Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
*Испанские воины-добровольцы, воевавшие в период ВОВ в Красной армии. Исследование А.Ф. Щеглова. Выпуск № 18
(№9 [399] 05.09.2022)
Автор: Александр Щеглов
Александр Щеглов

Испанские лётчики в ВВС Красной Армии

*

ДОМИНГО БОНИЛЬЯ ДОМИНГО  (DOMINGO  BONILLA  DOMINGO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 12 марта 1914 г. в Мадриде. В 1934 г. вступил в члены Союза молодых социалистов, а в 1935 г. стал членом Коммунистической партии Испании. Активный  участник гражданской войны в частях авиации Республики. В октябре 1936 г. ему было присвоено воинское звание сержант. Затем он прошел подготовку в авиационной школе в Мурсии и в звании лейтенанта летал на двухмоторных бомбардировщиках Туполев СБ-2, в Испании их называли «Катюшка». В Советский Союз прибыл на учебу в составе 4-го набора курсантов осенью 1938 г. и после окончания учёбы в Кировабаде в апреле 1939 г. остался со всем выпуском в нашей стране.

До начала Великой Отечественной войны жил в Ворошиловграде и трудился на заводе имени Сталина. Вступил добровольцем в ряды ополчения в июне 1941 г. Был на учёбе в составе НКВД, затем служил лейтенантом в 1-й военно-воздушной бригаде ПВО в Быково. В наиболее тяжёлое время боёв в Сталинграде воевал в 788-м истребительном авиационном полку вместе с Хосе Марией Паскуалем, который героически погиб в воздушном бою. В последующие годы его боевой путь пролегал через 960 истребительный авиационный полк 125-й истребительной авиационной дивизии в 1942 – 1944 гг. В 1945 г. и до 1948 г. старший лейтенант Доминго Бонилья служил в составе 348-го истребительного авиационного полка 310-й истребительной авиационной дивизии. В 1946 г. его личный боевой налёт составлял 1135 часов. В начале войны он также принимал участие в полётах на трофейных немецких самолётах, который были собраны на Урале в Свердловской области. Он освоил полёты на самолётах Дорнье 215, Юнкерс 88, Спитфайр IX и на многих самолётах советского производства.

Награды:

Награждён Орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В личной жизни: его первая жена была расстреляна испанскими фашистами в 1939 г. Женился в Советском Союзе. После войны жил и работал в Москве на автозаводе им. Лихачева. Затем вышел на пенсию, как инвалид войны. Умер в Москве.

             Источники:

  1.   Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 89   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.89. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 639.
  3.  Наград: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada 

*  

ФРАНСИСКО ГАРСИЯ ГОМЕС (FRANCISCO GARCÍA GÓMEZ) 

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 8 мая 1917 г. в Мадриде в рабочей семье, получил среднее образование, работал официантом. В 1932 г. вступил в члены Союза молодых социалистов. С 1937 по 1938 год в составе Национальной милиции. В 1938 вступил в ряды Республиканской армии, выезжал в командировку в Англию и Францию. Был командиром взвода автоматчиков. Получил профессию лётчика в г. Кировабаде в  СССР. Обучался в лётном училище этого азербайджанского города с сентября 1938 по апрель 1939 г. в составе 4-го набора испанских курсантов. С 1939 по 1941 г. жил в г. Горьком и работал на автозаводе. 

С началом Великой Отечественной войны по сентябрь 1942 г. воевал в партизанских отрядах в тылу у немцев. Затем служил в полку ВВС, входившем в формирование НКВД во взаимодействии с 46-м резервным полком  ПВО Московской зоны противовоздушной обороны. С июня 1943 г. воевал в 887-м полку ночных бомбардировщиков. Потом его назначили в 439-й истребительный авиационный полк 147-й истребительной авиационной дивизии. Ему было присвоено звание младшего лейтенанта. В 1944 г. Франсиско Гарсия стал лейтенантом.

Погиб в воздушном бою 19 марта 1944 г., находясь в составе 837-го транспортного авиационного полка. Место гибели: деревня Малая Белгородская район Каменец-Подольский на Украине. (ЦАМО. Фонд ист. информации: 33  Опись ист. информации: 11458 Дело: 245).

Нажмите, чтобы увеличить.
Справка из Горьковского областного военного комиссариата 1944 г.

             Источники:

  1.   Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 110   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.110. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 1649.
  3.  Lista de  “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 4-ra promoción, # 123// Список Ассоциации авиаторов Республики, 4-й набор, № 123.
  4.  Сведения о гибели:  https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada 

ВИСЕНТЕ БЕЛТРАН РОДРИГО (VICENTE BELTRAN RODRIGO) 

    Родился в 1918 г. в Сагунто, Валенсия и с детских лет работал в металлургии в доменном производстве. В Коммунистическую партию Испании вступил в 1948 г. Во время гражданской войны записался и прошел конкурс на поездку в СССР для обучения в авиационном училище в г. Кировабад в Азербайждане. Он попал во второй набор испанских курсантов. Первая половина этого набора выехала 7 июля 1937 г.  из Барселоны на поезде до французского порта Марсель. Там погрузились на пароход «Теофил Гаутер», который перевёз курсантов в Одессу и затем уже на поезде через Москву они прибыли в Кировабад. Часть курсантов в количестве 50 человек прошла штурманскую подготовку в Харькове. Они возвратились в Испанию северным маршрутом через Мурманск, французский порт Гавр, Париж и на поезде до Барселоны. Вторая часть испанских лётчиков вернулась  на родину  в начале 1938 г.

Белтрану в январе 1938 г. было присвоено звание сержант-пилот и он был назначен в 1-ю эскадрилью скоростных истребителей И-16, которых испанцы называли «Москас» – мухи. Позднее в апреле 1938 г. он воевал уже в составе 3-й эскадрильи 21-й Группы. Был сбит в воздушном бою в районе реки Эбро с сильными ожогами на лице. Осенью 15 октября 1938 г. ему присвоили звание лейтенанта.

После окончания гражданской войны ему пришлось пройти французские лагеря для интернированных и в 1939 г. удалось вместе с другими испанцами приехать в Советский Союз. В Москве работал на автозаводе имени Лихачева, а с началом в июне 1941 г. Великой Отечественной войны добровольно вступил в действующую Красную Армию. Участвовал в обороне столицы вместе с земляком Ариас. Следует отметить, что он одним из первых испанских лётчиков сражался на новейших истребителях МиГ-3. Летом 1942 г. лейтенант Белтран воевал в 960-м истребительном авиационном полку на Западном фронте, где на вооружении были самолёты И-16 и МиГ-1. Участник сражений на Курской дуге летом  1943 г., его боевым самолётом стал истребитель Лавочкина Ла-5. По свидетельству его испанских товарищей общий счёт  сбитых  Висенте самолётов противника лично и в группе  в ходе боевых действий в Испании и в СССР составил два десятка машин.

Служил в авиации до увольнения в 1948 г. в звании старшего лейтенанта. В послевоенные годы работал на железной дороге машинистом паровоза.

Награды:

Орден Красной Звезды. 05.06. 1943. Войска ПВО, номер документа 102 н. ЦАМО, картотека награждений, расположение документа: шкаф 9, ящик 22.

Медаль ««За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 09.05.1945 г., наградил Президиум Верховного Совета СССР. ЦАМО, картотека награждений, расположение документа: шкаф 9, ящик 22.

В Испанию Висенте Белтран вернулся в 1958 г. Умер 12 октября 1981 г. 

            Источники:

  1.   Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 87   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.87. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 549.
  3.  Lista de  “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 2-da promoción, # 18// Список Ассоциации авиаторов Республики (АДАР) 2-й выпуск, № 18.
  4.  Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada

ХУЛИАН  ДИАС  ИСКЬЕРДО  (JULIAN   DIAZ   IZQUIERDO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 31 декабря  1914 г. в Пуэртольяно (Сьюдад Реаль). Получил среднее образование.  Вступил  в члены Союза молодых социалистов, а в 1936 г. стал членом Коммунистической партии Испании. Получил подготовку по специальности лётчик-истребитель в г. Кировабаде (Азербайджанская ССР) в 1939 г. в составе 4-го выпуска, который остался в Советском Союзе в связи с окончанием гражданской войны в Испании. Работал в Харькове на тракторном заводе, как и другие испанцы, оказавшись в эмиграции.

Когда началась Великая Отечественная война, добровольцем вступил в ряды партизан, действовавшим в тылу у немецко-фашистских захватчиков, а затем был зачислен лётчиком-инструктором в ряды Военно-воздушных сил Красной армии (сентябрь  – декабрь 1942). Служил старшим лётчиком в 786-м истребительном авиационном полку 142-й истребительной авиационной дивизии, дислоцировавшейся в г. Горький. Окончил высшие лётные курсы в 1943 г. В период до 1 марта 1944 г. воевал в 964-м истребительном авиационном полку 130-й истребительной авиационной дивизии. Затем его боевой путь с марта 1944 по май 1945 г.  продолжался в 439-м истребительном авиационном полку 147-й истребительной авиационной дивизии.

После завершения войны снова был направлен на службу в 964-й истребительный авиационный полк теперь уже 124-й истребительной авиационной дивизии (март 1945 – январь 1946), а затем до июля 1948 г. в 11-м истребительном авиационном полку. Был уволен с военной службы, как и все испанцы в Красной Армии в мае 1948 г. по статье 43 пункт «А». За время освоил полёты на различных типах советских истребителей, в первую очередь И-16 и Лаг-3.

Награды:

Орден Отечественной войны II-й степени. Номер документа: 74, Дата документа: 06.04.1985, Автор документа: Министр обороны СССР. ЦАМО, Юбилейная картотека награждений. Расположение документа: шкаф 15, ящик 3

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 09.05.1945 г., наградил Президиум Верховного Совета СССР. ЦАМО, картотека награждений, расположение документа: шкаф 9, ящик 22.

В послевоенные годы  трудился механиком  на Калининском вагоностроительном заводе. Женился на русской женщине в октябре 1945 г., в 1947 г. в их семье  родился сын. До 1981 г. проживал в Калинине. 

            Источники:

  1.   Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 97-98   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 97-98. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 1150.
  3.  Lista de  “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 4-ra promoción, # 33// Список Ассоциации авиаторов Республики (АДАР) 4-й выпуск, № 33.
  4.  Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada 

МАРСИАНО  ДИЕС  МАРКОС   (MARCIANO  DIEZ  MARCOS)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 2 февраля 1915 г. в Мадриде, Хетафе. Получил среднее образование.  Вступил  в члены Союза молодых социалистов в 1935 г. и в том же году стал членом Коммунистической партии Испании. Участник гражданской войны в Испании. Получил подготовку  по специальности лётчик-истребитель в г. Кировабаде (Азербайджанская ССР) в 1937 г. в составе 1-го выпуска Испании.  Стал сержантом-пилотом 30 апреля 1937 г. Он воевал на советских  самолётах-истребителях И-15, которые в Испании называли «чато» – курносый.

В 1938 г. его направили в г. Липецк на высшие пилотажные курсы. Затем уже после окончания гражданской войны в Испании работал  в Советском Союзе в качестве авиационного инструктора в аэроклубе г. Мытищи под Москвой. 

В годы Великой Отечественной войны старший лейтенант Марсиано Диес в должности летчика  служит сначала в 34-м штурмовом авиационном полку резерва, а затем в 208-м штурмовом авиационном полку. Полное его наименование: 208-й штурмовой  бомбардировочный Станиславский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова авиационный полк.

12 июля 1943 г. Диес на курсах высшего пилотажа переучивался на знаменитом самолете-штурмовике Ил-2, на которых продолжал выполнять боевые задачи. В августе 1944 г. он воюет в Румынии, затем в Болгарии, а в марте 1945 г. – в Венгрии. С 1948 г. после увольнения из кадров Красной Армии работает авиационным инструктором.

Нажмите, чтобы увеличить.

Истребитель И-15  (прозвище «Чато» по-испански   «Курносый») — советский одномоторный истребитель-полутораплан, созданный в 1933 конструктором Поликарповым ...

Награды:

 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 09.05.1945 г., наградил Президиум Верховного Совета СССР. ЦАМО, Номер шкафа: 658 Номер ящика: 842

Его личное дело № 912758 хранится в военном архиве.

С 1948 г. после увольнения из кадров Красной Армии работал авиационным инструктором в Киеве.

Умер Марсиано Диес Маркос в 1972 г.

            Источники:

  1.   Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 98   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 98. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 1187.
  3.  Lista de  “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 1-ra promoción, # 42// Список Ассоциации авиаторов Республики (АДАР) 1-й выпуск, № 42.
  4.  Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada

*  

СЕЛЕСТИНО   МАРТИНЕС  ФИЕРРОС (CELESTINO MARTINEZ  FIERROS)

Нажмите, чтобы увеличить.
Селестино Мартинес Фиеррос родился в 1915 г. в городе Бальота на западе провинции Астуриас. Вырос в простой семье, детей было четверо, его отец работал  школьным учителем. Получив начальное образование, Селестино пошел работать. В его голове возникла идея уехать на Кубу, чтобы там улучшить материальное положение семьи. Осуществить эту  идею уехать на карибский остров вдохновил  его отец. Там парня приняли дальние родственники, но обстановка не способствовала воплощению мечты о счастливой жизни. В 1936 г. он возвратился в Испанию и принял участие в гражданской войне.

Учиться на лётчика он записался и прошел отбор в 4-ю группу испанских курсантов. Её выпуск в Кировабадской школе лётчиков в советском Азербайджане состоялся в конце марта 1939 г., а 1 апреля этого года в Испании пришел к власти  генерал Франко. Весь 4-й выпуск остался в СССР. С этого времени Мартинес жил в Москве, женился на переводчице из Кировабада Кларите Розен, работал на заводе имени Сталина. Как передовик производства он принял участие в грандиозной первомайской демонстрации трудящихся на Красной Площади 1 мая 1940 г.  Вмести с ним шли его земляки передовые рабочие  Хосе Мария Паскуаль Сантамария, Антонио Гарсия Кано, Франсиско Бенито и Франсиско Мероньо.

С июня 1941 г., когда началась война, он добровольцем вступил в отряд народного ополчения в роту испанцев в звод, которым командовал Роке Серна, в будущем автор известной книги «Испанский героизм в России». С лета 1942 г. Селестино Мартинес в военно-воздушных силах Красной Армии, сначала в центре подготовки авиаторов в г. Пенза, а затем с 1944 г. он боевой лётчик в штурмовой авиации на прославленном штурмовике Ил-2. 

Принимал участие в крупнейших операциях войны: освобождение Киева, Корсунь-Шевченковская операция, Болгария, жестокие бои в Венгрии на озере Балатон. Вмести с Мартинесом участвовали в боях его земляки: Леонсио Веласко, капитаны Альфонсо Гарсия Мартин, он же Герасимов, Марсиано Диес Маркос. Кроме них также майор Мануэль Ороско и лейтенанты Сантос Севилья и Луис Лавин.

Последний бой Селестино в  венгерском  небе 9 марта 1945 г. был особенно жестоким. Рассказывает его однополчанин Марсиано Диес Маркос. «Фашистская бронированная колонна начала рассредоточиваться, но не всем немецким танкам удалось покинуть строй. На месте остались охваченные пламенем танки, грузовики с солдатами, бензовозы и другая техника. 

- Внимание! Ещё один заход! – приказал наш командир капитан Редченко.

И, развернув самолёт, устремился на ползущую стальную танковую колонну. Редченко пошёл на них на бреющем полёте, низко-низко над землёй. Следом за командиром направил свой «Ил» на цель Селестино. Набрав высоту, я увидел, что из самолёта Селестино вырываются два языка пламени – в него попали вражеские снаряды. «Не спасётся» – подумал я. Попытки Селестино набрать высоту ничего не дали – его самолёт стал почти  неуправляемым. Наш земляк упорно пытался сбить пламя, но, вероятно, убедившись, что у него нет другого выхода, принял единственное и последнее в жизни  решение направить свой пылающий самолёт на танки и грузовики фашистов. Раздался мощный взрыв, в  котором он погиб, уничтожив множество врагов. Так сражался этот астуриец, погибший, убивая захватчиков, выполняя свой долг испанского антифашиста. После нескольких дней упорных боёв окопавшаяся в Будапеште группировка немцев была разгромлена».

Привожу описание боевых дел Селестино Мартинеса, из наградного листа, подписанного командиром полка, в котором он служил. «Представляется  к правительственной награде  за совершённые 10 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2. Наиболее характерные из них:

20.08.44 г. в районе населённого пункта Словозия уничтожил до 3 автомашин, подавил огонь артиллерийского орудия, рассеял и уничтожил до 20 солдат и офицеров противника.

22.08.44 г. на дороге Чадыр-Лунга-Тарутино уничтожил до 10 повозок с грузом и одну автомашину.

25.08.44 г. в районе населённого пункта Сарата – Гомбена уничтожил до 5 автомашин, 6 повозок с грузом, рассеял и уничтожил до 60 солдат и офицеров противника.

С января 1944 г. по май 1944 г. участвовал в разгроме немце на I-м Украинском фронте, где на самолёте У-2 сделал боевых вылетов днём – 3, ночью – 22 и на спецзадание по доставке горючего и боеприпасов нашим наземным войскам непосредственно вблизи линии фронта – 27 вылетов. Всего 52 вылета.

Вывод: За образцовое выполнение боевого задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество достоин награждения орденом «Красное Знамя».

Командир 989 штурмового авиационного Черновицкого полка майор Шуляков.

28 августа 1944 года

На обороте наградного листа, где представление утверждается старшими начальниками, сделана следующая надпись: «Достоин награждения орденом «Отечественной войны II-й степени». Командир 136-й штурмовой авиационной дивизии полковник Терехов. 30 августа 1944 года

 

Награды:

Орден Отечественной войны II-й степени. Воинское звание: мл. лейтенант, Воинская часть: 989 шап 9 сак 3 УкрФ, Даты подвига: 20.08.1944, 22.06.1944, 25.08.1944, 01.01.1944-31.05.1944. Приказ подразделения №: 26/н от: 31.08.1944  Издан: 9 сак 3 Украинского фронта ЦАМО Фонд ист. формации: 33 Опись ист. информации: 690306  Дело ист. информации: 249

В Москве у Селестино  Мартинеса осталась жена Кларита Розен, с которой они познакомились в Кировабаде,  и ребёнок. 

            Источники:

  1.   Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 125   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 125. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2603.
  3.  Lista de  “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 4-ra promoción, # 91// Список Ассоциации авиаторов Республики (АДАР) 4-й выпуск, № 91.
  4.  Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada.

ЛАДИСЛАО  ДУАРТЕ ЭСПЕС (LADISLAO  DUARTE   ESPES)

Нажмите, чтобы увеличить.
Ладислао Дуарте Эспес родился 6 cентября  1914 г. в  Эрла (Сарагоса). Получил среднее образование. Член Компартии Испании с 1937 г. 5 января 1937 г. прошел комиссию на аэродроме Ла Рибера, в результате которой  был признан годным для службы в авиации. Был зачислен в лётную школу 30 января этого года для подготовки по специальности лётчик. 20 апреля 1937 г. после окончания обучения получил звание сержант-пилот 18 мая 1937 г. Он получил также подготовку  на курсах лётчика-истребителя, где его профессиональные  способности были оценены самыми высокими оценками. Это было уже на Мадридском фронте, где он летал на И-15 Поликарпова, курносый, «Чато» по-испански.

Потом  Дуарте воевал на севере, где был в составе 3-й истребительной эскадрильи. 22 августа 1937 г. ему по выслуге было присвоено воинское звание лейтенанта. В тот же день был сбит и погиб командир его эскадрильи Мигель Галиндо и лейтенант Дуарте был назначен на его должность. Сражались с аэродромов Сантандер, Льянос и Карреньо (Хихон) в ходе наступательных действий в Сантандере и Астуриас. Здесь пришлось воевать, постоянно сталкиваясь с превосходящими силами истребительной авиации противника. Отличился лейтенант Дуарте в бою 30 сентября 1937 г. против пяти Мессершмидтов бф 109 в небе над Хироном. Дуарте и его ведомый сержант Кастильо, сражаясь с превосходящим противником, сумели расстроить боевые порядки фашистских бомбардировщиков, которые сбросили свой груз мимо целей в районе  населённых пунктов Карреньо и Вега. Все самолёты вернулись на свой аэродром. Лично министр обороны Испанской республики Игнасио Прието направил благодарность за этот бой командующему 6-м воздушным районом. В бою 18 октября над Хихоном республиканские летчики столкнулись с превосходящими по численности самолётами противника Мессершмидтами бф-109 и Хейнкелями хе-111. Лётчики эскадрильи Дуарте в этом бою сбили два Мессера и один Хейнкель.

11 марта 1938 г. Дуарте был произведён в капитаны и возглавил 4-ю эскадрилью в боях на Эстремадурском фронте, действуя с аэродрома в Сасерула (Сьюдад Реал).Затем он  принял участие в операции по эвакуации войск из Арагона. В этот период были зарегистрированы два сбитых Хейнкеля 111 его эскадрильей. В августе 1938 г. капитан Дуарте был представлен к «Медали за службу».

День 7 сентября 1938 г. стал роковым для лётчика. Выполняя боевую задачу командования  на Теруэльском фронте, его самолёт был сбит зенитным огнём противника. Он сумел приземлиться на своей территории и со значительными ожогами и ранениями был спасён пехотинцами. Он более трёх месяцев находился на излечении в госпитале. А 19 декабря 1938 г. Дуарте было присвоено воинское звание майора. В Каталонии на северном участке его назначили командиром Группы 26. За время войны в Испании сбил лично и в группе 28 фашистских самолётов. 6 февраля 1939 г. пересёк границу с Францией в Пиренеях  и был интернирован в лагере для военнопленных.

В Советском Союзе до войны жил и работал в Горьком. Когда началась Великая Отечественная война, Дуарте записался добровольцем и через Горьковский ГВК 2 июля 1941 г. вступил в ряды Красной Армии. В первые месяцы войны он служил старшим лётчиком, затем командиром эскадрильи в 1-й военно-воздушной пограничной бригаде. В последующем его боевой путь продолжался в 740-м истребительном авиационном полку 130-й истребительной авиационной дивизии на должности штурмана и заместителя командира полка по вооружению  в 632 истребительном авиационном полку до 1947 г.

Воевал Дуарте успешно, о чём свидетельствует, например, вывод в наградном листе на штурмана 740-го истребительного авиационного полка, написанный командиром полка: «За отличную боевую работу в системе ПВО, за самостоятельную подготовку 19 боевых лётчиков для ПВО Красной Армии в боевых условиях и за отличную штурманскую подготовку лётного  состава полка, достоин награждения орденом «Красная Звезда». Это вывод комполка подполковника Мартынова

Но командующий ВВС Северного фронта ПВО генерал-лейтенант авиации Пестов поправил комполка и утвердил к награждению капитана Дуарте более высокой правительственной наградой: Орденом Отечественной войны 1 степени.

Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За годы Великой Отечественной войны майор Ладислао Дуарте Эспес был удостоен правительственных наград.

Награды:

Орден Отечественной войны I-й степени. Приказ подразделения: 12/н от: 31.07.1944 Издан: Военным Советом Северного фронта ПВО ЦАМО, Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 690155 Дело ист. информации: 5274

Медаль «За оборону Москвы». Дата документа: 01.05.1944   Кто наградил: Президиум ВС СССР ЦАМО Картотека награждений Расположение документа: шкаф 29, ящик 2

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 09.05.1945 г., наградил Президиум Верховного Совета СССР. ЦАМО, картотека награждений, расположение документа: шкаф 29, ящик 2.

Орден Отечественной войны II-й степени. Номер документа: 74 Дата документа: 06.04.1985 Автор документа: Министр обороны СССР  ЦАМО Юбилейная картотека награждений Расположение документа: шкаф 16, ящик 3

После окончания войны жил в Горьком – Нижнем Новгороде. Окончил школу экспертов и трудился на Горьковском автомобильном заводе на должности начальника чертёжного бюро предприятия.

 Умер в 1993 г.

            Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 99-100,    // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 99-100. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 1211.
  3.  Серна Роке «Испанцы в Великой Отечественной войне», Москва, «Прогресс», 1986, стр.324.
  4.  Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada.

МИГЕЛЬ ВАЛЛЕС ВИКУНЬЯ (MIGUEL VALLES VICUÑA)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 01.05.1920 г.  в г. Ирун в Басконии. Получил среднее образование. В 1938 г.  стал членом Коммунистической партии Испании. Участник гражданской войны в Испании. Воевал против франкистов в составе карабинеров Республики. В составе 4-го набора испанских курсантов в 1938-1939 гг. прошел подготовку в СССР в Кировабаде и получил специальность лётчик-истребитель. Окончание учёбы 4-го выпуска испанских пилотов совпало с приходом к  власти в Испании генерала Франко, и с апреля 1939 г. молодые лётчики остались в Советском Союзе.

Валлес жил и трудился на предприятиях Харькова и Горького. Когда в июне 1941 г немцы напали на нашу страну, испанский лётчик добровольно вступил в ряды защитников нового отечества. В первое время он был зачислен в ряды отряда специального назначения, которым руководил известный советский военный инженер полковник И.Г. Старинов. В качестве командира взвода диверсантов четыре раза засылался в тыл к немцам для совершения разведывательно-диверсионных акций на коммуникациях противника. Находился в тылу у немцев общей продолжительностью 6 месяцев. Все задания командования выполнил успешно.

В 1942 г. он был назначен по специальности лётчик-истребитель в 722-й истребительный авиационный полк  328-й истребительной авиационной дивизии ПВО. В этом полку, которому было присвоено наименование гвардейский, Мигель Валлес воевал до победного мая 1945 г.

Из учётно-послужной картотеки на гвардии капитана Мигеля Валлеса Викуньи. Дата рождения: 01.05.1920 Место рождения: Испания, Басконская обл., г. Ирум  Дата поступления на службу:15.06.1942 Воинское звание: капитан. Наименование воинской части: 722 иап 328 иад ЗапФ ПВО Дата окончания службы:31.05.1948 Источник информации: ЦАМО Номер шкафа: 285 Номер ящика: 25

Награды:

Орден Отечественной войны II степени. Номер документа: 71. Дата документа: 06.04.1985. Автор документа: Министр обороны СССР. Архив: ЦАМО. Картотека: Юбилейная картотека награждений

Расположение документа: шкаф 6, ящик 6

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Воинское звание: гв. ст. лейтенант. Воинская часть: 722 иап 328 иад ПВО. Приказ подразделения от: 01.07.1945  Издан: 722 иап 328 иад ПВО.  ЦАМО Фонд ист. информации: 20289 Опись ист. информации: 2 Дело ист. информации: 14

         Источники:

  1.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 4154
  2.  Lista de  “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 4-ra promoción, # 172 // Список Ассоциации авиаторов Республики (АДАР) 4-й выпуск, № 172.

3. Список  испанских товарищей, находящихся в распоряжении полковника Старинова, 31мая 1943 г., порядковый номер 270

 4. Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada.

АНТОНИО ГАРСИЯ КАНО  (ANTONIO  GARCÍA  CANO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился в Мадриде в 1917 г. В Компартии Испании с 1936 г., в КПСС – с 1956 г. В самом начале гражданской войны в Испании служил в специальной Информационной службе.

В июне 1937 г.  был зачислен в качестве курсанта второго набора для подготовки лётчиков в Советском Союзе. В этой группе находился также курсант Ромуло Негрин, сын Председателя Совета Министров Испанской Республики Негрина. В июне 1937 г. испанские курсанты убыли в г. Кировабад. Подготовка в лётном училище шла своим чередом по программе лётчиков-истребителей. Полёты на У-2, полёты на спарке УТИ-4, затем на истребителе И-16 и на заключительном этапе подготовки проводилась отработка полётов с боевой стрельбой по воздушным (прицепным) и наземным мишеням.

Вернулся в Испанию. с первой группой 2-го выпуска вместе с Юсте, Фьероро, Силвент, Феррейро и Висенте Бельтраном. Пока они все находились в Кармоли до февраля 1938 г. Его первой боевой частью стала  4-я эскадрилья И-16 «Москас», которой командовал Мануэль Сарауса. В июне 1938 г. был назначен командиром патрульной группы, охранявшей Барселону с базой на аэродроме Канудас. Для Антонио показалось несколько странным, что его назначили командиром, несмотря на то, что здесь служили более старшие, чем он и опытные лётчики. Антонио летал на И-16 «Моска» СМ-253. В одном из боёв столкнулся в воздухе с Мессершмидтом, который срезал ему правую плоскость. Самолёт сорвался в пике и Антонио выпрыгнул с парашютом. У итальянских и немецких лётчиков, воевавших на стороне мятежников Франко, был приказ открывать огонь по лётчикам республиканских ВВС, спускающимся на парашютах. Он был ранен в колено и ступню левой ноги, но приземлился на нейтральной полосе и был подобран своими. В первые часы врачи настаивали на ампутации ноги, опасаясь гангрены, но Антонио достал припрятанный пистолет и стал грозить, что он застрелит того, кто попытается сделать такую операцию. Перед тем, как противник занял Барселону за день до этого раненым лётчикам из нескольких эскадрилий. в их числе и Антонио, удалось на машине скорой помощи добраться до Фигерас и уже через несколько часов пересечь французскую границу.

Прошел вместе с однополчанами французские лагеря для интернированных лиц и из лагеря Гурс группа пилотов, в которой находился Гарсия Кано, через Париж, Гавр северным маршрутом прибыла в июне 1939 г. в Ленинград. Поселился в Москве и устроился рабочим на автозавод. С началом Великой Отечественной войны добровольцем записался в ополчение, принимавшее участие в обороне советской столицы в ноябре-декабре 1941 г.

Наконец Антонио удалось познакомиться уже по своей специальности и сделать несколько ознакомительных полётов на биплане Як-7 и моноплане Як-1. Первыми его инструкторами стали полковник Фёдор Фёдорович Опадчий и майор Валентин Иванович Хомяков. Это было во время кратковременного пребывания на Урале. Затем служба в подмосковном Внуково в 1-й Авиабригаде по воздушному прикрытию Москвы. Более конкретно это была 1-я отдельная эскадрилья пограничных войск НКВД. В этом подразделении находились различные типы самолётов. Среди них МиГ-3, Як-7, И-15 и другие. Главной задачей, поставленной командованием являлась защита Центрального исследовательского аэродинамического и гидродинамического института. В середине 1942 г. «испанская группа» лётчиков была расформирована и распределена по различным воинским частям не более 3-4 испанцев в одной части.

Антонио Гарсия вместе с другими испанскими пилотами (всего их было 18) стал участником своеобразного эксперимента, а именно, испытать реально в условиях полётов новейшие истребители и бомбардировщики германских ВВС. Необходимо было выявить как положительные, так и отрицательные качества машин, которые были куплены в Германии перед войной или захвачены невредимыми в первые недели войны. Это происходило в Свердловской области  на аэродроме Арамиль. Одной из основных целей советского командования являлось подготовить немецкие самолёты и пилотов для выполнения задач по заброске воздушных десантов в тылы немцев на основные коммуникации для совершения диверсий. Но фашистские войска продвигались к Москве так быстро, что от этой идеи пришлось отказаться. В числе самолётов, на которых летал и Антонио были: Мессершмитт Бф-108, Мессершмитт Бф-109, Мессершмитт Бф-110, а также двухмоторные Дорнье 17, Хейнкель 111 и Юнкерс Ю-88.

В целом в годы Великой Отечественной войны испанский лётчик воевал на различных фронтах, в званиях лейтенанта,  старшего лейтенанта и капитана, но в одном и том же 573-м истребительном авиационном полку на должности заместителя командира 1-й авиационной эскадрильи. По данным автора книги Рафаэля де Мадариаги Фернандеса  в годы войны в Испании Гарсия Кано сбил в группе восемь и четыре лично самолётов противника. В годы боёв с немцами  в СССР он сбил лично пять фашистских самолётов, а всего  шесть. Так 12 октября 1942 г. им был сбит Хейнкель 111. Было замечено, где он упал на землю. На самолёте У-2 вылетели к месту падения бомбардировщика и выяснили, что в нём находились офицеры высокого ранга, один из них воевал в Испании. Кроме того самолёт был оборудован новейшими фотоаппаратами и имел усиленную броневую защиту. За эту победу испанского лётчика поблагодарил Герой Советского Союза генерал-лейтенант А.В. Евсеев.

В марте 1943 г. на Як-7 Антонио Гарсия Кано  парой вместе с Виктором Чупряковым внезапно появились над группой немецких бомбардировщиков, прикрываемых Мессершмиттами. Антонио сбил разведывательный самолёт Хейнкель 112. Фашистские бомбардировщики в панике сбросили свой смертоносный груз где попало мимо цели.

Во время битвы на Курской дуге испанский лётчик сбил Юнкерс Ю-88 и в тот же день командир 101-й истребительной авиационной дивизии прямо на аэродроме в районе Уразово вручил победителю орден Ленина. Но, к сожалению, примерно через две недели награждение Антонио Гарсия не подтвердилось, и командир дивизии объявил это лично лётчику. Говорят, что такое на фронте не часто, но случалось.

В июне 1943 г. Антонио был назначен командиром 1-й эскадрильи 573-го истребительного авиационного полка 101-й истребительной авиационной дивизии. В паре вместе с младшим лейтенантом Шевченко они над станцией Валуйки сбили четыре самолёта противника. Летал Гарсия Кано почти всю войну на самолётах Як-7 и на улучшенной версии Як-9. Кроме этого в боях приходилось летать также на самолёте ЛаГГ-3. Он была довольно тяжёлым, и лётчики между собой называли его «трёхтонный лакированный гроб». Случалось летать и на самолёте МиГ-3, когда эскадрилья базировалась в Воронеже.

Что касается самолётов серии ЛаГГ, то как бы его в шутку ни называли, трижды Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб сбил большинство из 62-х немецких самолётов именно на этом типе самолётов.

Нажмите, чтобы увеличить.
Капитан Антонио Гарсия Кано в кабине истребителя ЛаГГ-3

В 1944 г. полк, в котором служил Антонио, базировался на аэродроме вблизи Полтавы на Украине. Перед ними была поставлена задача прикрывать вместе с американскими истребителями З-38 Лихтинг бомбардировщики Соединённых Штатов Б-17 «летающая крепость», которые вылетали  из Италии для бомбардировок немецких  укреплений. Они летали группами по 10-12 бомбардировщиков и вместе с истребителями прикрытия и транспортными  машинами группировка могла достигать 30 самолётов и более.

Американцы, по воспоминаниям испанских лётчиков, вели себя часто беспечно, что однажды привело к большим потерям. В зимнее время над аэродромом под Полтавой, где в это время находились американские самолёты, появился немецкий разведчик на большой высоте от 8 до 12 тысяч метров, недосягаемый для ПВО. Кано и другие пилоты предупредили американцев, что в ближайшее время немцы могут нанести удар по  аэродрому. Американцы не придали значения этому предупреждению. В то время как Антонио со своими 12-ю самолётами ночью перебазировался на запасной аэродром, американцы попали под мощную немецкую бомбёжку. Вскоре американское командование прекратило эту операцию  полётов с дальних аэродромов.

В военное время Антонио Гарсия, как и другие испанские лётчики, освоил практически все типы советских самолётов, а также американских машин, поступавших на вооружение Красной Армии. Это, например, «Ураган», «Аэрокобра», «Киттихок», причём летал на них как в дневное, так и в ночное время. 

За успешное выполнение боевых задач на фронтах Великой Отечественной войны капитан Антонио Гарсия Кано был удостоен высоких правительственных наград.

Награды:

Орден Красного Знамени. Дата поступления на службу:1941. Воинская часть: 573 иап ПВО. Приказ подразделения № 27 от: 02.05.1943,  издан Военным Советом ПВО. ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 686044 Дело ист. информации: 2562.

Орден Отечественной войны II степени, 1985 г.

Медаль "За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.", 09.05.1945,

Медаль «За оборону Москвы», всего 12 медалей.

Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После окончания войны капитан Антонио Гарсия Кано продолжал служить в авиации Красной Армии. В 1947 г. его земляки Хосе Мария Браво и Андрес Фьерро поступили в Военно-воздушную академию в Монино. Антонио Гарсия и Висенте Белтран по плану должны были поступать в это учебное заведение в 1948 г. Однако известный перелёт Северино Бургеньо Арройо   на учебном Як-10 в Турцию привёл к тому, что все эти планы были разрушены.  Все испанские лётчики и все военнослужащие испанской национальности в Красной Армии одним приказом были уволены из кадров и стали гражданскими лицами.

Антонио Кано жил вначале в Житомире на Украине, а затем переехал в Москву. Работал переводчиком в ТАССе, на радио, вещавшем на испанском языке. В Москве он женился, в семье воспитывали сына и дочь. Постоянно работал с ветеранами, много лет был Президентом Испанского центра в столице, приветствовал в его стенах многих испанских политических деятелей. Часто и подолгу находился в Мадриде. Шесть месяцев в году жил в Мадриде, а  оставшиеся шесть – в Москве. В Испании встречался с ветеранами-лётчиками, вспоминали фронтовые годы в Испании и в СССР, обменивались опытом с молодыми лётчиками. 

По свидетельству уже упоминавшегося автора книги об испанских лётчиках в СССР Рафаэля де Мадариаги Фернандеса, которого я с его личного разрешения перевожу и цитирую, Антонио Гарсия Кано обладал прекрасной памятью и много помогал в восстановлении боевых биографий своих соотечественников. В последние годы жизни он практически ослеп. Умер в Мадриде 10 мая 2004 г.

                Источники: 

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 103-106,    // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 103-106. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 1589.
  3.  Lista de  “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 2-da promoción, # 61 // Список Ассоциации авиаторов Республики (АДАР) 2-й выпуск, № 61.
  4.  Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada.

ИГНАСИО  ХОСЕ  АГИНАГА ГОИКОЭЧЕА ( IGNACIO JOSE AGUINAGA  GOICOECHEA)

Родился в 1905 г. в г. Пасахес, Испания. Окончил начальную школу. Работал механиком. В  1936 г. вступил в члены Коммунистической партии Испании. Ещё в январе 1933 г. был зачислен в военную авиацию Испании в качестве  как механика по выслуге лет с 01.08.1929 г. в звании капрала. При движении по служебной лестнице уже в годы гражданской войны 13.12.1938 г. он значится под номером 33 как техник-лейтенант. Участник боевых действий, механик в эскадрилье бомбардировочной авиации на севере Испании.

В 1939 г. Игнасио Хосе, как и другие военнослужащие республиканских ВВС эмигрировал в Советский Союз, работал в Горьком. В начале Великой Отечественной войны в 1941 г. он вместе с другими испанскими пилотами отрабатывал  на Урале полёты на трофейных немецких самолётах. В одном из учебных полётов с его самолётом произошла катастрофа, в результате  которой ему  ампутировали ступени  обеих ног.

Однако он с 1941 по 1945 г. продолжал служить в Военно-воздушных силах Красной Армии на должности механика в звании капитана.

Награждён  правительственными наградами СССР. Являлся инвалидом войны.

Награды:

Орден Отечественной войны I степени. Воинское звание: капитан. Кто наградил: Президиум ВС СССР Дата документа: 24.09.1966  ЦАМО. Картотека: Картотека награждений Расположение документа: шкаф 1, ящик 27

Орден Отечественной войны I степени. Воинское звание: капитанКто наградил: Президиум ВС СССР Номер документа: 2491-XI Дата документа: 23.07.1985 ЦАМО. Картотека: Картотека награждений Расположение документа: шкаф 1, ящик 27.

 В 1969 г. вернулся в Испанию в 1969 г. В 1981 г. жил в г. Рентерия, был членом Ассоциации испанских пилотов-республиканцев (АDАR).

                Источники: 

  1.  Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 157,    // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 157. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 38.
  3.  Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, pag. 394-396,  foto // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981, стр, 394-396, фото;
  4.  Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada.

ХУАН  МАНУЭЛЬ КАЛДЕВИЛЬЯ  СЕСИЛИЯ (JUAN  MANUEL CALDEVILLA  CECILIA)

Нажмите, чтобы увеличить.

Родился 29 декабря 1914 г. а г. Гарсильян, Сеговия. В Компартии Испании с 1934 г. Уже 1 июля 1930 г. вступил  в Аэронаутика Наваль (авиация военно-морского флота). Профессиональная специальность – штурман. Это зафиксировано 15 июля 1933 г. В 1935 г. получил назначение на военно-морскую базу в Сан Хавьере по специальности штурман в лётный состав для полётов на гидросамолётах типа «Савойя» S-62 и обычных самолётов с наземных аэродромов военно-морского флота.

  С началом гражданской войны он летает в течение июля и августа как на S-62, так и на Викерс Вилдебист (Vickers Vildebeest) на фронтах в Альмерии и Гранаде. В этих воздушных боях был дважды сбит. В октябре 1936 г. Хуан Калдевилья вместе с другими пилотами и штурманами был направлен в эскадрилью новых советских скоростных бомбардировщиков Туполев СБ-2. Полёты производились с аэродромов Сан Хавьер и Сан Клементе. Штурман принимает участие в  выполнении важных боевых задач. Вначале он штурман 3-й эскадрильи 12-й,  а затем 24-й бомбардировочной группы.  Известно, что он дважды в качестве штурмана участвовал в двух беспосадочных  групповых полётах бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями, причём у истребителей не было навигационных приборов. Удары были нанесены в районах Сантандера и и Карреньо в Астурии. В одном из этих полётов Хуан Мануэль выполнял боевые задачи вместе с русским лётчиком Сенаторовым, в другом – с Армандо Гарсия и Доминго Бонилья, в частности, в районе Карреньо.

4 июня 1937 г. была сформирована 2-я эскадрилья в составе 24-й группы в Тарасоне де ла Манча под командованием Леокадио Мендиола. В этот день штурману было присвоено воинское звание лейтенанта. На следующий год 23 марта он стал капитаном.

В октябре 1938 г. сопровождал группу в составе 56 испанских курсантов в Советский Союз для их подготовки в качестве штурманов. Они входили в 3-ю группу, которую направили в лётное училище в Кировабаде, но так получилось, что их подготовили  лётчиками-истребителями. Капитан  Калдевилья остался в училище с 4-м потоком испанских курсантов, прошел сам курс подготовки для полётов на бомбардировщиках,  и лично преподавал штурманское дело.  

В результате прихода к власти  в Испании генерала Франко  он, как и находившиеся на обучении курсанты, остался в СССР. Через некоторое время устроился на работу на заводе имени Сталина в Москве. Вместе с ним работал Антонио Бланч и другие испанские товарищи. 

С началом Великой Отечественной войны записался добровольцем в батальон специального назначения НКВД для участия в разведывательно-диверсионных группах (РДГ) в немецком тылу. Получил подготовку по специальности сапёра-минёра в Военном инженерном училище, эвакуированном из Ленинграда в Кострому. Стал участником, к сожалению,  неудавшегося захвата немецкого самолёта, оснащённого новейшей по тому времени техникой, в частности, реактивным двигателем и электронными приборами. 

За участие в боевых действиях на фронте был удостоен правительственных наград.

Награды:

Орден Отечественной войны I степени. Наградной документ. Наградил Президиум ВС СССР. Номер документа: 2491/11. Дата документа: 23.05.1985. ЦАМО. Картотека награждений. Расположение документа: шкаф 102, ящик 9.

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». ЦАМО. Номер шкафа: 80 Номер ящика: 11

Демобилизовался 20 марта 1946 г. Устроился работать в Москве на заводе № 225  и одновременно учился в институте. В 1956 г. получил диплом инженера – электрика и автоматизированных систем управления. Женат на Кармен Мартинес.

Вернулся в Испанию на 3-м пароходе репатриантов, который прибыл в г.Кастельон.

Умер 5 февраля 2005 г.

                Источники: 

  1.  Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 94-95,    // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 94-95. 
  2.  Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 757.
  3.  Сведения о наградах, https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada.

_____________________

© Щеглов Александр Федорович


Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum