|
|
|
В последнее время в средствах массовой информации, в том числе в нашем журнале RELGA, неоднократно поднимался вопрос о том, насколько важным является связь общества и науки, которая напрямую зависит от интереса рядовых граждан к труду ученого. К сожалению, в наше время мер, направленных на привитие интереса к науке, не очень много, особенно если говорить не о столице, а о регионах. Автору данной статьи работа в университете позволила инициировать, а затем принять участие в ряде проектов, ставящих своей целью знакомство учащихся старших классов ростовских и областных школ с наукой, создаваемой в стенах вуза. Среди них курс интерактивных лекций «Человек изобретающий», проведенный совместно с Естественно-научным музеем Южного федерального университета, Первый и Второй Фестиваль науки Юга России, объединившие вузы двух округов. Но первым и значительным научно-популярным проектом стала Первая Школа молодых инноваторов (ШМИ) «Юный Эйнштейн», которая прошла в октябре 2009 года. ШМИ была рассчитана на учащихся старших классов школ, которые в этом возрасте находятся в важной стадии формирования своих интересов и определяются с будущей профессией. Учитывая прямую связь между качеством образования, степенью заинтересованности наукой, уровнем подготовки профессиональных ресурсов страны и ее экономической конкурентоспособностью на мировом рынке, эта аудитория для создателей научно-популярных проектов стала приоритетной. Как известно, во многих странах существуют государственные программы по развитию технического творчества молодежи как одного из направлений пропаганды науки и развития изобретательства, поддерживаемые коммерческими структурами (!). Так, Патентное ведомство США положило начало еще в 1987 г. долгосрочной программе «Progect Xl». В рамках этой программы ведомством активно распространяется методическая литература по вопросам активизации изобретательского творчества, проводятся конференции, семинары, конкурсы, выставки. В Японии, начиная с 1974 года, успешно функционирует широкая сеть клубов изобретательства для детей, а для студентов постоянно проводятся конкурсы на лучшее изобретение, которое может не соответствовать требованиям патентного законодательства, однако должно содержать новые и прогрессивные технические идеи. Примечательно, что авторы лучших изобретений ежегодно награждаются «Призом императора», «Призом премьер-министра», на церемониях награждения обязательно присутствуют члены императорской династии, министры и другие государственные деятели, и к подобным мероприятиям всегда приковано внимание средств массовой информации. В России в поисках решения существующей проблемы восстановления в молодежной среде утерянной инициативы думать, размышлять, изобретать, создавать новое был разработан приоритетный национальный проект «Образование», согласно которому инновационные вузы благодаря притоку новейшего оборудования должны были стать центрами творческих научных инициатив по самым современным направлениям, а федеральная целевая пятилетняя программа «Научные и научно-педагогические кадры» стимулировала бы приток молодых талантливых ученых в высшее образование и науку. Нацпроект также подразумевал работу выбранных для целевого финансирования вузов со школьниками и абитуриентами. Именно эти средства позволили в 2009-2011 годах создать на базе ЮФУ Школу молодых инноваторов, направленную на развитие научно-исследовательской работы среди школьников и собравшую 3 года существования почти полтысячи человек. Основными задачами ШМИ является отбор талантливых школьников, заинтересованных в овладении навыками научного исследования, их обучение работе в коллективе с применением современных информационных и научных технологий, содействие развитию творческих способностей к научному исследованию. Школа молодых инноваторов рассчитана на учащихся 9-11 классов Ростова и городов Ростовской области. Отбор участников ШМИ носит конкурсный характер, так как число участников каждой школы ограничено. Заявки на участие содержат биографическую анкету, в которой отражаются научные и профессиональные интересы, степень участия в научно-исследовательских конференциях, олимпиадах, а также эссе на тему «Почему важно заниматься наукой» или «Наука рядом со мной» в свободной форме. На основании этих данных специалисты отдела научно-исследовательской работы студентов и школьников, курирующие проект, принимают решение о включении претендента в число участников ШМИ. Такой тщательный отбор позволяет выявить школьников, имеющих потенциал к научному исследованию, обладающих достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитым мышлением, которые смогут в будущем стать перспективными студентами, на ранних этапах познакомить их с возможностями Южного федерального университета, а также провести профориентационную работу на базе факультетов и НИИ вуза. При формировании программы Школы молодых инноваторов организаторы учли тот факт, что несмотря на то, что старшеклассник обладает научными интересами, он все же пока остается ребенком. Поэтому заинтересовать его возможно тем, что отличается от привычных школьных форм преподавания. Большая популярность проекта среди школьников, положительные отзывы учителей и родителей участников ШМИ, а также высокий конкурс (3 человека на место в 2011-м году) позволяют говорить о том, что выбранная форма ШМИ «Юный Эйнштейн» оказалось удачной. В основе ШМИ синтез игры и науки, а также принцип соревновательности, который является важным психологическим моментом для молодежи в этом возрасте. Традиционно ШМИ проходит в течение двух дней в каникулярное время. Общее количество участников от 30 до 100 человек. С октября 2009 по 2011 год состоялось пять Школ молодых инноваторов, участие в которых приняло более 300 человек. На время ШМИ время участники становятся членами нескольких лабораторий (от 5 до 10 команд в рамках одной игры), которые носят название «Альфа», «Бета», «Гамма» и т. д. и имеют свой цвет. О том, в какой именно команде они будут работать в течение ШМИ, участники узнают из секретки в бейджиках, которые им раздают вместе с брендированными майками, блокнотами и ручками. Этот необычный момент сразу привносит положительный заряд и придает неповторимую специфику всей игре. Далее в игровой форме участники знакомятся друг с другом, определяется капитан каждой команды, который получает от организаторов карту с точками, и расписанием, в какой точке в какое время команда должна оказаться. Игра жестко привязана ко времени, так как строится по принципу «карусели»: все команды должны успеть побывать на всех точках, и небольшой сбой способен нарушить все правила игры. Как правило, базовой точкой для всех ШМИ является факультет математики, механики и компьютерных наук ЮФУ, именно здесь начинается игра, и в актовом зале школьников приветствует первый проректор научной и инновационной деятельности, здесь же подводятся итоги двухдневного соревнования. Однако далее в игре задействован весь западный кампус университета. Точки, которые включены в расписание посещений, расположены в лабораториях НИИ Физики, Биологии, Нейрокибернетики, на химическом и физической факультетах, а также геолого-географическом факультете. В первой Школе, которая прошла в октябре 2009 года, отдельной точкой, где прошла экскурсия для каждой команды, даже стал Музей космонавтики, находящийся неподалеку, но о нем мало что знали даже преподаватели факультетов, не говоря уже о студентах и школьниках. В основе программы каждой точки, которую посещают одновременно 2-3 команды, две взаимодополняющей части - теоретическая и практическая. Сначала школьники присутствуют на занятии. Это либо небольшая лекция, сопровождаемая экспериментами, например, о нанотехнологиях с демонстрацией современного оборудования, о принципах работы лазера, либо экскурсия в биохимическую лабораторию, знакомство с методиками из области науки валеологии и заполнение паспорта здоровья каждого участника, эксперименты с низкими температурами на примере азота. Все занятия носят интерактивный характер, это основной принцип ШМИ, предполагающий максимальное вовлечение участника в процесс. Ведущие из числа студентов и аспирантов университета стараются максимально увлечь участников, при формировании занятия делают упор на наглядность и зрелищность, постоянно поддерживают интерес каждого, привлекая для помощи в экспериментах и опытах. Вторая часть носит конкурсный игровой характер: командам дается задание, которое они должны выполнить быстрее и лучше команды соперников. Например, сконструировать летательный аппарат, или запустить ракету, разгадать задачу, создать огнетушитель или вывести на основе данных химических реактивов флюоресцирующий состав. За каждый выигрыш команде полагаются очки, либо монеты, после чего команда спешит на новое задание. В программе есть точки, которые сами по себе являются мини-игрой. Например, экономическая точка, которая, как правило, проходит во второй день и которую проводят аспиранты экономического факультета. Также обязательным элементом каждой ШМИ являются спортивные игры, тренинги на сплочение, которые позволяют участникам сблизиться между собой, а также ближе познакомиться со студентами, которые являются их кураторами и ведущими точек на два дня игры. Практически все студенты и аспиранты, задействованные в Школе молодых инноваторов, ведут активную научно-исследовательскую работу в университете. Поэтому программа ШМИ насыщена с точки зрения научной информации, однако не является тяжелой для восприятия, ведь авторы совсем недавно сами встали со школьной скамьи, и как никто другой знают, как сделать ее увлекательной и запоминающейся. Кроме этого, достигается важная задача, касающаяся знакомства и обмена знаниями между студентами разных факультетов, которые также в рамках ШМИ попадают на точки своих «коллег». Взаимный интерес нередко становился толчком к дальнейшему развитию научных интересов и междисциплинарных исследований. Важным также является тот факт, что студенты, участвующие в ШМИ, примеряют на себя роль популяризаторов науки, и, получая удовлетворение от проделанной работы, самостоятельно начинают новые проекты, также преследующие цели популяризации. Например, студенты физического факультета стали ежегодно ездить в школы, расположенные в удаленных от столицы области районах, с лекциями и демонстрацией физических опытов, пропагандируя науку и приглашая будущих абитуриентов на Дни открытых дверей факультета. После двухдневного погружения участники школы возвращаются к сверстникам не просто довольными, но и мотивированными к обучению, дальнейшему формированию научного мышления. Кроме этого, подобные проекты помогают молодежи расширить знания и представления о современных науках и новых технологиях, обозначить для себя актуальные проблемы окружающего мира, требующие от ученых скорого решения. Очевидно, что проект, подобный ШМИ, выполняет еще одну важную функцию, которая заключается в работе с потенциальными абитуриентами. И реализация этой функции порождает другое не менее важное следствие. Получая положительное впечатление от посещения университета и знакомства с его преподавателями и студентами, школьник делится информацией с своими родственниками, учителями, одноклассниками, которые также впоследствии становятся источниками положительной информации, несомненно влияющей на формирование имиджа вуза в общественных, государственных, политических и экономических кругах. Проводя подобные мероприятия, вуз берет на себя роль новатора в образовательном процессе, становится центром новых традиций, притягивает к себе заслуженное внимание со стороны общества. Наступивший 2012-й год поставил под знак вопроса существование Школы молодых инноваторов и других похожих проектов, финансируемых из средств нацпроекта. «Пятилетка» закончилась, и перед создателями научно-просветительских проектов встали вопросы, которые теперь касаются не только формирования очередной научной программы, но и на какие средства эта программа будет осуществляться. И речь идет не об оплате труда самих авторов или кураторов-студентов и аспирантов, которые участвуют в проекте потому, что получают удовлетворение и отдачу, а о том, где взять деньги на самое необходимое - то, без чего школе будет трудно существовать — скромные призы для победителей, питание в течение двух дней игры, майки и ручки с логотипом школы, которые ребята потом бережно хранят, бейджи с «секретками», химические реактивы для экспериментов, бланки дипломов и грамот. Приходит новое время, которое требует новых решений. С одной стороны, ЮФУ называет себя исследовательским университетом инновационно - предпринимательского типа, и это должно неизбежно влиять на события, происходящие в стенах университета. Напомню, что определение «университет предпринимательского типа» не исключает развитие фундаментальных исследований, однако большее внимание теперь уделяется коммерциализации результатов исследований и разработок, обучению студентов и преподавателей работе в рыночных условиях, достижение цели обязательно должно приносить и коммерческий эффект. С недавних пор ЮФУ еще и получил статус автономного учреждения, что предполагает большую ответственность за экономическую составляющую его деятельности. Очевидно, что в попытках выжить, а может даже хоть немного приблизиться к той планке, которую с оптимизмом определило правительство для федеральных университетов, речь о поддержке научно-популярных проектов, пусть даже социально важных и непосредственно связанных с будущим набором, пойдет нескоро. Университет буквально заставляют включаться в рыночные отношения, требуют, чтоб он торговал, но не учат, как это правильно делать. Как перед руководством вуза стоят эти проблемы, так и перед организаторами ШМИ встал вопрос выживаемости отдельного проекта. Между тем, вопросы о будущем проекта поступают со всех сторон — от бывших участников, некоторые из которых уже успели стать студентами первых курсов и ждут, когда смогут стать кураторами; от студентов и аспирантов, участвовавших в организации предыдущих школ; от учителей. Прилагательное «предпринимательский» намекает, что создатели проекта должны развить в себе менеджерские качества и превратить ШМИ как минимум в самоокупаемый проект, а то и добыть прибыль для университета. В процессе размышления возникают варианты, способные дать будущее школе молодых инноваторов. Но радостным ли будет это будущее? Первый — участие в грантах и конкурсах. Возможность реализуется в несколько этапов: времязатратный поиск подходящего конкурса или гранта, подача расширенной заявки, описания проекта, соответствующего конкретным требованиям, ожидание решения. Однако даже в случае победы школа будет носить разовый характер, а не системный, как это следовало бы делать, учитывая цели ШМИ. Второй — поиск спонсоров. Если предположить, что организаторы ШМИ и других схожих проектов готовы взять на себя дополнительную функцию поиска подходящего спонсора, куда им обратиться в первую очередь? Кто может быть спонсором ряда мероприятий, ориентированных на школьников и связанных с наукой? Или по-другому: каким должно быть содержание программы, чтобы она стала выгодна коммерческой структуре?То, что удачно реализуется заграницей, по разным причинам не приживается в нашей стране. К сожалению. Третий — перевод проекта на платную основу. Вероятно, этот вариант оптимально вписывается в концепцию университета предпринимательского типа и мог бы порадовать некоторых. Оплата должна составлять небольшую сумму, однако для некоторых семей даже она будет не по средствам, и нет в головах этих обычных людей на данный момент достойного ответа на вопрос, почему это так важно — познакомить детей с наукой. Если за деньги, то развлечение. Если развлечение, то при чем тут университет? Есть четвертый вариант — поддержка подобных проектов областными органами власти. Подобные прецеденты уже имели место: в прошлом году губернатор Ростовской области утвердил список приоритетных выставок 2012 года, поддерживаемых финансово из областного бюджета, в число которых вошел и Фестиваль науки Юга России, создаваемый той же инициативной группой. Фестиваль, имеющий колоссальные масштабы и собирающий тысячи человек, финансируется из государственного бюджета примерно на треть. Оставшиеся траты берет на себя ЮФУ. И даже при очевидной пользе этого мероприятия, вызвавшего большой резонанс среди жителей города, региона, всего научного мира Юга России и российской науки в целом, дающего сильнейший импульс в формировании положительного имиджа конкретного университета, этого научного праздника, способного стать любимым и ожидаемым для общества, находятся недовольные «бессмысленной тратой» денег. Куда уж тут искать в бюджете деньги на научную игру для сотни школьников, когда ситуация и без того неоднозначная. Возникает вопрос: а на что же в этом случае следует тратить? На бесконечные методички? Или новое оборудование, на котором скоро некому будет работать? Или новые системы оценки качества? Кажется, что скоро оценивать уже будет нечего и некого, если системно, а не в течение пяти лет, не поддерживать проекты, подобные Фестивалю науки, «Человеку изобретающему» или Школе молодых инноваторов. Да, эти проекты не принесут финансового благополучия отдельным структурам или людям. Они способны научить основам коммерции только старшеклассника, который впервые участвует в экономической игре. Но в массе они могут изменить будущее страны. Если кого-то это волнует. В Японии на церемониях награждения юных изобретателей обязательно присутствуют члены императорской династии. В контексте российской действительности родилось желание поменьше — для начала дайте возможность отыскать наших «кулибиных» и помочь им сделать первые шаги... _____________________ © Дивеева Наталья Валерьевна |
|