|
|
|
В рассылке Subscribe.ru "Мифополитология или о тех, кто правит миром" в мае этого года была помещена статья С. Переслегина "Дружба мушкетеров при живых королях". В ней известный петербургский исследователь предлагает рассматривать явления общественной жизни с позиций информационной теории. Базовым понятием такого подхода выступает "информационный объект", то есть "информация, обладающая поведением, способная к саморазвитию и не зависящая от своих носителей".
Далее Переслегин предлагает читателю описание человека, оказавшегося во власти информационного объекта. По словам исследователя, у такой личности "меняется голос: иногда это тембр, скорость речи, появление несвойственной ранее метафоричности изложения или чрезмерной сухости, формульности речи. В таких случаях мы утверждаем в бытовой лексике, что «он говорит не от себя». Иногда появляются специфическая, не присущая ему в обычном состоянии мимика, резко меняются привычные паттерны поведения. В некоторых случаях человек, ставший «аватарой» информационного объекта, может приобрести не свойственные ему ранее знания и навыки". В этом месте я, как психотерапевт, не могу удержаться от комментария. Речь, безусловно, здесь идет о взаимоотношении коллективного бессознательного и индивидуальной психики в отдельных людях. Представители рода человеческого в очередной раз попали в ловушки, подстроенные их же генетической памятью, а также детерминируемой ею историей. Образно говоря, пробудились химеры и архетипические фигуры выступили из векового мрака души, устремляясь на охоту за душами людей. И, надо сказать, такие мероприятия всегда заканчивались настоящим триумфом для "потусторонних" персонажей. Ну, а мы, свидетели таких событий, не без внутренней дрожи рассказываем потом друг другу о неожиданном появлении у наших соседей или знакомых признаков одержимости. И пытаемся объяснить их, исходя из своего скудного житейского опыта: «несчастная любовь», «гордыня», «не выдержал испытания богатством». Переслегин обращается к еще одной лингвистической конструкции - динамическим сюжетам. По его словам, такие процессы "используют в качестве своей элементной базы не самого человека, но акты его деятельности". В аналитической психологии подобные образования назвали бы общественными архетипическими фантазиями. Главным аргументом существования динамических сюжетов, по мнению автора статьи, является "совпадение, иногда текстуальное, сюжетных линий мифов совершенно различных народов, не имеющих в эпоху мифотворчества ни культурных, ни военных, ни торговых связей". Собственно говоря, в этом месте переслегинской рефлексии нет никаких противоречий с методологией, предложенной в начале XX века для исследования коллективного бессознательного К.Юнгом. В статье также приводятся примеры проявления в исторических событиях таких сюжетных линий. В их числе "сюжет «проклятия власти» - поведение Ленина после завоевания большевиками власти и, особенно, расстрел царской семьи. Сюжет «воздаяния за грехи» - самоубийство Гитлера". Другими словами, судьба исторического деятеля в такой переломный момент превращается в типичный документ клинического архива, иллюстрирующий случай так называемой одержимости. И структура такого поведения лишь подчеркивает его тождество с событиями бытового масштаба, обсуждавшимися нами ранее. И в завершение обзора хотел бы отметить предложенный исследователем блестящий неологизм, который исчерпывающе описывающий финальный характер современной культуры. "Сейчас в нашей стране и во всем остальном мире, пишет Переслегин, процесс конструирования будущего затруднен исчерпанием не только свободного физического пространства (глобализация), но и свободного информационного пространства. Последнее явление часто называют «постмодерном», хотя, может быть, правильнее было бы сказать «некромодерном»". Вот так - некромодерн. Не больше, и не меньше. ___________________________________ © Выгонский Сергей Иванович |
|