Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Интернет-версии печатных СМИ: опыт классификации
Анна Бондаренко
Анастасия Ковалева
Евгения Петрова

   По данным  2013 года в Ростовской области зарегистрировано 510 печатных СМИ[1]. Газеты и журналы остаются по-прежнему самой многочисленной группой в ряду традиционных СМИ, но их число стремительно сокращается.  Анализ данных Управления Роскомнадзора по Ростовской области четко демонстрирует тенденцию уменьшения числа  средств массовой информации в регионе [2]. На 31 декабря   2008 г.  на учете в Управлении состояло  1154 средства массовой информации, продукция которых  предназначалась для распространения  на территории преимущественно  Ростовской области. На 30.03.2012 г. на учете в Управлении Роскомнадзора по Ростовской области состояло 669 средств массовой информации. Большинство СМИ прекращают свою деятельность по решению учредителей из-за финансовых проблем.

  Сокращение числа традиционных СМИ – общероссийская и даже общемировая тенденция. Газеты, журналы, телеканалы, радиостанции быстро вытесняются из обычного медиапотребления новыми источниками информации. Стремительно сокращается число печатных изданий. И если в экспертном сообществе для электронных СМИ еще звучат жизнеутверждающие прогнозы, то будущее печатных изданий окрашено в основном в темные тона. 

  Газета, журнал – это не просто носители информации, это определенный тип медиапотребления, который является самым распространенным в нашей стране. Привычки, доверие, опыт, традиции – это спасательные круги для печатных изданий. Важно отметить, что печатные СМИ – это и принципиально важные источники формирования общественного мнения, баланса конструктивных сил, и субъекты экономической деятельности. Следовательно, закрытие газет и журналов негативно скажется на многих направлениях развития современного общества.

   Тенденция такова, что многие крупные и успешные печатные издания, осознав современные реалии, сделали ставку на развитие в сети Интернет.

  А что же на региональном рынке? Готовы ли местные газеты и журналы к неминуемым переменам? Жизнеспособны ли они в современных реалиях? Успевают ли за своими читателями? От ответов на эти вопросы во многом зависит будущее региональных печатных изданий.

  Данная работа – исследовательский этап, призванный помочь в дальнейшем создать  успешный сайт  регионального печатного издания.

   Поставленные исследовательские задачи лежат на пересечении ключевых пластов научных исканий в сфере медиа и журналистики.Во-первых, в исследовании речь идет о печатных изданиях. В тоже время предметом исследования являются интернет-ресурсы. Источниками  необходимых знаний и наработок по выбранной теме являлись работы теоретиков печатных СМИ и Интернет-коммуникаций [3-8].

Предлагаемые критерии для изучения интернет-версий печатных изданий

В результате первичного анализа эмпирической базы и теоретических источников нами были сформулированы следующие критерии для анализа печатных изданий:

- уникальность интернет-контента

В условиях рыночных отношений СМИ успешны, если их товар – информация - востребован. Если Интернет-ресурсы представляют уникальный контент – у них есть шанс стать экономически успешными. Если их содержание – только повтор информации печатной версии, такой Инернет-ресурс не более чем дополнение газеты и журнала, одно из средств их продвижения. Отметим, что в этом случае не используются многообразные особенности функционирования медиа в Интернет-среде.

 - способ доступа к контенту интернет-ресурса

С первой характеристикой связан и второй параметр исследования. Часть Интернет-ресурсов предоставляют в бесплатном доступе весь свой контент. Такой подход дает возможность повышать узнаваемость, цитируемость издания, посещаемость его сайта. Минус такого подхода очевиден – издание бесплатно предоставляет свой основной товар - информацию. Другой подход – полностью платный сайт. В этом случае Интернет-ресурс просто выступает как альтернативный бумажному способ распространения контента печатного издания.

- возможности платной подписки на контент интернет-ресурса

Первичный анализ эмпирической базы показал, что на региональном рынке многие Интернет-ресурсы попросту не предоставляют возможности платной подписки. То есть не допускают даже возможности, что у читателя-пользователя появится желание расширить свое знакомство с контентом ресурса и он готов будет за это заплатить. При этом в Интернет-среде представлена только маленькая часть контента печатного издания. Отметим, что во многих случаях это уникальный контент, созданный профессиональными журналистами, оплаченный изданием и уместный в Интернет-среде. Обратив внимание на такие факты, мы выделили возможность платной подписки на контент Интернет-ресурса, как отдельный исследовательский критерий.

- мультимедийные технологии, используемые  интернет-ресурсом

Под мультимедийными технологиями мы понимаем совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления различных видов деятельности.

В современном мире стремительно меняются привычки медиапотребления. То, что большинство людей намного лучше воспринимают информацию, представленную разными способами – факт, уже не требующий дополнительного обоснования. Более того, у целого ряда аудиторий уже отсутствует привычка постоянного потребления линейной информации (прежде всего печатного слова). Интернет-среда специфична. Она дает целый ряд возможностей, которые отсутствуют у печатных СМИ. Логично предположить, что печатные издания, заинтересованные в развитии, в расширении своих целевых аудиторий, влиятельности своего контента, посещаемости-тиража и т.д. будут активно использовать преимущества интернет-среды, осваивая те специфические возможности, которыми она столь привлекательна.

 - наличие способов обратной связи (взаимодействия) с аудиторией интернет-ресурса

Рынок печатных изданий высококонкурентен. Чтобы выжить, приходится выигрывать у других газет и журналов, искать преимущества по сравнению с новыми медиа. Принципиальное значение здесь имеет взаимодействие с аудиторией, возможности услышать ее, узнать доминирующие настроения, получить отклики. Это важно и для корректировки деятельности издания, и для формирования лояльности целевых аудиторий (людям нравится, когда интересуются их мнением). Интернет-ресурс предоставляет уникальные возможности взаимодействия с аудиторией. Форумы, блоги, формы обратной связи, опросы, конференции, рейтингование материалов – вот далеко не полный перечень ставших уже привычными форм взаимодействия с аудиторией, которые перспективны для использования Интернет-ресурсами традиционных печатных средств массовой информации.

- соотношение тиража печатного издания и посещаемости интернет-ресурса

Для печатного издания тираж – важный показатель экономического благополучия издания. Для Интернет-ресурса важный показатель – посещаемость сайта. Измерить ее можно несколькими способами. Данные можно сделать открытыми (особенно если есть, чем гордиться), либо закрыть от посторонних глаз. В рамках данного исследования нас интересуют не просто эти показатели отдельно, но и их соотношение. Интересным представляется на следующих этапах исследования отследить динамику этих показателей.

- реклама на страницах интернет-ресурса

Очевидно, что собственная реклама – залог экономического благополучия СМИ. Если Интернет-ресурс интересен рекламодателем – это важный показатель его успешности. Это могут быть и уникальные рекламные сообщения (то есть те, которых нет в печатной версии), и дубль из газеты или журнала, адаптированный под интернет-ресурс.

 - частота обновления интернет-ресурса

Основа контента любого СМИ – новость. В современном мире информация стремительно теряет свою актуальность и востребованность. Интернет-среда дает возможность очень быстрого обновления информации, оперативной реакции на самые острые темы и события. В исследовании предпринята попытка выяснить, используют ли эти возможности региональные издания на своих Интернет-ресурсах. 

Интернет-ресурсы печатных СМИ Ростовской области в зеркале выявленных характеристик

Для решения обозначенных во введении целей и задач мы исследовали 50 сайтов печатных изданий Ростовской области и непосредственно выпуски этих газет и журналов. Общее число региональных печатных изданий, имеющих регистрацию, чуть более 500 [2]. В выборку данного исследования попали Интернет-ресурсы 34 газет и 16 журналов и соответственно их печатные версии.  

Территорией распространения данных периодических изданий является не только Ростов-на-Дону, но и другие города  Ростовской области.  

Нажмите, чтобы увеличить.

Ростов

38

шахты

1

Таганрог

1

Новочеркасск

1

Сальск

2

Семикаракорс

1

Каменск

1

Аксай

1

Батайск

1

по всей области

3

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из данных диаграммы, лидером по количеству Интернет-ресурсов печатных СМИ является Ростов-на-Дону, а также практически в каждом городе Ростовской области существует хотя бы одна электронная версия печатного издания.

Нами рассмотрены газеты и журналы разной направленности, которые можно разделить на три большие группы: общественно-политические, рекламные и развлекательные.

Общественно-политические

10

Рекламные

9

Развлекательные

31

 

 

 

На следующих этапах исследования нами был проанализирован  каждый конкретный интернет-ресурс печатных изданий Ростовской области и непосредственно выпуски этих газет и журналов по критериям, обозначенным ранее.

Существует российская тенденция: создание Интернет-ресурса газеты как отдельного СМИ. Результаты данного исследования показывают, что у местных газет – сайт является лишь визитной карточкой печатной версии, с минимальными отличиями от печатного издания и без возможности использования ресурса на современных гаджетах, что сокращает численность его аудитории. Такие Интернет-ресурсы, являются экономически слабыми, ведь их содержание стоит денег, а прибыли они не приносят. 

Уникальность контента

Интернет-ресурс отдельное СМИ

0

Отличия значительны

15

Отличия минимальны

33

Нет отличий

2

У большинства bнтернет-ресурсов местных традиционных СМИ имеются отличия от печатной версии, но эти отличия минимальны и сводятся во многих случаях к разделению материала на сайте по рубрикам, поиску по сайту и наличию архива издания.

Нажмите, чтобы увеличить.

Следующий критерий оценки деятельности Интернет-ресурса печатных изданий Ростовской области – использование ими мультимедийных технологий.

Использование мультимедийных технологий

разнообразные

17

Практически отсутствуют

31

нет

2

Интернет-ресурсы печатных изданий Ростовской области используются мультимедийные технологии, но не в полной мере, тем самым владельцы сайтов лишают сами себя возможности привлечения новой аудитории и рекламодателей, а значит и прибыли.

Чтобы не потерять аудиторию, развивать свой экономический потенциал, Интернет-контент должен обладать подпиской, а многие Интернет-ресурсы печатных изданий Ростовской области попросту не предоставляют возможности платной подписки.

Нажмите, чтобы увеличить.

Для эффективного взаимодействия Интернет-ресурса с потребителем необходимо использовать различные способы обратной связи. К сожалению, далеко не все сайты местных СМИ обладают этими возможностями.

Наличие обратной связи

присутствует

39

отсутствует

11

 

 

 

Интернет-ресурсы должны часто обновляться, чтобы не потерять аудиторию. Этому критерию соответствуют многие региональные сайты. Однако учитывая, что обновление информации, ее актуальность – это самые сущностные аспекты деятельности любого СМИ, тот факт, что примерно треть изученных изданий редко обновляют информацию на своем сайте, является показательным.

Обновляемость

часто

19

средне

13

редко

18

Нажмите, чтобы увеличить.

Важный критерий – использование рекламных возможностей Интернет-версии. Если издание действительно популярно и востребовано рекламодателем, сайт может являться дополнительной площадкой для размещения рекламы, расширяя экономический потенциал СМИ.

Реклама на сайте

присутствует

22

отсутствует

28

 

 

Конечно, предложенные нами критерии не являются исчерпывающими. Однако как показывает работа с эмпирической базой, даже они позволяют выявить сущностные характеристики деятельности печатных изданий Ростовской области, развитие которых необходимо для успешного функционирования СМИ в новой коммуникационной среде.

Отметим, что в Ростове уже  более половины населения имеют доступ в Интернет. Рекламодателю стало проще работать с Интернет-аудиторией, чем с газетной или радио, и дешевле, чем с телевизионной.

В настоящее время наблюдается тенденция перехода печатных СМИ Ростовской области в Интернет-среду. Однако пока печатные издания недостаточно используют возможности этой среды.

Примечания:

  1. Официальный портал правительства Ростовской области;
  2. Официальный сайт УправленияРоскомнадзора по Ростовской области;
  3. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. – 1998. – № 3;
  4. Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий // Акценты. – 1999. – № 1. – С. 22-27;
  5. Батманова С. К вопросу определения понятия сетевых СМИ;
  6. Мирошниченко А. Когда умрут газеты. – М., Книжный мир, 2011;
  7. Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика // Журнал «Мир Internet».  - №4 (67) апрель 2002;
  8. Чадаев А. Иллюзии русского интернета: интернет-СМИ // Русский Журнал. – 2001. – 10 апр.

______________________________________

© Петрова Евгения Викторовна, Бондаренко Анна Валерьевна, Ковалева Анастасия Владимировна 

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum