По данным 2013 года в Ростовской области зарегистрировано 510 печатных СМИ[1]. Газеты и журналы остаются по-прежнему самой многочисленной группой в ряду традиционных СМИ, но их число стремительно сокращается. Анализ данных Управления Роскомнадзора по Ростовской области четко демонстрирует тенденцию уменьшения числа средств массовой информации в регионе [2]. На 31 декабря 2008 г. на учете в Управлении состояло 1154 средства массовой информации, продукция которых предназначалась для распространения на территории преимущественно Ростовской области. На 30.03.2012 г. на учете в Управлении Роскомнадзора по Ростовской области состояло 669 средств массовой информации. Большинство СМИ прекращают свою деятельность по решению учредителей из-за финансовых проблем.
Сокращение числа традиционных СМИ – общероссийская и даже общемировая тенденция. Газеты, журналы, телеканалы, радиостанции быстро вытесняются из обычного медиапотребления новыми источниками информации. Стремительно сокращается число печатных изданий. И если в экспертном сообществе для электронных СМИ еще звучат жизнеутверждающие прогнозы, то будущее печатных изданий окрашено в основном в темные тона.
Газета, журнал – это не просто носители информации, это определенный тип медиапотребления, который является самым распространенным в нашей стране. Привычки, доверие, опыт, традиции – это спасательные круги для печатных изданий. Важно отметить, что печатные СМИ – это и принципиально важные источники формирования общественного мнения, баланса конструктивных сил, и субъекты экономической деятельности. Следовательно, закрытие газет и журналов негативно скажется на многих направлениях развития современного общества.
Тенденция такова, что многие крупные и успешные печатные издания, осознав современные реалии, сделали ставку на развитие в сети Интернет.
А что же на региональном рынке? Готовы ли местные газеты и журналы к неминуемым переменам? Жизнеспособны ли они в современных реалиях? Успевают ли за своими читателями? От ответов на эти вопросы во многом зависит будущее региональных печатных изданий.
Данная работа – исследовательский этап, призванный помочь в дальнейшем создать успешный сайт регионального печатного издания.
Поставленные исследовательские задачи лежат на пересечении ключевых пластов научных исканий в сфере медиа и журналистики.Во-первых, в исследовании речь идет о печатных изданиях. В тоже время предметом исследования являются интернет-ресурсы. Источниками необходимых знаний и наработок по выбранной теме являлись работы теоретиков печатных СМИ и Интернет-коммуникаций [3-8].
Предлагаемые критерии для изучения интернет-версий печатных изданий
В результате первичного анализа эмпирической базы и теоретических источников нами были сформулированы следующие критерии для анализа печатных изданий:
- уникальность интернет-контента
В условиях рыночных отношений СМИ успешны, если их товар – информация - востребован. Если Интернет-ресурсы представляют уникальный контент – у них есть шанс стать экономически успешными. Если их содержание – только повтор информации печатной версии, такой Инернет-ресурс не более чем дополнение газеты и журнала, одно из средств их продвижения. Отметим, что в этом случае не используются многообразные особенности функционирования медиа в Интернет-среде.
- способ доступа к контенту интернет-ресурса
С первой характеристикой связан и второй параметр исследования. Часть Интернет-ресурсов предоставляют в бесплатном доступе весь свой контент. Такой подход дает возможность повышать узнаваемость, цитируемость издания, посещаемость его сайта. Минус такого подхода очевиден – издание бесплатно предоставляет свой основной товар - информацию. Другой подход – полностью платный сайт. В этом случае Интернет-ресурс просто выступает как альтернативный бумажному способ распространения контента печатного издания.
- возможности платной подписки на контент интернет-ресурса
Первичный анализ эмпирической базы показал, что на региональном рынке многие Интернет-ресурсы попросту не предоставляют возможности платной подписки. То есть не допускают даже возможности, что у читателя-пользователя появится желание расширить свое знакомство с контентом ресурса и он готов будет за это заплатить. При этом в Интернет-среде представлена только маленькая часть контента печатного издания. Отметим, что во многих случаях это уникальный контент, созданный профессиональными журналистами, оплаченный изданием и уместный в Интернет-среде. Обратив внимание на такие факты, мы выделили возможность платной подписки на контент Интернет-ресурса, как отдельный исследовательский критерий.
- мультимедийные технологии, используемые интернет-ресурсом
Под мультимедийными технологиями мы понимаем совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления различных видов деятельности.
В современном мире стремительно меняются привычки медиапотребления. То, что большинство людей намного лучше воспринимают информацию, представленную разными способами – факт, уже не требующий дополнительного обоснования. Более того, у целого ряда аудиторий уже отсутствует привычка постоянного потребления линейной информации (прежде всего печатного слова). Интернет-среда специфична. Она дает целый ряд возможностей, которые отсутствуют у печатных СМИ. Логично предположить, что печатные издания, заинтересованные в развитии, в расширении своих целевых аудиторий, влиятельности своего контента, посещаемости-тиража и т.д. будут активно использовать преимущества интернет-среды, осваивая те специфические возможности, которыми она столь привлекательна.
- наличие способов обратной связи (взаимодействия) с аудиторией интернет-ресурса
Рынок печатных изданий высококонкурентен. Чтобы выжить, приходится выигрывать у других газет и журналов, искать преимущества по сравнению с новыми медиа. Принципиальное значение здесь имеет взаимодействие с аудиторией, возможности услышать ее, узнать доминирующие настроения, получить отклики. Это важно и для корректировки деятельности издания, и для формирования лояльности целевых аудиторий (людям нравится, когда интересуются их мнением). Интернет-ресурс предоставляет уникальные возможности взаимодействия с аудиторией. Форумы, блоги, формы обратной связи, опросы, конференции, рейтингование материалов – вот далеко не полный перечень ставших уже привычными форм взаимодействия с аудиторией, которые перспективны для использования Интернет-ресурсами традиционных печатных средств массовой информации.
- соотношение тиража печатного издания и посещаемости интернет-ресурса
Для печатного издания тираж – важный показатель экономического благополучия издания. Для Интернет-ресурса важный показатель – посещаемость сайта. Измерить ее можно несколькими способами. Данные можно сделать открытыми (особенно если есть, чем гордиться), либо закрыть от посторонних глаз. В рамках данного исследования нас интересуют не просто эти показатели отдельно, но и их соотношение. Интересным представляется на следующих этапах исследования отследить динамику этих показателей.
- реклама на страницах интернет-ресурса
Очевидно, что собственная реклама – залог экономического благополучия СМИ. Если Интернет-ресурс интересен рекламодателем – это важный показатель его успешности. Это могут быть и уникальные рекламные сообщения (то есть те, которых нет в печатной версии), и дубль из газеты или журнала, адаптированный под интернет-ресурс.
- частота обновления интернет-ресурса
Основа контента любого СМИ – новость. В современном мире информация стремительно теряет свою актуальность и востребованность. Интернет-среда дает возможность очень быстрого обновления информации, оперативной реакции на самые острые темы и события. В исследовании предпринята попытка выяснить, используют ли эти возможности региональные издания на своих Интернет-ресурсах.
Интернет-ресурсы печатных СМИ Ростовской области в зеркале выявленных характеристик
Для решения обозначенных во введении целей и задач мы исследовали 50 сайтов печатных изданий Ростовской области и непосредственно выпуски этих газет и журналов. Общее число региональных печатных изданий, имеющих регистрацию, чуть более 500 [2]. В выборку данного исследования попали Интернет-ресурсы 34 газет и 16 журналов и соответственно их печатные версии.
Территорией распространения данных периодических изданий является не только Ростов-на-Дону, но и другие города Ростовской области.
Ростов
|
38
|
шахты
|
1
|
Таганрог
|
1
|
Новочеркасск
|
1
|
Сальск
|
2
|
Семикаракорс
|
1
|
Каменск
|
1
|
Аксай
|
1
|
Батайск
|
1
|
по всей области
|
3
|
Как видно из данных диаграммы, лидером по количеству Интернет-ресурсов печатных СМИ является Ростов-на-Дону, а также практически в каждом городе Ростовской области существует хотя бы одна электронная версия печатного издания.
Нами рассмотрены газеты и журналы разной направленности, которые можно разделить на три большие группы: общественно-политические, рекламные и развлекательные.
Общественно-политические
|
10
|
Рекламные
|
9
|
Развлекательные
|
31
|
На следующих этапах исследования нами был проанализирован каждый конкретный интернет-ресурс печатных изданий Ростовской области и непосредственно выпуски этих газет и журналов по критериям, обозначенным ранее.
Существует российская тенденция: создание Интернет-ресурса газеты как отдельного СМИ. Результаты данного исследования показывают, что у местных газет – сайт является лишь визитной карточкой печатной версии, с минимальными отличиями от печатного издания и без возможности использования ресурса на современных гаджетах, что сокращает численность его аудитории. Такие Интернет-ресурсы, являются экономически слабыми, ведь их содержание стоит денег, а прибыли они не приносят.
Уникальность контента
|
Интернет-ресурс отдельное СМИ
|
0
|
Отличия значительны
|
15
|
Отличия минимальны
|
33
|
Нет отличий
|
2
|
У большинства bнтернет-ресурсов местных традиционных СМИ имеются отличия от печатной версии, но эти отличия минимальны и сводятся во многих случаях к разделению материала на сайте по рубрикам, поиску по сайту и наличию архива издания.
Следующий критерий оценки деятельности Интернет-ресурса печатных изданий Ростовской области – использование ими мультимедийных технологий.
Использование мультимедийных технологий
|
разнообразные
|
17
|
Практически отсутствуют
|
31
|
нет
|
2
|
Интернет-ресурсы печатных изданий Ростовской области используются мультимедийные технологии, но не в полной мере, тем самым владельцы сайтов лишают сами себя возможности привлечения новой аудитории и рекламодателей, а значит и прибыли.
Чтобы не потерять аудиторию, развивать свой экономический потенциал, Интернет-контент должен обладать подпиской, а многие Интернет-ресурсы печатных изданий Ростовской области попросту не предоставляют возможности платной подписки.
Для эффективного взаимодействия Интернет-ресурса с потребителем необходимо использовать различные способы обратной связи. К сожалению, далеко не все сайты местных СМИ обладают этими возможностями.
Наличие обратной связи
|
присутствует
|
39
|
отсутствует
|
11
|
Интернет-ресурсы должны часто обновляться, чтобы не потерять аудиторию. Этому критерию соответствуют многие региональные сайты. Однако учитывая, что обновление информации, ее актуальность – это самые сущностные аспекты деятельности любого СМИ, тот факт, что примерно треть изученных изданий редко обновляют информацию на своем сайте, является показательным.
Обновляемость
|
часто
|
19
|
средне
|
13
|
редко
|
18
|
Важный критерий – использование рекламных возможностей Интернет-версии. Если издание действительно популярно и востребовано рекламодателем, сайт может являться дополнительной площадкой для размещения рекламы, расширяя экономический потенциал СМИ.
Реклама на сайте
|
присутствует
|
22
|
отсутствует
|
28
|
Конечно, предложенные нами критерии не являются исчерпывающими. Однако как показывает работа с эмпирической базой, даже они позволяют выявить сущностные характеристики деятельности печатных изданий Ростовской области, развитие которых необходимо для успешного функционирования СМИ в новой коммуникационной среде.
Отметим, что в Ростове уже более половины населения имеют доступ в Интернет. Рекламодателю стало проще работать с Интернет-аудиторией, чем с газетной или радио, и дешевле, чем с телевизионной.
В настоящее время наблюдается тенденция перехода печатных СМИ Ростовской области в Интернет-среду. Однако пока печатные издания недостаточно используют возможности этой среды.
Примечания:
- Официальный портал правительства Ростовской области;
- Официальный сайт УправленияРоскомнадзора по Ростовской области;
- Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. – 1998. – № 3;
- Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий // Акценты. – 1999. – № 1. – С. 22-27;
- Батманова С. К вопросу определения понятия сетевых СМИ;
- Мирошниченко А. Когда умрут газеты. – М., Книжный мир, 2011;
- Носик А. СМИ русского Интернета: теория и практика // Журнал «Мир Internet». - №4 (67) апрель 2002;
- Чадаев А. Иллюзии русского интернета: интернет-СМИ // Русский Журнал. – 2001. – 10 апр.
______________________________________
© Петрова Евгения Викторовна, Бондаренко Анна Валерьевна, Ковалева Анастасия Владимировна