Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
Самосотворение
(№2 [147] 05.02.2007)
Автор: Наталья Боровская
Наталья Боровская
А, какое чудо! - сказала я, вздрогнув от восторга.
Их было несколько, соединившихся вместе в замысловатом рисунке и радужном сиянии. «Графика мыльных пузырей» - так называлась фотография.
- Да Вы – поэт, - я продолжала рассматривать снимки, названия которых дополняли, «закругляли» зрительный ряд, усиливая впечатление. Вот две совершенно перламутровые поганки – кто бы заметил их красоту и назвал «Призраки леса». Готовый распуститься алый бутон цветка кактуса – «Ожидание». Таинственно светящийся шар кошачьего зрачка – «Другая вселенная».

- Красота – это всегда неожиданность, - говорит Юрий Иванов, автор работ.
- Кто же Вы все-таки, Юрий Алексеевич? – спрашиваю его.- По образованию – химик, шла я к ювелиру-художнику, а пришла к фотографу.
- Человек – это то, чем он внутри горит, - таков был краткий ответ.
Друг Юрия Иванова, доцент Академии народного хозяйства Н.Г. Судоргин рассказал мне, что творческое горение не давало Юрию покоя с очень ранних лет. Увлекшись астрономией, он смастерил для школьного кружка настоящий телескоп, по всем правилам отшлифовав вогнутое зеркало. Его отличало очень уважительное отношение к труду: за что бы ни брался, доводил до конца и делал безукоризненно.

Мое знакомство с Юрием Ивановым произошло 6 лет тому назад и носило несколько детективный характер. В 1998 году в здании, где находится кинотеатр «Буревестник», открылся хороший художественный Салон – магазин (сейчас там продают хлеб). Среди множества поделок две работы остановили мой скользящий взгляд. Авторами оказались Юрий Иванов и Михаил Репко. Два года я следила за их творчеством, научилась почти безошибочно узнавать неповторимый почерк каждого, а вот узнать телефон, адрес, познакомиться почему-то никак не удавалось. Из-за них я и пришла летом 2000 года на Всероссийскую выставку произведений ювелирного искусства «Во славу Фаберже» и открыла для себя целую россыпь талантливых ростовских мастеров, которые очень достойно представляли наш город наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, городами Урала, Закавказья – в общем, всей России. Мне было приятно, что я не ошиблась в выборе: Репко и Иванов заняли призовые места. Знаю теперь, что Юрий принимал участие во многих выставках такого масштаба и не один раз был призером.

К сожалению, в последние три года подобные выставки авторских работ в Ростове больше не проводятся, и узнать о творческой судьбе замечательных ростовских ювелиров, таких, например, как А.И.Говорухин, Ю.Иванов, М.Репко, И.Дмитриева, Ю. Чигрин О.Александрова и других практически невозможно. Периодически появляется вывеска «Мир камня», но под этим названием в различных помещениях, порой подвальчиках, просто продаются безымянные заурядные украшения. Вот почему я и оказалась в гостях у Юрия Иванова. (Михаил Репко Ростов покинул, как многие другие художники).

- Главное для меня, - говорит Юрий Алексеевич, - конечно, работа с металлом и камнями. Так случилось, что к этому я пришел от химии, от гальваники. Технике рисования и живописи меня еще в детстве обучил отец – профессиональный художник. Растительные мотивы в стиле модерн – это было только начало, хотя я и сейчас порой возвращаюсь к ним, вернее, к природным мотивам. Меня волнуют и морские глубины, и космические дали, и человек как часть Космоса.
Юрий Алексеевич показывает мне свои работы, и я вижу, как жадный к знаниям и одновременно склонный к созерцательности, он умеет переплавлять все свое любопытство к миру, все свои разнообразные впечатления в рукотворные чудеса. Как художник он постоянно выходит за рамки просто украшений, потому что постоянно одержим решением загадок.
Вот браслет с цитрином под названием «Самородок». Изысканный рисунок металла напоминает закрученный «водоворот» горных пород, как бы порождающий из себя чудо драгоценного камня. А вот кольцо «Вулкан» - черная воронка с вытекающей из нее расплавленной лавой, внутри воронки будто вращается шарик золота. Золотой браслет в китайском стиле – совершенно другая техника, строгий иероглифический рисунок. Кольцо «Летний день» - изогнутый квадрат сияющей золотой пластины с наплывами металла, как природными мгновениями: быть может, только родившимися бутонами или побегами, а в углу на этом сиянии ярко зеленый прозрачный камень – хромдиопсит.
- Две недели делал эскиз. Но между рисунком и воплощением в металле – большая разница. В процессе работы многое додумывается, меняется. Я далеко не всегда знаю, каким будет итог.
Сейчас меня очень захватывают стилизованные мотивы древних культур: символические щиты, шкуры убитых животный, ацтекские орнаменты, иероглифический рисунок, китайская символика, например, связанные ветви бамбука.
- Я вижу в Ваших изделиях камни без огранки.
- Да, Вы правы. Неграненые прозрачные и полупрозрачные камни дают интересный оптический эффект, когда через них проходит свет, падает на металл, распределяется по поверхности изделия, дополнительно освещая его светом этого камня, и возвращается отраженным. Снизу могут быть металлические символы, а сверху – камень, как бы окно в таинственный мир. Так кроме меня, по-моему, пока никто не делает.

Магия искусства – в сочетании несочетаемых вещей, - продолжает Юрий.- использовать можно любой материал: сталь, белое золото, титан и совсем необязательно драгоценные металлы и камни. Хочется быть разнообразным, как сама природа… Вот попробовал работать в технике выпиловки – появились более воздушные прозрачные формы. Как-то легко вошел в этот стиль.
Я увлекаюсь, но мне не безразлично, как реагируют люди на мои работы: произведение искусства должно поднимать в человеке волну чувств. Я стремлюсь к этому.
- Как относятся в семье к Вашему творчеству?
- Жена с удовольствием носит все украшения, которые я для нее делаю. Сын – студент, отличник, будет, наверное, прекрасным специалистом, но то, чем я занимаюсь, называет «игрушками». Знаете, какая молодежь сейчас: в основном без романтики и с ориентацией только на деньги. Но не все такие. У той части, которая интересуется искусством, чувствует и классику, и модерн, мои работы находят понимание. В общем-то, я и сам когда-то начинал, чтобы зарабатывать. Конечно, искусство должно приносить деньги – это оценка работы и возможность жить. К сожалению, богатые люди, которые могли бы быть моими заказчиками, у нас редко обладают хорошим вкусом и пониманием искусства. Мое дело дает мне лишь нестабильный эпизодический заработок. Вот почему, ищу сейчас стабильную работу или по своей химической специальности, или вообще в другой области.
- А как же камни, металл, фотографии – неужели бросите?
- Нет, конечно. Это моя страсть
И я подумала тогда, что безудержное детское любопытство к жизни и Человеку – то, чем он постоянно горит внутри, очень напоминает кольцо «Вулкан» с шариком золота в середине – будто символ его творчества. За внешним спокойствием в нем бурлит бесконечное движение, и в этом движении (которое и есть жизнь) он создает самого себя как художника и как личность. Ведь человек, который способен видеть Вселенную в зрачке кошки, любоваться кузнечиком, сидящим на колючке, или пауком – ловцом собственной тени просто не способен причинить зло ни человеку, ни кошке, ни даже кузнечику.


________________________
© Боровская Наталья Ивановна
Галерея
Нажмите, чтобы увеличить.
Браслет в китайском стиле
Нажмите, чтобы увеличить.
Браслет самородок
Нажмите, чтобы увеличить.
Брошь с хромдиопситом
Нажмите, чтобы увеличить.
Вулкан
Нажмите, чтобы увеличить.
Графика мыльных пузырей
Нажмите, чтобы увеличить.
Другая вселенная
Нажмите, чтобы увеличить.
Летний день
Нажмите, чтобы увеличить.
Ожидание
Нажмите, чтобы увеличить.
Призраки леса
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum