Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
*Испанские воины-добровольцы, воевавшие в период ВОВ в Красной армии. Исследование А.Ф. Щеглова. Выпуск № 17
(№8 [398] 01.08.2022)
Автор: Александр Щеглов
Александр Щеглов

Испанские лётчики в ВВС Красной Армии

*

АНТОНИО  АРИАС  АРИАС (ANTONIO ARIAS ARIAS)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 25 апреля 1915 г., по профессии линотипист. В Коммунистической партии Испании с 1936 по 1970 гг.  С началом гражданской войны вступил в роту народного ополчения, а в октябре 1936 г. в воздушные силы Республики. В первой половине 1937 г. Ариас в составе 1-го набора курсантов был направлен для обучения в специально созданное для испанцев Кировабадское лётное училище в Азербайджане, СССР (ныне Гянджа). После возвращения в Испанию воевал на советских истребителях  И-16 в составе 1-й эскадрильи 21-й группы. Его однополчанами стали будущие известные лётчики-эксперты Эдуардо Клаудио, Хосе Мария Браво и Мануэль Сарауса. Он летал на различных фронтах в воинской части, которой руководил Иван Девольченко, где командиром патрульного подразделения вначале был Николай Иванов. В конце ноября 1937  г. Антонио назначили заместителем командира 4-й  эскадрильи, комэском которой был Мануэль Сарауса. Лётчики, получившие подготовку в Кировабаде в составе первого набора, были назначены командирами эскадрилий это Клаудини и Браво, они стали его друзьями. В июне 1938 г.  Антонио Ариас возглавил летную воинскую часть.

В своей книге «Огненное небо», изданной в России и в Испании, Ариас вспоминает наиболее известных летчиков-истребителей Республики испанцев и советских лётчиков, среди них: Евгений Антонов, Сергей Грицевец, преподаватель во втором потоке обучения испанцев в Кировабаде, а также  Анатолий Серов, Михаил Якушин, Александр Романов, Павел Коротков, Евгений Степанов, Иван Ерёменко, Яков Смушкевич, генерал Евгений Саввич Птухин и комиссар Ф.А. Агольцов. Среди испанских пилотов он перечисляет  отличившихся по его мнению лиц: Сабино Кортисо, Элой Гонсало Обарро, Луис Фрутос, Мигель Самбудио, Хуан Комас и некоторых других. В связи с блестящей атакой Чатос и Москас на аэродром Гаррапинилльос в Сории в октябре 1937 г. он вспоминает в своём рассказе советских лётчиков  на И-16 Бориса Смирнова, Гусева, Яременко, Ухова и Плещенко. Он также обращает внимание  об одном эпизоде войны, случившимся в июне 1938 г., когда русский лётчик Фёдор Филипченко, раненый в бою на подбитом самолёте Моска, был взят на сопровождение и под защиту патрульными самолётами Ариаса до самой его посадки на аэродроме. Об этом воздушном бое в 1976 г. спустя 42 года рассказал сам Филипченко. Много русских инструкторов-преподавателей, обучавших испанских курсантов в Кировабадском военно-воздушном училище, принимали участие в гражданской войне в Испании, в частности, Романов, который погиб 27 июня того же года при  испытательном на И-16, у которого  перед посадкой внезапно выпустились ассиметричные закрылки, Степан Супрун и Хосе Пунктус, также служившие преподавателями в кавказском училище.

В августе 1938 г. 5-я эскадрилья по-прежнему была укомплектована русскими пилотами под командованием Сергея Грицевца, его заместителем служил Павел Коротков. Что касается Короткова, то на его счету много сбитых самолётов противника различных типов. Он прошел подготовку в училище высшего пилотажа в Одессе (в годы Великой Отечественной войны воевал отлично ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а в будущем он стал генералом).

Серьёзный вклад принадлежит Ариасу в повышение боевых качеств истребителей ВВС Республики в заключительный период гражданской войны. В частности, ему принадлежит идея оснащения самолётов-истребителей усовершенствованной системой питания двигателей, что позволило повысить потолок полёта до 7–8 тысяч метров, а также давало возможность сражаться на равных с немецкими истребителями Мессершмидт-109. Ещё одна интересная инновация, которая по праву принадлежит ему вместе с Хосе Мария и МануэлемСарауса, которая заключалась в том, что осенью 1938 г. они внедрили в боевой порядок истребительной авиации Республики двойки (пары) истребителей при  вылетах  на боевое задание вместо существовавших до этого четвёрок, которые в бою были сложны в управлении при встрече с истребителями противника и в организации собственной защиты при его атаках.

В конце августе 1939 г. после отступления из Каталонии и пребывания во французских лагерях Архелес сюр Мер и Гурс вблизи Олорона Сент Мари  Антонио Ариас вместе с другими лётчиками из Гавра выехал в Ленинград. Вскоре он с земляками оказался в доме отдыха Занки, украинском город недалеко от Харькова, где им в течение двух месяцев были созданы прекрасные условия для реабилитации. Затем им был предоставлен выбор для устройства на работу по специальности, которые каждый имел до начала гражданской войны в Испании. Ариас стал работать на ремонтном предприятии Харьковского тракторного завода (ХТЗ) вместе с Мануэлем Сарауса и Эрминио Кано. В этом же городе на заводе «Серп и молот» трудились Хуан Ларио, Хосе Мария Браво и ещё группа испанцев, которых определили изучать специальности в Иженерно-промышленном училище Харькова.

Здесь на предприятии Антонио познакомился со своей будущей женой Аделой Дельгадо, которая родилась в Мадриде также, как и он. В феврале 1941 г. в их семье родился первый ребёнок – девочка, которую назвали Ньевес. В этом же месяце Антонио предложили переехать  на учёбу в один из подмосковных учебных центров, на что он дал согласие.

*

После начала немецкой агрессии против СССР 22 июня 1941 г. он одним из первых испанских лётчиков-истребителей добился права летать в 1-й Авиационной бригаде. После поездки на Урал, где он в группе других испанских пилотов осваивал полёты на трофейных немецких самолётах, Антонио Ариас принял участие в обороне Москвы, летая на самолёте МиГ-3 в составе 2-й эскадрильи 283-го истребительного авиационного полка. Затем он воевал в составе 1-й Авиационной бригады, базировавшейся на аэродроме в подмосковном Быково.

Весной 1942 г. Ариас был направлен в Ленинград, где он был назначен  в состав 2-й эскадрильи 964 -го истребительного авиационного полка, в который чуть позже поступили на вооружение самолёты Хавкиер «Ураган». Через некоторое время вместе с Ладислао Дуарте получил назначение в 130-ю истребительную авиационную дивизию, которой командовал генерал Король. Дивизия дислоцировалась  севернее г. Вологда. Дуарте служил в 740-м истребительном авиационном полку в г. Череповец, а Антонио Ариас находился в г. Дубровский. Командиром его полка был майор Тарасов, а комиссаром Фомин. Антонио вступил в должность заместителя командира эскадрильи при том, что комэском стал  лейтенант Горлов. В эскадрилье несли службу испанцы Мануэль Хисберт, Хулиан Диес и чех Владислав Гусс. В состав эскадрильи входили пилоты различных национальностей, русские: Горлов, сибиряк Иван Сахарцов, Сергей Яковлев, Кобрин и уралец Демьяновский; узбек Азин Дозиндодуков, азербайджанец Али Мухамедов, украинец Резник и казах Самедов. Пилоты летали на американских истребителях «Томагавк» и «Киттихок». Позади кабины одного из самолётов «Томагавк» механики поставили отметку, что означало на этом самолёте летают в качестве инструкторов Ариас и Горлов.

Летом этого года были назначены на должности военных лётчиков-истребителей испанцы Хосе Мария Браво, Диас Сантос, Палларес и Карбонель, до этого служившие в инженерных войсках сапёрами-минёрами. Они стали пилотами полков истребительной авиации 9-го армейского корпуса противовоздушной обороны, которым командовал генерал Евсеев, Герой Советского Союза, получивший это звание за подвиги в годы гражданской войны в Испании. Противовоздушной обороне Баку придавалось особое значение, как стратегическому району, важнейшему центру добычи нефти Советского Союза. Охрана Азербайджанской зоны ПВО осуществлялась днём и ночью  в любых погодных условиях. Для этого военно-воздушные силы ПВО были укомплектованы  высокопрофессиональными лётчиками, летавшими как на самолётах советского, так и американского производства.

В 1943 г. Ариас служит на Волховском фронте, он командует 2-й эскадрильей. В это время шли бои с целью прорыва блокады города Ленинграда. Вместе с ним сражались Хисберт, Диес и Дуарте. В полку на вооружении были американские самолёты «Киттихок» и «Кингкобра» и английские истребители  Hawker “Hurricane”. Русские товарищи в составе полка были уже знакомыми по предыдущей службе. Это Михаил Горлов, Михаил Яковлев, Виталий Ерош, а командиром полка был Тарасов, комиссаром Василий Фомин. Через некоторое время командиром 3-й эскадрильи был назначен Пётр Харитонов, известный тем, что в двух воздушных таранах сбил два фашистских бомбардировщика. Воздушные бои проходили в основном над Ладожским озером, покрытым льдом. В одном из таких боёв был сбит и погиб Игнасио Агиррегоикоа, однополчанин Ариаса, который был среди так названнх  «Детей войны» - испанских ребят, вывезенных до Великой Отечественной войны из Испании, выросших  в СССР и ставших лётчиками.

Ариас должен был поехать в Москву для подготовки на курсах лётчиков – ассов но, когда выяснилось, что он испанец, командировку отменили. В тоже время и по аналогичной причине был не допущен для учёбы на этих курсах Браво. В конце года Антонио получил краткосрочный отпуск и смог посетить свою семью жену Аделу и дочь Ньевес, которые жили в Сибири в городе Бирске. Во время его отсутствия в  полк прибыли три новых испанских лётчика Мануэль Хисберт, Хулиан Диас и Хосе Гомес. С первым Антонио был знаком по боевым действиям в Испании, он летал на советских истребителях И-16, которых испанцы называли курносые (chatos).  Двоих последних он не знал. Полк принимал  участие в боевых действиях на Ленинградском фронте прикрывал в зимний период путь снабжения блокадного города по льду Ладожского озера, который назывался «дорогой жизни», затем фронт переместился на запад в Восточную Пруссию.

Летом 1944 г. на самолёте «Аэрокобра» Р-39 участвовал в операции «Багратион», освобождая  Белоруссию. Воздушне бои шли в районах городов Великие Луки, Полоцк, Витебск и Борисов в основном направлении на Минск. Воздушной армией командовал генерал Котров, который в годы войны в Испании был советником под именем Николас. Командиром 130 дивизии стал полковник Дмитриев. Прибыли новые американские самолёты «Киндекобра», которых перегоняли через всю Сибирь группами по 12 машин.

На заключительном этапе Великой Отечественной войны Ариас воевал и закончил войну в ВосточнойПруссии в 439-м истребительном авиационном полку, входившем в состав 130-й истребительной авиационной дивизии, а также в 954-м истребительном авиационном полку, где был назначен штурманом-заместителем командира полка. В советских лётных частях было два заместителя командира: один из них – штурман, второй заместитель по вооружению. В 439-м полку он и закончил войну.

Количество его побед в воздушных боях достигло 25 сбитых самолётов, включая войну в Испании, причем среди них считаются сбитые в группе и неподтверждённые. В СССР сбил два Юнкерса 88, один из них в группе. 

В городе Барановичи он демобилизовался. Интересно, что его эскадрилья была самой интернациональной среди всех. Следует напомнить, что в ней сражались лётчики десяти национальностей под командованием испанца. Проживая в Барановичах, он принял участие в восстановлении и создании нового типографского оборудования в городе и его окрестностях. Уже на этом поприще в гражданской промышленности заслужил новой награды – ордена Трудового Красного Знамени. Со временем переехал в Минск, где избирался неоднократно депутатом городского Совета, а на предприятии был председателем товарищеского суда.

Весной 1990 г. Ариас переехал в Испанию вместе с женой и поселился в Мадриде, где и умер 21 апреля 1993 г.

*

В 1995 г. в Мадриде вышла из печати  книга  майора ВВС СССР Антонио Ариаса «Небо в огне. Воспоминания лётчика-истребителя, участника войны в Испании 1936-1939 гг. и в Великой Отечественной войне в СССР 1941-1945 гг.» Текст книги был ранее опубликован в России, а в Испании его проверил и существенно поправил перед изданием  Хосе Мария Браво по просьбе вдовы Ариаса -  Аделы Делгадо Ромеро.

Награды: 

Орден Красного Знамени (из книги Рaфаэля де Мадариага Фернандеса)

Орден Отечественной войны I степени. Дата поступления на службу:1937. Воинское звание: капитан. Воинская часть: 964 иап 124 иад ПВО СевФ ПВО. Приказ подразделения : 30/н от: 03.11.1944. Издан: ВС Северного фронта ПВО. Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33.Опись ист. информации: 690306. Дело ист. информации: 1164.

 Орден Отечественной войны II степени. Номер документа: 75 Дата документа: 06.04.1985 Автор документа: Министр обороны СССР. Архив: ЦАМО. Картотека: Юбилейная картотека награждений Расположение документа: шкаф 2, ящик 2

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Воинское звание: капитан  Кто наградил: Президиум ВС СССР. Дата документа: 09.05.1945. ЦАМО. Картотека: Картотека награждений Расположение документа: шкаф 5, ящик 2

 Медаль «За оборону Москвы». Воинское звание: капитан. Кто наградил: Президиум ВС СССР. Дата документа: 01.05.1944. ЦАМО.  Картотека: Картотека награждений. Расположение документа: шкаф 5, ящик 2

Орден Трудового Красного Знамени.

Наградной лист (фотокопия) к ордену Отечественной войны I-й степени:

 

 

Вывод из наградного листа: «За активное  участие в обороне Москвы, за подготовку 15 боевых лётчиков-истребителей, за перегонку 20 боевых самолётов без малейших происшествий, за высокие показатели в учебно-боевой и политической подготовке эскадрильи, которая является примерной в полку. За высокую тактическую выучку  лётного состава в борьбе с немецким фашизмом тов. Ариас  достоин награждения правительственной наградой орденом ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА I-й СТЕПЕНИ»

      Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 81-84   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.81-84. Сокращенный перевод Щеглова Александра здесь и других биографий лётчиков.
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 315.
  3. Наград: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada

*

СЕБАСТЬЯН АЛТЕМИР АЛТЕМИР (SEBASTIAN  ALTEMIR ALTEMIR

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 14 апреля 1918 г.в Алинс дель Монте в провинции Уэска и проживал до 1937 г. в  районе Фонс той же провинции и занимался сельским хозяйством в своём доме. Член Компартии Испании с 1937 г. В том же году вступил в ряды армии Испанской Республики. В ряды авиации вступил 2 мая 1937 г. в Валенсии, затем переехал в Мурсию, чтобы стать курсантом авиационной школы. Однако это ему не удалось в течение целого года и пришлось вернуться в пехоту.В 1938 г. вновь вышел приказ о наборе курсантов в Сабаделе для подготовки пилотов в Советском Союзе. Группа теперь уже 4-го набора выехала  в СССР через Францию 12 октября 1938 г.

В училище обучение давалось ему легко, обучение лётному мастерству в его первой группе вёл лейтенант по фамилии Гагарин. В тройку друзей в то время входили: Франсиско Параролс из Хероны, Хуан Эгигурен из Бильбао и сам Себастиан Алтемир. Когда он перешел в группу лётчиков-истребителей его товарищами стали Антонио Куско и Мариано Чико. После окончания обучения в Кировабадском лётном училище поселился в Харькове  и  поступил на работу на завод «Серп и молот». В этом городе жили и работали 40 испанцев. На заводе он трудился токарем и добился  больших успехов стал стахановцем и был назначен бригадиром. С началом Великой Отечественной войны завод продолжал работать  до октября 1941 г., когда был эвакуирован в город Горький. В апреле 1942 г. Алтемир был включён в 5-ю Бригаду  специального назначения, готовившую партизан для действий в тылу противника. Он затем часто вспоминал о своём участии в партизанских отрядах на территории Белоруссии в тылу у немцев, в том числе особенно в акции по подрыву большого воинского эшелона фашистов.

В ноябре 1942 г., в Москве,  благодаря знакомству с генералом ВВС Осипенко, Себастьян стал лётчиком авиации ПВО. Всю войну он находился в горьковской зоне ПВО до 1948 г. Его 423-й истребительный авиационный полк входил в состав 142-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Были там и другие пилоты испанцы Хуан Эгигурен Мадариага, Рой Лилло и Франсиско Гаспар, Адольфо Торрес служил в 786-м истребительном авиационном полку этой же дивизии. Его товарищами по работе в Харькове, службе в партизанских отрядах и в авиации, кроме уже упомянутых выше, были Диего Томас, Антонио Куско, Хуан Калдевилья и Фернандо Бланко. Он летал на учебных  самолётах У-2, УТЕ-2, УТИ-4 – самолёт с двойным управлением на И-16, а затем на всех сериях Лаг. Как все испанские лётчики в СССР Алтемир летал на самолётах от Лаг-3 до Лаг-5 и Лаг-7 все деревянные, заканчивая металлическим Лаг-9 . Из американских он освоил «Thunderbolt» Republic P-47. Выполнял боевые задачи и проходил воинскую службу в Горьком до апреля 1948 года в звании старшего лейтенанта и командира патрульной группы. За участие в Великой Отечественной войне Алтемир бы награждён медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После демобилизации в 1948 г. поступил на работу на  Горьковский автомобильный завод сначала токарем вместе с Ладислао Дуарте и Сантосом Севилья. Постепенно он рос по своей карьерной лестнице и у же в 1949 г. чертёжником-проектировщиком, а в 1953 г. был назначен старшим механиком, продолжая свою учёбу в заводском институте. Таким образом, совмещая работу с учёбой,  он  в 1957 г. получил назначение на должность главного технолога-проектировщика. А затем, повышая свой профессиональный уровень, стал заниматься сложной темой автоматизацией производственных процессов. У него в подчинении уже были инженеры ГАЗа, имевшие соответствующую подготовку и опыт работы на предприятии.

В 1952 г. Себастьян женился на Кубанковой Евдокии Григорьевне, жительнице Горького. У них в семье родился сын, который по прошествии многих лет уже в Испании в Барселоне работает на предприятии IBM. В 1957 г. 1-го сентября  Алтемир через Кастельон вернулся в Испанию и поселился в городе Вальс. В течение 22 лет проработал в должности технического директора и шефа по привлечению инвестиций на предприятии, занимающемся изготовлением электронных компонентов для автомобильной промышленности и потребностей домашних  электроприборов. На заводе работает более 4000 человек персонала. До настоящего времени проживает в том же городе. Размышляя о собственном участии и своих земляков в войне в СССР, он считает, что всё это способствовало улучшению мировой обстановки, жизни людей, хотя не всё удалось сделать до конца. Готовит материалы своих воспоминаний о прожитых годах. У него сложилась уже многолетняя дружба с Хуаном Франсиско Гомесом Мартинесом, с которым он вместе учился в четвёртом наборе курсантов в Кировабаде.  Алтемир был членом АДАР (Ассоциация лётчиков Республики), ему было присвоено звание полковника авиации в отставке.

       Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 85-86   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.85-86. Сокращенный перевод  с испанского языка.
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 139.
  3. Lista de “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 4-ra promoción, # 123// Список «Ассоциации авиаторов Республики», 4-й набор, № 6.
  4.  Наград: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada

________________________

© Щеглов Александр Федорович

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum