без истинной свободы духа — типичные русские интеллигенты не широкий Божий мир видели перед собой, а одну только прямую линию» (А это «Октябрь», статья Ю. Айхенвальда «Отцы и дети»).
Или вот еще ехиднее:
«Стоило в жизни страны появиться чему-то новому и небывалому, как интеллигентское сознание тут же впадало в привычное состояние, то есть состояние кризиса.» (А. Агеев, статья «Двойной стандарт» в «Знамени»).
Наконец, даже так:
«Перманентное состояние русского интеллигента — зависть…Роя обществу могилу, интеллигенция заранее отпускает себе все грехи» (Это высказался В. Максимов, статья «Соблазненные словом», журнал «Смена»).
Не знаю, как интеллигенция, а вот ее критика явно все грехи себе уже отпустила. И теперь стараются, кто во что горазд.
Все вышеперечисленные цитаты относятся к 1992-1994 годам. Начиная с этого времени, интеллигенцию начинают плавно хоронить. И каких только диагнозов не звучало! Тут тебе и «образованцы», и «самоназванцы» и «маргиналы», и «радикалы», и даже «некомпетентные импотенты». Действительно, краше в гроб кладут.
Так в чем же дело? Почему так спешно пытаются избавиться от того, что было жизненно важным? В том-то и дело, что не было. Нужен был, как выясняется, образ интеллигенции, идеал интеллигенции, миф об интеллигенции. А настоящие интеллигенты (не «ум», не «честь» и не»совесть», а просто люди при своем деле) — никакой власти — ни духовной, ни советской — абсолютно не нужны. Вот и стараются то срочно перекрестить их в православную веру, то не менее срочно перековать в сугубо западных специалистов-интеллектуалов (что интересно, именно с них — при Петре I все и началось). (Воистину, нет ничего нового под солнцем!).
А реальная интеллигенция со своими реальными проблемами никого не интересует. Потому и «положена в гроб», чтобы не выступала. И сделано-то это, в принципе, даже не со злым умыслом, а скорее по недомыслию. Из-за хронического отсутствия мысли о том, что культура необходима, образование — необходимо, а цивилизованность — отнюдь не роскошь. То есть, говорят все, в том числе и на вершинах власти, и именно такие слова. Но говорят, видимо, только потому, что так принято, не скажешь — косо посмотрят. А собственно, личного осознания правоты этих слов — нету! Как и не было… И вот вопрос — будет ли?